Зачем нам чувства?! Или о том, что нам не сказали про Ч.Дарвина

Автор статьи: Леонов Сергей

А забыли сказать вот что.

На протяжении многих лет своей жизни, как оказывается, Дарвин разрабатывал не только теорию эволюции, но и занимался изучением выражения эмоций у животных и человека.
Он исследовал большое количество высоко организованных животных, а также людей: его современников и тех, кто жил до него (по описаниям и документам). Причём людей он исследовал из разных стран, разных возрастов, разного уровня развития, вероисповедания, статуса и т.п.

Короче, провёл приличную работу!

И в итоге пришёл к интересному выводу: всё многообразие человеческих эмоций можно свести к нескольких базовым (базовым аффектам), которые имеют абсолютно одинаковое выражение, функцию и смысл у всех людей, живущих на планете!

Обобщил он это всё в своём труде, который сейчас можно купить.

Позже, уже в 20м веке такие ученые, как С. Томкинс, Л. Стюарт и др. дополнили представления Дарвина, в результате чего появились представления о т.н. врождённых базовых аффектах.

Дж.Ходоров, танцевально-двигательный психотерапевт и жена Л. Стюарта, в своей книги "Танец и глубинная психология" (есть на русском языке) описывает последние открытия своего мужа в этой области.

Стюарт пришёл к выводу, что есть 8 базовых врождённых аффектов, которые имеют универсальный код выражения, функцию, смысл у любого человека на земле. Более того, это 8 аффектов возникают не зависимо от нашей воли, возраста, пола, умств.развития и т.п. в определённого типа ситуациях. Всегда!

Что это за аффекты?

 

Итак, 1-й врождённый аффект это

С Т Р А Х

Шкала интенсивности этого аффекта: предчувствие, волнение, беспокойство, тревога, страх, ужас, паника.

В каких ситуациях возникает этот аффект: в ситуациях НЕИЗВЕСТНОСТИ.

Зачем нужен этот аффект
Здесь хочу привести отрывок из оригинального текста Дж. Ходоров

"Когда мы встречаемся с неизвестным, нам может показаться, что мы провалились в бездну. В детстве мы воображаем, что в темноте комнаты таятся привидения и духи.

Мы учимся успокаивать себя тихой молитвой ритуалов засыпания (Stewart and Stewart 1979, стр. 47). Будучи взрослыми, при встрече с неизвестным мы можем чувствовать себя так, словно находимся на краю пропасти: наши волосы встают дыбом.  Мы дрожим, в то время как жуткое чувство ползет по нашему телу вверх от коленок, закрадывается в низ живота и карабкается по спине. Все наше внимание приковано к встрече с ужасающей неизвестностью.

На самом примитивном уровне страх помогает выжить, мы падаем в обморок (притворяемся мертвым) или убегаем. По мере развития нашего сознания мы все больше вовлекаемся в безнадежные, но продолжающиеся и постоянные взаимоотношения с неосязаемым Неизвестным.


Когда мы чувствуем присутствие несметного числа неосязаемых, незнакомых возможностей, активируется такая функция эго как интуиция.

Основное экспрессивное средство выражения страха – неконтролируемые повторяющиеся действия. Когда мы используем ритуалы, чтобы оградить себя от демонов или усмирить гнев богов, происходит развитие религиозной установки:



«По сути, феноменологию Страха можно рассматривать только как реакцию на «неизвестное», которое в своем духовном плане является «Совершенно Иным» Отто и «бездной» адского ужаса. Это и есть тот канал аналогии, который привел к формированию Религиозной Культурной Установки. В «Идее святого» (1923), Рудольф Отто в неотразимом tour de force (тяжелое путешествие) показал, каким образом большинство религиозных чувств произошли из примитивного опыта страха, «Демонического ужаса»»
(Stewart 1987b, стр. 140)

 

 

2-й врождённый аффект это

   Г Н Е В

Шкала интенсивности этого аффекта: недовольство, досада, раздражение, злость, гнев, ярость.

В каких ситуациях возникает этот аффект: в ситуациях ОГРАНИЧЕНИЯ, НАРУШЕНИЯ НАШИХ ГРАНИЦ.

Зачем нужен этот аффект
Здесь снова привести отрывок из оригинального текста Дж. Ходоров

"Когда мы испытываем ограничение, нас может «выбросить» в состояние хаоса. В младенчестве или детстве это состояние неистовства: ребенок мечется в ярости, дерется, царапается, кусается. Во взрослом возрасте  мы перенимаем самый примитивный подход к решению проблемы. Все внимание направляется на то, как «избавиться» от причины нашей фрустрации. На этом уровне, решить проблему означает, что мы попытаемся убить ее.

Зачем нам нужен Гнев? На уровне джунглей он – ключевой фактор выживания, так как проявляется каждый раз, когда нам угрожают нападением. Как отмечает Дарвин (Darwin (1872)), и у животного и у человека Гнев «придает силу мышцам и, в то же время, энергию – воле» (стр. 239).


Гнев дает нам знать, что наш мир перевернулся с ног на голову – что-то совершенно не правильно – все находится в хаосе. Когда мы начинаем ощущать, что нашей автономности что-то угрожает, мы резко концентрируем свое внимание на том, как избавиться от вторжения, которое является причиной этого беспорядка. Когда мы выявляем проблему и начинаем разрабатывать стратегии для того, чтобы восстановить существовавший порядок, мы вступаем на начальный этап такой функции эго как мышление.

«Не является ли это, то есть выявление и вовлечение в проблему, первым этапом мышления вообще? Затем последующие размышления рождают усовершенствованные стратегии для решения проблемы. Как мы знаем из горького опыта, за вспышкой гнева часто следует долгий период «перефразирования» ситуации: «Я мог бы сказать это», или «Почему я не сделал то-то и то-то» и так далее. Это и есть мышление, прагматические попытки правильно сложить кирпичики хотя бы в своем собственном мозгу; пусть, несомненно, и во власти эмоции, но все-таки мыслить».
(Stewart 1987b, стр. 141)

Экспрессивное поведение при Гневе, то есть, угроза и нападение, – самая примитивная форма рассудка. С развитием сознания мы учимся нападать на определенные проблемы символически. Здесь нам вспоминаются нахмуренные брови, сжатые кулаки и неистовая концентрация размышляющего философа:
«Философ Вильям Джеймс смотрел на философию как на необычайно упрямую попытку добиться ясности мышления, что отражает общепринятый взгляд на философа как человека, который мыслит более глубоко и упрямо, чем другие люди. Не понимать чего-то – самое большое разочарование для философа».
(Stewart 1987b, стр. 141-2)

И в насильственном нападении в гуще джунглей, и в эмфатических жестах, сопровождающих научный спор, экспрессивным поведением при Гневе является рассудок; он лежит в основе философской установки."

Таким образом, гнев в разных степенях его интенсивность, как правило, говорит о том, что нарушаются наши привычные границы: физические, эмоциональные, территориальные. О том, что наступил хаос. И именно благодаря гневу появляется желание и силы восстанавливать наши границы и из хаоса создавать порядок.

И, наоборот, отсутствие контакта со своим гневом, запрет на его выражение, рационализация по поводу того, что злиться нехорошо и т.д. и т.п. - могут блокировать такие важные аспекты нашей личности, как самооценка, уверенность, качественный контакт во взаимоотношениях (не когда ты прогибаешься "под изменчивый мир", и не когда "пусть лучше он прогнётся под нас", а когда и я чувствую силу мира и уважаю его, и миру даю почувствовать свою силу и мир уважает меня).

 

 

Обида - подавляемый гнев?!

Хотя обида и не является базовым аффектом и проявляется у всех по-разному (в отличие от аффектов, экспрессивное выражение у которых у любого человека одинаково), но всё же связана с аффектом гнева.

По сути обиду можно рассматривать как подавляемый гнев. И, кроме того, обида часть связана с нашими ожиданиями. А они, в свою очередь, очень часто бывают неадекватными, поэтому не оправдываются!

Плюс ко всему в обиде есть своя особая "выгода": обижаясь на кого-то открыто, я заставляю другого чувствовать вину. И чем дольше другой чувствует вину, тем "сладостнее" может быть чувство обиды.





 

3-й врождённый аффект это

  П Е Ч А Л Ь

Шкала интенсивности этого аффекта: тоска, грусть, печаль, горе (не как событие, а как чувство), мука.

В каких ситуациях возникает этот аффект: в ситуациях ПОТЕРИ..

Зачем нужен этот аффект

Отрывок из оригинального текста Джоан Ходоров

 

"Когда мы переживаем потерю, мы можем идентифицировать себя с вакуумом.

Дарвин описывает 51-летнюю вдову в богадельне, которая «представляла, что она потеряла свои внутренности, и что все ее тело было пустым» (Darwin 1872 стр. 183).

В младенчестве это ощущается, как будто бы никого нет рядом.

В зрелом возрасте тоска из-за потери любимого человека вызывает у нас слезы, плач, рыдания и другие ритмические выражения скорби.

«У нее было совершенно расстроенное выражение лица, она могла часами ритмически смыкать и размыкать сложенные лодочкой ладони» (там же).

Потеря приносит нам столько боли, что мы вправе спросить: зачем же тогда нужна печаль? В попытке ответить на этот вопрос, Стюарт предлагает нам представить, на что была бы похожа жизнь без печали.
Если бы нам не приходилось обращать внимание на потери, то мы бы не осознавали значимость тех, кого мы любим.

Представьте себе пресность, равнодушие жизни, если бы на смерть ребенка, супруга или друга мы реагировали примерно такими словами: «О, ну вот, видимо, и все. Что ж, сегодня ты здесь, а завтра – там».

Печаль соединяет нас не только с теми, кого мы любим, но и со всей многогранностью осязаемого мира. Потерять любимого человека означает потерять изобилие и красоту природы. Здесь на ум приходит мифологический образ неплодородных пустошей Деметры."

Апперцептивный аспект
Так как мы чувствуем важность наших взаимоотношений для осязаемого мира, элемента земли, активируется такая функция эго, как ощущение.

Экспрессивный аспект
Когда мы ощущаем всю полноту потери, традиционные, ритмические, раскачивающиеся средства выражения траура и сосредоточенность на изображении утраченного любимого человека позволяют нам продолжать видеть его ее образ; оплакивание преображается в поэзию, песни, живопись и скульптуру. Экспрессивное поведение при печали – ритмическая гармония; она составляет сущность эстетической установки"

 

[Дж. Ходоров]

 

Защиты от печали:

Я наблюдаю в основном такие защитные реакции, призванные отгородить человека от контакта с печалью:

1. "Позитивный настрой".

Или "не надо печалиться, вся жизнь впереди!..."

Люди с такой защитой, как правило, - душа компании, радостные, весёлые, заводилы, энергичные, в общем "на позитиве".

Но иногда это является не естественным поведением, а своеобразной маской. Как клоун, который всех веселит, а в душе может чувствовать глубокую печаль.

2. "Железная леди".

Такие люди, как правило, пресекают любые проявления печали, путая это важное чувство со слабостью характера. "Мальчики не плачут!".
А сейчас и девочки тоже.
Что нюни распустил; слезами горю не поможешь и т.д.

3. Обычное подавление или вытеснение.

Когда есть ощущение, что переживать печаль менее безопасно, чем подавить её. Или когда есть фантазия, что если я позволю себе испытывать печаль, то её сила меня разрушит (в психологическом плане).

 

"От печали до радости..."

Одна женщина на группе снижения веса сказала как-то раз: "Я поняла, что запретив себе в какой-то момент жизни плакать, переживать печаль, я запретила себе и радоваться".

Физиологически сильный плач и сильный смех во многом похожи. Интенсивно сокращаются межрёберные мышцы, диафрагма, мышцы пресса, становиться более глубоким дыхание, появляются слёзы.

Можно предположить (на уровне гипотезы), что запрет на переживание грусти, печали, горя может влиять на формирование бессознательное запрета переживать радость.

Олег Медведев - Несмеянин день




Кино - Печаль




 

Pink Floyd - Sorrow (печаль)



 

 

4-й и 5-й врождённый аффект это

   С Т Ы Д / П Р Е З Р Е Н И Е

Т.е. по сути это 2 аффекта, но на самом деле - две стороны одном медали - отвержения. Просто стыд связан с отвержением чего-то в себе, а презрение - в других.

Шкала интенсивности этих аффекта не слишком большая: смущение, стыд, унижение / неприязнь, презрение, ненависть (хотя ненависть, скорее, можно отнести к сложному чувству, поскольку туда ещё примешивается гнев).

В каких ситуациях возникают эти аффекты: в ситуациях ОТВЕРЖЕНИЯ..

Зачем нужны этот аффекты

Отрывок из оригинального текста Джоан Ходоров

 

"Когда мы ощущаем отверженность, нас выбрасывает в состояние отчужденности. Презрение / Стыд – один из самых токсичных аффектов. Большинство детей и взрослых могут сказать, что чувствуют печаль, или страх, или ярость, но о чувствах Презрения или Стыда говорят очень редко. Как будто бы в этом опыте нелегко признаться, возможно, даже самому себе.

Зачем нужны Презрение / Стыд?

По всей видимости, аффект произошел от «…первичного аффективного рефлекса, функцией которого было отвержение вредных, потенциально ядовитых веществ. Первичной реакцией некоторых людей, испытывающих крайнюю степень отвращения, до сих пор является рвота» (Stewart 1987b, стр. 150). На уровне скотного двора антецедент аффекта Презрения Стыда находит свое выражение в «очередности клева» (стадной иерархии).

Поведение доминирования и подчинения у многих млекопитающих похожим образом связано с установлением иерархической социальной структуры. Обычаи общества варьируются от культуры к культуре, но все они ориентированы на статус, почитание и регулирование взаимоотношений между людьми.

Апперцептивный аспект
Стюарт описывает Презрение Стыд как
«функцию резкой оценки, когда мы считаем других или себя неполноценными. Когда мы чувствуем презрение к другим людям, мы задираем нос, а затем обнаруживаем, что от нас все отдалились; когда мы чувствуем презрение других людей по отношению к себе или сами презираем себя, мы опускаем глаза в стыде и обнаруживаем, что от нас отдалились. Во всем мире не существует больше ничего, что имело бы такой потенциал, чтобы заставить нас пересмотреть свое отношение к себе и взаимоотношения с другими людьми».
(1987b, стр. 153)

Так как аффект вынуждает нас бороться с горьким опытом отчуждения, мы развиваем чувствительность, которая помогает нам оценивать тонкую и сложную систему человеческих взаимоотношений. Вероятно, это начальная стадия такой функции эго как чувствование.

Экспрессивный аспект
Презрение/Стыд вынуждают нас сосредоточить все внимание на нашем месте в человеческом сообществе. Этот карающий аффект всегда выражается в контексте взаимоотношений (с самим собой или с другим человеком); он является главным фактором в эволюции и развитии социальной установки"

 

(Дж. Ходоров. "Танец и глубинная психология")

 

Стыд и Вина

Стыд - ощущение своей плохости как таковой. В том числе встречается т.н. "токсический" стыд - ощущение, что я плохой / плохая изначально. Оно может возникнуть, например, если ребёнок был нежеланным, но и в других ситуациях

Вина - ощущение, связанное с неправильностью своего поведения, с нарушением каких-то социальных норм.

Отвращение

Отвращение может выполнять защитную функцию. Часто оно связанно с ранним детским опытом и с нарушением границ. Понимание этого у человека, который переживает отвращение, может вызывать другой сильный аффект - гнев.

Чаще всего то, что мы отвергаем в других (то, что и вызывает отвращение), мы на самом деле отвергаем в себе (т.н. "проективная идентификация").

Также отвращение может быть связано с темой смерти. Так, на базовом уровне может быть такая история, что если ребёнок рождается в этот мир, а его никто не приветствует, отвергает, - то это как смерть.

 

Про стыд читайте также очень интересную статью Сергея Дрёмова

http://www.strana-s.ru/knigi-nashih-spe … ti_99.html

 

 

 

6-й врождённый аффект это

   Р А Д О С Т Ь

Шкала интенсивности этого аффекта: удовольствие, воодушевление, радость, эйфория, экстаз

В каких ситуациях возникает этот аффект: в ситуациях ВСТРЕЧИ С ЧЕМ-ТО ЗНАКОМЫМ И ПРИЯТНЫМ.

Зачем нужен этот аффект
Вот что пишет по этому поводу уже не раз упоминавшаяся в этой теме танцевально-двигательный психотерапевт Дж. Ходоров

"...игра – это типичная реакция на аффект Радости.  Радость мотивирует игру. Это заставляет нас признать тот факт, что аффект (Радость) обеспечивает нас энергией, которая мотивирует игру... в результате символической игры в детстве дети воспроизводят эмоционально нагруженные переживания из своей жизни.

 

Т.е. можно говорить о том, что радость даёт нам энергию, так же как она заряжает энергией игру детей (да и взрослых). НО! Такая игра в свою очередь позволяет трансформировать другие базовый аффекты (гнев, стыд, страх...)

Вообще радость понимается Л. Стюартом, на чьи труды мы ссылаемся здесь, как энергетический источник либидо, усиливающий жажду жизни.

А в контексте того, что радость мотивирует игру, можно также говорить о том, что одна из важнейших функций этого аффекта - это развитие воображения!

 

От печали до радости

В известной песни Ю.Антонова есть большой смысл с точки зрения психологической связи этих двух аффектов: печали и радости.

Функционально при переживании и выражении радости и печали задействованы почти одни и те же звенья. Так, когда мы радуемся и смеёмся, у нас активно двигается диафрагма, становиться более глубоким и частым дыхание, задействованы мышцы пресса, даже могут быть слёзы ("слёзы радости"). Всё это, конечно, при условии, что человек действительно переживает аффект, а не просто говорит "Как я рад тебя видеть".

При переживании печали, плаче также дыхание становиться более глубоким, работает диафрагма, мышцы пресса.

И, думаю, у каждого из нас в жизни были случаи, когда вы видели человека (вживую или по ТВ) и не могли понять, он плачет или смеётся.

Какой из этого всего вывод?

По крайней мере, на уровне гипотезы, можно предположить, что вытеснение, подавление печали может быть предпосылкой для неосознанного подавления радости и невозможности "радоваться на всю катушку", "смеяться от души", "умирать от хохота", прыгать, как это делают маленькие дети, когда очень радуются.

Поэтому переживание печали и грусти может иметь ещё и такое важное дополнительное значение.

 

Cirque du Soleil - Alegria (Радость)




Радость ребёнка




 

7-й врождённый аффект это

   И Н Т Е Р Е С

Шкала интенсивности этого аффекта: внимание, любопытство, интерес, возбуждение, страсть

В каких ситуациях возникает этот аффект: в ситуациях НОВИЗНЫ.

Зачем нужен этот аффект
Вот что в своей книге Дж. Ходоров, ссылаясь на более раннего исследователя аффектов - С. Томкинса

"...наблюдая за своим маленьким сыном, Томкинс заметил и определил один главный аффект, который Дарвин просмотрел: интерес. Томкинс утверждает, что интерес-возбуждение - неотъемлемый стержень сексуальности, голода, реакций ориентации, фантазии и рефлексивного решения проблем....

 

В контексте темы веса и питания интересно такое замечание Томкинса

"...например в состоянии депрессии в жизни человека отсутствует аффект интереса. Т.к. влечение голода не усиливается интересом, мы теряем аппетит. Таким образом, голод и сексуальное влечение и любое другое влечение должны подпитываться соответствующим аффектом, чтобы вообще работать..."

 

Интерес - важнейшая составляющая нашего развития, особенно в детстве. Это ведущая мотивация к обучению, познанию, саморазвитию. Потеря интереса - остановка в развитии и познании.

 

Интерес в чистом виде

 



 

 

 

8-й врождённый аффект это

    И З У М Л Е Н И Е

Шкала интенсивности этого аффекта: удивление, испуг, потрясение

В каких ситуациях возникает этот аффект: в ситуациях, КОГДА МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С ЧЕМ-ТО НОВЫМ И НЕОЖИДАННЫМ .

Зачем нужен этот аффект

Вот что в своей книге пишет Дж. Ходоров

"Изумление – аффект центрирования, ориентации и переориентации; это наша реакция на неожиданность. На уровне инстинктов тела, кинестетические и проприоцептивные ощущения помогают нам концентрироваться и ориентироваться. .

 

Изумление способствует развитию саморефликсирующей установки, когда я начинаю думать, что происходит и как реагировать не это.

Этот аффект в каком-то плане как "перезагрузка" у компьютера - переключает, "перезагружает", переориентирует другие аффекты.

Например вы шли по улице и испытывали раздражение в связи с тем, что пришлось задержаться на работе. Но вдруг встречаете человека, с которым виделись сто лет назад в другом городе.
Первое, что возникнет - удивление (а может изумление или даже потрясение). А потом - какой-то другой аффект, в зависимости от того, с какими чувствами связан для вас этот человек. Может быть радость. Может быть тревога (если это ваш бывший муж, например:-). Может быть какое-то сложное чувство, состоящее из нескольких аффектов.





 

P.S.

В этой статье хочетелось поделиться открытиями и мыслями, сделанными мной во время семинара "Воспитание чувств: базовые аффекты", проведенного в 2008,2011гг. ученицей Дж. Ходоров - Ириной Бирюковой, президентом Ассоциации танцевально-двигательной терапии, сертифицированным танцевально-двигательным терапевтом-супервизором.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Территория заблуждений. "Психологические границы": что это и зачем
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь