Первоклашки на школьной линейке всегда особенно трогательны. Стройный ряд худых коленок в белых колготках, нарядные галстучки и черные пиджачки, разноцветные гладиолусы и лица, замершие в предвкушении неизведанного. А что было накануне? Горькие слезы маленького «нехочухи» или счастливые улыбки будущего первоклассника, приятные хлопоты или ожидание наказания длинною в 10 лет? Как помочь ребенку вступить во взрослую жизнь без лишнего беспокойства? Об этом поговорим сегодня.
Глазами будущего первоклашки
Просто прекрасно, если вы отчетливо помните свои детские переживания, связанные со школой, и понимаете ошибки собственных родителей. Тогда вам не о чем волноваться – ваш первоклашка, скорее всего, начнет свой школьный путь с ощущением гармонии и стабильности внутри. А вот если вы стали взрослым настолько, что воспоминания эти уже погребены под ворохом других более важных событий, то сейчас, накануне сентября, самое время воскресить свои «предпервоклассные» ощущения…
Итак, еще пару месяцев назад вы покинули тепличный детский сад. Вы отчетливо осознали, что в прошлое навсегда канули сончасы, прогулки, полдники, любимые нянечки и воспитательницы. Мама с бабушкой со скорбным видом вздохнули: «Ну все, выросла… Кончилось детство. Скоро – в школу!». Уже? Так быстро? В два счета? Да как же так-то! И вдруг резко стало все нельзя. Вернее, даже не «нельзя», а… Играешь на полу с куклой, а папа над тобой смеется – большая уже в куклы-то играть; залезешь на кровать как раньше попрыгать – косые взгляды, мол, не по статусу подобные забавы, ведь в школу скоро. А еще как назло соседская Катька читает и пишет лучше тебя, а твоя мама об этом знает и постоянно напоминает. Родители вчера купили тебе дневник с принцессой на обложке, а ты хотела – с котенком, но мама сказала, что этот – лучше, потому что в нем полоски ярче. А ведь тебе же еще в садике предрекали: «Вот пойдешь в школу – кончится твоя сладкая жизнь», а ты не верила и думала, что это время не наступит никогда. Видимо, сбываться начинает страшное пророчество. И все ближе тот день, когда ты встанешь рано утром и пойдешь в школу в плиссированной юбке и заветных капроновых колготках, которые даже мерить нельзя. Они-то хоть, красивые в цветочек, и радуют. А что там, в этой школе? Какие-то учителя, какие-то непривычные и неродные другие дети… Полюбят ли они меня? Не будут ли смеяться надо мной? Чего ждать? Не понятно и пожаловаться некому.
С высоты прожитых лет, эти чувства действительно могут показаться пустяковыми. Но даже если так, то с равнодушным видом отмахиваться от чада не стоит. Ведь вам не сложно поговорить с ним по душам?
Если ребенок не хочет идти в школу
Насмотрелся ли на старшего брата, сидящего до ночи за учебниками или в детском садике отбили охоту учиться – ситуацию надо исправлять. А то к переживаниям, связанным со сменой статуса и обстановки прибавится еще и упадочное настроение и, возможно, психосоматические заболевания. Убедить идти в школу сухой логикой семилетку получится вряд ли – лучше использовать то, что доступно и хорошо знакомо ребенку в его возрасте. Желание обладать «запретным плодом», любопытство, чувство собственной важности и самостоятельности – вот, что придет на помощь.
Подготовьте малышу рабочее место, где он будет в дальнейшем делать уроки, и поясните, что такие почести – только для школьников, а не для малышей. Разрешите ребенку самому выбрать школьные принадлежности. Пусть это будут не самые практичные, зато милые детскому сердцу вещицы – ластики с ароматом малины, гнущиеся карандаши и разноцветные ручки. Это же касается одежды, обуви, школьной сумки и пр. Практика показывает, что желание обладать всем этим «богатством» способно творить чудеса! Вспомните себя, наверняка ведь был случай, когда скучный фильм смотрелся веселее, потому что вы до сеанса продефилировали по кинотеатру в новых джинсах?
Дома чаще поднимайте темы, посвященные положительным сторонам школы. Ведь, правда, ребенка там ждут не только учебники, уроки и экзамены, но и новые друзья, интересные кружки, походы в театры и чаепития.
Это я к чему все? К тому, что взрослые создают малышу атмосферу, рисуют образ школы в его детской головке. И если дома мама с папой синхронно изображают школу только в серых тонах – как тюрьму или больницу, где ребенку обязательно нужно будет мучиться и отказываться от всего привычного, – то и результат будет соответствующим.
Помогаем адаптироваться
Составьте с ребенком распорядок дня, обязательно выделив время для игр и свободного времени. Заметьте, это не одно и то же. Игры – для отдыха и развития, а свободное время для формирования самостоятельности – пусть сам решит, как и куда его потратить.
Хвалите за успехи, не ругайте за промахи. Неудача – это лишь повод начать стремиться к лучшему результату, учиться быть аккуратным, внимательным и ответственным. Нарисовал в тетрадке кривой крючок – не конец жизни, сломал пенал или порвал брюки – вещи можно купить или починить.
Соревноваться ребенок может только с самим собой, а не со сверстниками. Неделю назад не получалась красивая «Б» в тетрадке, а после ежедневных тренировок – она вышла ровнее ровного? Похвалите: «Вот видишь, ты раньше не умел, а сейчас научился». Сравнения с другими, пусть даже и впрямь более успешными, одноклассниками приведет только к зависти и формированию низкой самооценки.
Не отождествляйте ребенка с его успехами или неудачами. Он – ваш сын, самый любимый и самый очаровательный ребенок на свете. Вы любите его, не смотря на двойки, тройки и обгрызенные карандаши, а все мелочи жизни преодолеваете вместе. Не забудьте уведомить об этом свое чадо.
Не роняйте авторитет учителя и одноклассников в глазах первоклашки. Ребенку необходимо выстроить с ними деловые и дружеские отношения. А как он сможет это сделать, если будет заранее убежден, что учительница «слишком молодая для школы», а одноклассники – «глупые зазнайки»? И он это не сам придумал, об этом мама с папой на кухне разговаривали.
Статья была написана для женского журнала bird.a42.ru