Homo Ludens

Автор статьи: Иван Стригин

По утрам все мы, бывает, подходим к зеркалу, всматриваемся в следы от подушки, находим лишнюю складку кожи или седой волос, и тихо вздыхаем. А если в тот же день мы забудем что-то нужное, потеряем какую-нибудь вещь или опоздаем на важную встречу, то все обязательно сложится в картину: да, мы уже не те, что раньше. Физиологическое старение, по разным оценкам, происходит примерно с 27 лет, пик развития мозга приписывают 22-летним, и поневоле начинаешь чувствовать себя обманутым: все лучшее и правда отдано детям, а остальные, по Жванецкому, упорно ползут на кладбище.

В то же время старение не является сугубо физиологическим процессом. Точно так же как мы занимаем определенную внутреннюю позицию по отношению ко всему, что с нами происходит, мы принимаем или не принимаем свое старение, и делаем из этого определенные выводы. Худший вывод из тех, что можно сделать, пожалуй, – сказать себе «все пропало, я старею». Основу для этого когда-то заложили в нас родители, требовавшие, чтобы мы вели себя соответственно своему возрасту – то есть, расхожим представлениям о том, как должен вести себя человек определенного возраста. А должен ли?

Два отличия в поведении взрослого и ребенка, лежащие на поверхности, – это мечты и игры. В какой-то момент мы перестаем и мечтать, и играть, хотя эти две составляющих нашей жизни оценивают как достаточно мощный стимул для достижения цели и развития.

В университете Вупперталя провели исследование с участием студентов-первокурсников с высокой и низкой мотивацией достижений. Их просили вести «дневники мечты»: в течение двух недель они записывали туда свои мечты, связанные с обучением и их новыми друзьями в университете. Студенты, мотивированные на достижения, мечтали гораздо больше и чаще своих однокурсников, более того – спустя шесть недель после исследования они более положительно оценивали свои успехи в сфере обучения и общения с однокурсниками. Не так важно, каких конкретно результатов добился каждый из них: важно, что каждый мечтатель был доволен тем, чего он добился.

Если на заре развития психологии мечтание интерпретировали как попытку компенсировать фрустрированные желания и уйти от них, то сейчас фокус сместился на положительные аспекты мечты, которые видны даже на уровне физиологии: воображая несуществующую, но желаемую ситуацию, мы задействуем зоны мозга, остающиеся менее активными в повседневной жизни, и получаем больший доступ к своему бессознательному.

Игра же для взрослого человека становится чем-то совершенно чужим и посторонним, принятие на себя роли взрослого приводит к тому, что мы делаем прежде всего то, что требует от нас роль, и постепенно теряем даже желание играть – потому что у роли такого желания нет. В то же время, чем серьезнее мы относимся к происходящему, чем ближе к сердцу принимаем те или иные события, и чем менее склонны к спонтанному проявлению себя, тем больше вероятность потерять смысл своей жизни – ведь у роли смысла как раз и нет.

Вывод: стать старше очень просто – делайте все то же, что делаете обычно, и ровно через год станете на год старше. Не требуется ни особых умений, ни талантов, ни усилий для этого. Усилия требуются для того, чтобы, становясь старше, не стареть, не принимать на себя роль стареющего. Стареть или нет – ваш личный выбор, возрастом не обусловленный.

Совет №1: не переставайте играть. Человек перестает играть не потому что он стареет: наоборот, он стареет потому, что перестает играть.

Совет №2: вспомните свою давнюю детскую мечту. Если вам по молодости хватило глупости ее осуществить – заведите новую. Самолет в полной мере становится самолетом, когда он взлетает в воздух. Человек становится человеком, когда мечта поднимает его над собой.

http://www.istrigin.ru/311



Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • 12 советов: как играть с детьми, если играть трудно?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • Каждый человек должен любить себя
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Когда взрослые перестают играть в песочнице или что нас в жизни лечит.
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Как себя вести, когда Вам хамят/кричат/выводят из себя ?
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Созависимые любят играть три роли Треугольника Карпмана
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Если муж пьёт, как точно не стоит себя вести
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • О компьютерной зависимости. Играть или не играть? – вот в чём вопрос.
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Как мужчинам вести себя с женщинами, когда те рассказывают о своих проблемах
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Вредные советы или как вести себя, чтобы мужчина вам точно изменил?
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Как Поднять Свою Самооценку и Полюбить Себя, Даже Если Вы Отчаялись? (от dneshchadim)
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Когда человек теряет себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь