Тело и Душа

"Там, где мы перестали танцевать, петь, очаровываться историями или наслаждаться тишиной, - это то, где мы переживаем потерю души. Танец, пение, рассказывание историй и тишина - это четыре универсальных целительных бальзам"

Импульс, Опора, Ощущение, Реакция, Движение и, только потом Эмоция и Чувство. Мы не выражаем "мысли и чувства при помощи движений" (как принято считать и как часто говорится), само ощущение - это уже "движение". К тому - же, эмоции возникают за ощущениями, а не наоборот.

Мы опираемся на тело каждый день, делается это бессознательно. Правда, есть в этих словах - "я опираюсь на тело" какое - то расщепление, наверное правильней будет сказать - в своем теле я опираюсь на кости, на косточки, это как - то больше соответствует реальности.

Если немного обобщить, то "опора на свою телесность" может стать не только подмогой в каждодневном труде, но и в улучшении вашего восприятия, в улучшении контакта с окружающей средой, во взаимодействии. Ощущения и эмоции – центральное звено механизма регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Поведение всех животных организмов формируется под сильнейшим воздействием испытываемых ими ощущений и эмоций. Такая закономерность кроется в существовании жёстких и устойчивых связей между нервными центрами и соответствующими исполнительными органами.

 Арсений Тарковский как - то сказал - "Душе грешно без тела, Как телу без сорочки, - Ни помысла, ни дела, Ни замысла, ни строчки" . Да - да, дорогой читатель, тело - это одежда, которая оберегает, помогает существовать, но и предъявлять - себя и что - то своё. Правда, тело нужно не только для "выражения", потоки информации двунаправлены, от психики к телу и наоборот, от тела к психике. Душа и Тело взаимосвязаны.

Если говорить про танец, то это всегда возбуждение в теле, возбуждение следующее за ритмом, а не наоборот. "Люди всегда танцевали не от избытка сил, а для их приобретения." На заре цивилизации танец являлся способом общения человека с миром, в том числе с чем-то не познанным и тайным.

Надо сказать, что нет тела, которое бы "не годилось" для танца, просто каждому нужен особый ритм. У каждого человека свой танец, своя музыка, звучащая внутри, свой рисунок, своя хореография.

Движение, ритм и темп не отделимые понятия. "Польза танца всегда заключалась в том, что человек умел со настроить пульсацию своего тела с ритмами окружающего мира, природы." и для того, чтобы танцевать, наверное достаточно услышать "свою музыку" и следовать ей, ощутить и откликнуться на звучащий ритм, пойти за ним, доверяя земле и... своим косточкам , которые радостно откликнутся тому звучанию, что так нравится вам.

Подвижность в среде обитания - самая важная жизненная потребность живых существ. В ходе длительной эволюции форм и потребностей живых существ подвижность тела и его перемещение в среде обитания стала собственной анатомической особенностью и развитой функцией млекопитающих. Только подвижность позволяет им осуществлять удовлетворение всех других жизненно необходимых потребностей организма: пищевой, половой, потребности самосохранения и заботы о потомстве.

Органы опорно-двигательного аппарата наземных млекопитающих – лапы (две передние и две задние). Хвост – у большинства млекопитающих, орган поддержания необходимого положения тела при движении и в состоянии покоя. К органам подвижности тела, имеющих существенную роль в жизнеобеспечении организма, относятся шея, позвоночник, органы захвата и жевания пищи.

"Именно образ активности животных посредством функций органов движения и подвижности определяет степень и потенциал их жизнеспособности. Именно эволюция органов опорно-двигательного аппарата и приспособление их к новым специализированным способам перемещения тела в пространстве создали условия появления качественно новых эффективных форм и способов жизнедеятельности всех млекопитающих." 1

К определенной форме движения относится и остановка или пауза. Не секрет, что чувство - это остановленное движение, это возбуждение преобразованное в движение или чувство.

Сильные эмоции в свою очередь связаны с целым рядом физиологических изменений - изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых желез. Причем все это - не случайный набор разрозненных признаков, а увязанные между собой реакции организма.

Физиологически это значит, что возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что обуславливает соответствующие изменения в организме. 
 
Включение подкорки и ретикулярной формации в эмоциональный процесс может создавать большой резерв нервной энергии, которую человек использует в своих действиях и поведении. Удовольствие и неудовольствие - основные состояния человека, на базе которых формируются все бесчисленные оттенки чувств. 2 
 
Для того, чтобы сориентироваться в то в чём вы находитесь сейчас, да и где вы находитесь сейчас нужна пауза, нужно ощущение, нужно чувство - нужно тело. Весь этот процесс не мыслим без тела, это и есть суть телесных процессов, это и есть Я. То как я это все делаю, как я переживаю или не переживаю, как я получаю удовлетворение, как я переживаю возбуждение или останавливаю его. То как я двигаюсь — как я смотрю, как прикасаюсь, как дышу, то как я живу, то как здесь живет моя Душа.
     

Эльвира Сикорская (гештальт - терапевт, супервизор, г. Томск)

1Использован материал - "Механизмы антросоциогенеза"

2 Текст - Чувства

 Фото - Пантелеев Сергей (г. Томск)

Тело и Душа



Просмотров: 569
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Предательство тела: Когда тело "сходит с ума"...
  • "Принять" или "бороться": о психологическом принятии своего тела.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • Шепот собственной души и тела, или "почему же совершенно нет сил"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я такая как есть, и совсем не желаю меняться" (про тело, стыд и изменения)
  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Скандинавская ходьба- музыка для тела"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Проективная методика "Образ тела"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Всем "Х" нужно только "Y"
  • Боль - это специфический полевой процесс, который Хеллингер называл "прерванное движение"
  • "Чтоб тебе повылазило" или как эмоции разрушают наше тело
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Про анорексию. На примере фильма "Против тела", Испания, 2005
  • Лишний вес в контексте культуры: Проблема "плохого" тела.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь