|
Песочная терапия в работе с персоналомАвтор статьи: Уланова Юлия Львовна
Песо́чная терапи́я — один из методов арттерапии(терапии искусством). Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую гармонию и уверенность в себе. Все дети играют с песком. Попадая на пляж, ребенок начинает строить песочные замки, укрепления и города. И считает естественным, что через некоторое время замок будет смыт волной. А ребенок с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство. Играя с песком, человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Этот процесс символизирует то, что: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - просто старое уступает место новому. Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Чем помогает. Песочная терапия помогает: - Отреагирование травматического опыта - Расширение внутреннего опыта - Укрепление доверия к миру - Изменения отношения к себе и окружающим - Психопрофилактика Как правило, требуется курс от 7 до 15 сеансов, продолжительность 30 – 60 минут. Оборудование комнаты песочного терапевта. В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. В коллекции должно быть достаточно объектов, вызывающих отвращение и, напротив, привлекательных. Это обеспечит клиенту возможность выразить, а затем интегрировать полярности и внутренние конфликты. Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:
Категории объектов: - люди; - животные; - растения; - здания, строения; - полезные ископаемые; - транспорт; - ландшафт; - планетарные символы; - рефлексивные объекты (символизирующие мудрость, правду, самореализацию и т.д.) - освещающие объекты; - ароматические объекты; - объекты зависимостей; - символы коммуникаций. Алгоритм проведения работы. Барбара Лабовитц и Анна Гудвин (2000) предложили свой вариант стадий процесса песочной терапии: Стадия 1. Создание мира. Стадия 2. Переживание и реконструкция. Стадия 3. Терапия. Стадия 4. Документация. Стадия 5. Переход. Стадия 6. Демонтаж мира. 1. На стадии «Создание мира» клиенты в психологически безопасном пространстве начинают создавать свои миры. Дается стандартная инструкция «Создать свой мир». 2. Стадия «Переживание и реконструкция» обеспечивают возможность интенсификации внутренней работы клиента. На этой стадии клиенты манипулируют с объектами своего мира, перестраивают его, если необходимо, разделяют с психологом любые мысли или чувства. 3. На стадии «Терапия» психолог задает вопросы, позволяющие углубиться в проблему, но не вставляет замечания или впечатления от мира, построенного клиентом. Решение проблемы достигается через переживание клиентом травмирующей ситуации и сотрудничество его бессознательного и сознательного. 4. На стадии «Документация» клиентам дают возможность фотографировать миры, которые они создали. 5. На стадии «Переход» психолог помогает клиентам установить связь между построенными мирами и их реальной жизнью. Вместе они исследуют то, что отражает проблему (и ее решение) в созданном мире, и то, как клиенты могут использовать полученные новые знания. 6. На шестой стадии построенный мир разбирается. Желательно, чтобы клиент сам разбирал свой мир, так как это его пространство. Схема анализа песочных миров. Анализ песочных миров осуществляется по следующей схеме:
Схематическое изображение песочного листа делится на три части по вертикали: левую, центральную и правую. Если ваш клиент левша, то схема анализа его подноса будет прямо противоположна схеме правши. Все объекты, которые находятся в левой части подноса, касаются прошлого клиента: его опыта, семейной ситуации, отношений с матерью и эмоционально-чувственной сферы его жизни. Центральная часть подноса — это настоящее клиента: то, что интересно, актуально сейчас. Все объекты, находящиеся в правой части песочного мира, относятся к будущему клиента: это его представления, образы, мечты, планы. По горизонтали поднос делится на две части: нижнюю и верхнюю. Объекты, находящиеся в нижней части, относятся к бессознательной сфере клиента: то, что не осознается, возможно, вытесняется. В верхней части размещаются объекты, относящиеся к сознательной сфере: то, что является осознанным материалом. Анализ проводится на трех уровнях. Первый уровень — объект является тем, чем называет его клиент. В первую очередь при анализе учитываются те значения, которые приписывают объектам сами клиенты. Например, часто кедровые шишки служат в клиентских мирах деревьями, камешки — ступеньками, коробка из под сигарет — современным блочным домом и т. п. Второй уровень — функциональное значение объекта, то, какими функциями он обладает. Например, если в подносе находится дом, то его функциональное значение — уют, тепло, защита, жилище, отделение, сохранение и др. Третий уровень анализа — символическое значение объекта, то есть то значение, которое приписывается объекту с точки зрения религии, культуры, ментальности. Для этого психологам понадобится словарь или энциклопедия символов. Возможности применения в работе с персоналом. Психологическая песочница эффективно применяется для решения целого ряда задач:
Техника создания «Тематически ориентированного мира» Цель: может решать любую из представленных задач, в зависимости от заданной темы. Психолог предлагает построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. «Я и моя работа», «Мой коллектив», «Профессиональный рост», «Мои отношения в коллективе», «Мой первый рабочий день» и т. п. Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства. Психолог спрашивает: «Что необходимо добавить, чтобы чувствовать себя лучше?» и просит внести в картину этот элемент или что-то изменить в картине. Работа с коллективом Цель: сплочение коллектива, коррекция межличностных отношений. Психолог предлагает членам коллектива построить мир, отражающий их реальную ситуацию взаимодействия. Далее происходит обсуждение этого мира, каждый персонаж оживает и может что-то сказать. После обсуждения предлагается построить мир, комфортный для всех. Каждый может добавить в мир то, что ему необходимо, чтобы чувствовать себя более комфортно, договорившись с остальными. Параллельные миры Цель: сплочение коллектива, адаптация. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников). Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюр, построить в своих подносах с песком собственные миры. Все одновременно строят, соблюдая тишину. Затем, когда миры готовы, психолог инициирует рассказ каждого клиента о своем мире. Другой вариант этой игры — «Экскурсия по параллельным мирам». Когда миры готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и дать названия увиденным мирам, постараться понять их, увидеть смыслы. Все участники в течение 10-15 минут совершают экскурсию по всем мирам. Затем происходит обсуждение. Переговоры Цель: разрешение конфликтов. Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые отражают конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести диалог и переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т. п. Реконструкция жизненного пути Цель — интеграция опыта, преодоления барьеров профессионального развития. Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюр свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то время жизни. Между фигурками можно устраивать диалоги. Диалоги также могут быть между отдельными жизненными этапами. Перепроектирование жизни Цель: профессиональное развитие, активизация творческого мышления. Психолог предлагает клиенту подумать о своем профессиональном развитии, подумать о том, что бы он изменил в нем, что привнес, что реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после «Реконструкции жизненного пути». Событие Цель: снятие эмоционального напряжения и стресса. Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история, диалоги. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выходы и решения. Медитация на песке Цель: используется для профилактики профессионального выгорания Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки. Цель — релаксация.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|