|
Homo LudensАвтор статьи: Иван Стригин
По утрам все мы, бывает, подходим к зеркалу, всматриваемся в следы от подушки, находим лишнюю складку кожи или седой волос, и тихо вздыхаем. А если в тот же день мы забудем что-то нужное, потеряем какую-нибудь вещь или опоздаем на важную встречу, то все обязательно сложится в картину: да, мы уже не те, что раньше. Физиологическое старение, по разным оценкам, происходит примерно с 27 лет, пик развития мозга приписывают 22-летним, и поневоле начинаешь чувствовать себя обманутым: все лучшее и правда отдано детям, а остальные, по Жванецкому, упорно ползут на кладбище. В то же время старение не является сугубо физиологическим процессом. Точно так же как мы занимаем определенную внутреннюю позицию по отношению ко всему, что с нами происходит, мы принимаем или не принимаем свое старение, и делаем из этого определенные выводы. Худший вывод из тех, что можно сделать, пожалуй, – сказать себе «все пропало, я старею». Основу для этого когда-то заложили в нас родители, требовавшие, чтобы мы вели себя соответственно своему возрасту – то есть, расхожим представлениям о том, как должен вести себя человек определенного возраста. А должен ли? Два отличия в поведении взрослого и ребенка, лежащие на поверхности, – это мечты и игры. В какой-то момент мы перестаем и мечтать, и играть, хотя эти две составляющих нашей жизни оценивают как достаточно мощный стимул для достижения цели и развития. В университете Вупперталя провели исследование с участием студентов-первокурсников с высокой и низкой мотивацией достижений. Их просили вести «дневники мечты»: в течение двух недель они записывали туда свои мечты, связанные с обучением и их новыми друзьями в университете. Студенты, мотивированные на достижения, мечтали гораздо больше и чаще своих однокурсников, более того – спустя шесть недель после исследования они более положительно оценивали свои успехи в сфере обучения и общения с однокурсниками. Не так важно, каких конкретно результатов добился каждый из них: важно, что каждый мечтатель был доволен тем, чего он добился. Если на заре развития психологии мечтание интерпретировали как попытку компенсировать фрустрированные желания и уйти от них, то сейчас фокус сместился на положительные аспекты мечты, которые видны даже на уровне физиологии: воображая несуществующую, но желаемую ситуацию, мы задействуем зоны мозга, остающиеся менее активными в повседневной жизни, и получаем больший доступ к своему бессознательному. Игра же для взрослого человека становится чем-то совершенно чужим и посторонним, принятие на себя роли взрослого приводит к тому, что мы делаем прежде всего то, что требует от нас роль, и постепенно теряем даже желание играть – потому что у роли такого желания нет. В то же время, чем серьезнее мы относимся к происходящему, чем ближе к сердцу принимаем те или иные события, и чем менее склонны к спонтанному проявлению себя, тем больше вероятность потерять смысл своей жизни – ведь у роли смысла как раз и нет. Вывод: стать старше очень просто – делайте все то же, что делаете обычно, и ровно через год станете на год старше. Не требуется ни особых умений, ни талантов, ни усилий для этого. Усилия требуются для того, чтобы, становясь старше, не стареть, не принимать на себя роль стареющего. Стареть или нет – ваш личный выбор, возрастом не обусловленный. Совет №1: не переставайте играть. Человек перестает играть не потому что он стареет: наоборот, он стареет потому, что перестает играть. Совет №2: вспомните свою давнюю детскую мечту. Если вам по молодости хватило глупости ее осуществить – заведите новую. Самолет в полной мере становится самолетом, когда он взлетает в воздух. Человек становится человеком, когда мечта поднимает его над собой. http://www.istrigin.ru/311 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|