Песочная терапия в работе с персоналом

Песо́чная терапи́я — один из методов арттерапии(терапии искусством). Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую гармонию и уверенность в себе.

Все дети играют с песком. Попадая на пляж, ребенок начинает строить песочные замки, укрепления и города. И считает естественным, что через некоторое время замок будет смыт волной. А ребенок с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Играя с песком, человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Этот процесс символизирует то, что: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - просто старое уступает место новому.

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.

Чем помогает.

Песочная терапия помогает:

- Отреагирование травматического опыта

- Расширение внутреннего опыта

- Укрепление доверия к миру

- Изменения отношения к себе и окружающим

- Психопрофилактика

Как правило, требуется курс от 7 до 15 сеансов, продолжительность 30 – 60 минут.

Оборудование комнаты песочного терапевта.

В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо.

В коллекции должно быть достаточно объектов, вызывающих отвращение и, напротив, привлекательных. Это обеспечит кли­енту возможность выразить, а затем интегрировать полярности и внутренние конфликты.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

  • большие и крошечные;
  • бесцветные и ярких цветов;
  • прозрачные и непрозрачные;
  • натурально грубые и сделанные из разнообразных матери­алов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

Категории объектов:

- люди;

- животные;

- растения;

- здания, строения;

- полезные ископаемые;

- транспорт;

- ландшафт;

- планетарные символы;

- рефлексивные объекты (символизирующие мудрость, правду, самореализацию и т.д.)

- освещающие объекты;

- ароматические объекты;

- объекты зависимостей;

- символы коммуникаций.

Алгоритм проведения работы.

Барбара Лабовитц и Анна Гудвин (2000) предложили свой ва­риант стадий процесса песочной терапии:

Стадия 1. Создание мира.

Стадия 2. Переживание и реконструкция.

Стадия 3. Терапия.

Стадия 4. Документация.

Стадия 5. Переход.

Стадия 6. Демонтаж мира.

1. На стадии «Создание мира» клиенты в психологически безопас­ном пространстве начинают создавать свои миры. Дается стандартная инструкция «Создать свой мир».

2. Стадия «Переживание и реконструкция» обеспечивают возможность интенсификации внутренней работы клиента. На этой стадии клиенты манипулируют с объектами своего мира, перестраивают его, если необходимо, разделяют с психологом любые мысли или чувства.

3. На стадии «Терапия» психолог за­дает вопросы, позволяющие углубиться в проблему, но не вставляет замечания или впечатления от мира, построенного клиентом. Решение проблемы достигается через переживание клиентом травмирующей ситуации и сотрудничество его бессознательного и сознательного.

4. На стадии «Документация» клиен­там дают возможность фотографировать миры, которые они создали.

5. На стадии «Переход» психолог помогает клиентам установить связь между построенными мирами и их реальной жизнью. Вместе они исследуют то, что отражает проблему (и ее решение) в созданном мире, и то, как клиенты могут использо­вать полученные новые знания.

6. На шестой стадии построенный мир разбирается. Желательно, чтобы клиент сам разбирал свой мир, так как это его пространство.

Схема анализа песочных миров.

Анализ песочных миров осуществляется по следующей схеме:

                       

Схемати­ческое изображение песочного листа делится на три части по вер­тикали: левую, центральную и правую. Если ваш клиент левша, то схема анализа его подноса будет прямо противоположна схеме правши.

Все объекты, которые находятся в левой части подноса, каса­ются прошлого клиента: его опыта, семейной ситуации, отноше­ний с матерью и эмоционально-чувственной сферы его жизни.

Центральная часть подноса — это настоящее клиента: то, что интересно, актуально сейчас.

Все объекты, находящиеся в правой части песочного мира, от­носятся к будущему клиента: это его представления, образы, меч­ты, планы.

По горизонтали поднос делится на две части: нижнюю и верх­нюю. Объекты, находящиеся в нижней части, относятся к бес­сознательной сфере клиента: то, что не осознается, возможно, вытесняется. В верхней части размещаются объекты, относящи­еся к сознательной сфере: то, что является осознанным материалом.

Анализ проводится на трех уровнях. Первый уровень — объект является тем, чем называет его клиент. В первую очередь при анализе учитываются те значения, которые приписывают объек­там сами клиенты. Например, часто кедровые шишки служат в клиентских мирах деревьями, камешки — ступеньками, короб­ка из под сигарет — современным блочным домом и т. п.

Второй уровень — функциональное значение объекта, то, ка­кими функциями он обладает. Например, если в подносе нахо­дится дом, то его функциональное значение — уют, тепло, защи­та, жилище, отделение, сохранение и др.

Третий уровень анализа — символическое значение объекта, то есть то значение, которое приписывается объекту с точки зре­ния религии, культуры, ментальности. Для этого психологам по­надобится словарь или энциклопедия символов.

Возможности применения в работе с персоналом.

Психологическая песочница эффективно применяется для решения целого ряда задач:

  • адаптация в коллективе
  • сплочение группы
  • разрешение конфликтов,
  • коррекция межличностных отношений,
  • профессиональное развитие и преодоление барьеров на пути к самореализации
  • снятие эмоционального напряжения и стресса, профилактики профессионального выгорания
  • активизация творческого мышления.

 

Техника создания «Тематически ориентированного мира»

Цель: может решать любую из представленных задач, в зависимости от заданной темы.

Психолог предлагает построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. «Я и моя работа», «Мой коллектив», «Профессиональный рост», «Мои отношения в коллективе», «Мой первый рабочий день» и т. п.

Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства. Психолог спрашивает: «Что необходимо добавить, чтобы чувствовать себя лучше?» и просит внести в картину этот элемент или что-то изменить в картине.

Работа с коллективом

Цель: сплочение коллектива, коррекция межличностных отношений.

Психолог предлагает членам коллектива построить мир, отражающий их реальную ситуацию взаимодействия. Далее происходит обсуждение этого мира, каждый персонаж оживает и может что-то сказать. После обсуждения предлагается построить мир, комфортный для всех. Каждый может добавить в мир то, что ему необходимо, чтобы чувствовать себя более комфортно, договорившись с остальными.

Параллельные миры  

Цель: сплочение коллектива, адаптация.

Для этого необходимо иметь несколько пе­сочниц (по количеству участников).

Психолог предлагает участникам, используя коллекцию ми­ниатюр, построить в своих подносах с песком собственные миры. Все одновременно строят, соблюдая тишину. Затем, когда миры готовы, психолог инициирует рассказ каждого клиента о своем мире.

Другой вариант этой игры — «Экскурсия по параллельным ми­рам». Когда миры готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и дать названия увиденным мирам, постараться по­нять их, увидеть смыслы. Все участники в течение 10-15 минут совершают экскурсию по всем мирам. Затем происходит обсуж­дение.

Переговоры

Цель: разрешение конфликтов.

Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые отражают конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести диалог и переговоры между конфлик­тующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, от­ражающие действия, ресурсы, помощников и т. п.

Реконструкция жизненного пути 

Цель — интеграция опыта, преодоления барьеров профессионального развития.

Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюр свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то время жизни. Между фигурками можно устраивать диалоги. Диалоги также могут быть между отдельными жизненными эта­пами.

Перепроектирование жизни

Цель: профессиональное развитие, активизация творческого мышления.

Психолог предлагает клиенту подумать о своем профессиональном развитии, по­думать о том, что бы он изменил в нем, что привнес, что реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепро­ектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может про­водиться и после «Реконструкции жизненного пути».

Событие

Цель: снятие эмоционального напряжения и стресса.

Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история, диалоги. В ситуации проигрывания травматического опыта пси­холог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выхо­ды и решения.

Медитация на песке

Цель: используется для профилактики профессионального выгорания

Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки. Цель — релаксация.

  1. Рисование на песке дыханием через трубочку для кок­тейля.
  2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
  3. Создание мандалы на песке с использованием мелких пред­метов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.).


Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия хаоса.
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия борьбы.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Чем поможет психолог? Зачем нужен психолог? Как помогает психолог?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • Психолог как психолог. Психолог как клиент. Часть 2.
  • Психолог как психолог. Психолог как клиент. Часть 1.
  • Мы раскрываем Миры. Профессия психолог. (случай из практики)
  • Как психолог помогает клиенту?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Игра в песке «Песочная терапия»
  • Как психолог помогает клиенту стать идеальным
  • Может ли психолог (психотерапевт) давать советы своему клиенту?
  • Объекты и отношения аналитического процесса глазами наивных субъектов: общее и частное
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Он меня пугает: что делать, если мужчина предлагает секс-эксперименты?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Почему психолог вне религии? И есть ли конфликт между религией и психологией.
  • #Психобизнес Что сказать клиенту, который спрашивает “Нужен ли мне психолог?”
  • Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь