|
«Я никогда не был уверен в себе...» Где взять отсутствующий ресурс?Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Недостаток, мешающий людям действовать, заключается в том, что они не чувствуют, на что способны. Жак Боссюэ На терапевтическом сеансе нередко возникает ситуация, когда клиент заявляет, что он никогда не был уверен в себе, счастлив, расслаблен, спокоен. Определив соответствующий ресурс в виде уверенности, радости, спокойствия, мы сталкиваемся с непреодолимым на первый взгляд препятствием – отсутствием соответствующего сенсорного опыта. Что же делать в такой ситуации? Где же взять ресурс, наличие у себя которого клиент усиленно отрицает? Несмотря на кажущуюся безвыходность положения, есть ряд приемов, позволяющих изящно выйти из положения. 0.Принятие положения клиента. Прежде, чем начинать использовать любой из описанных ниже приемов, необходимо согласиться с тем состоянием, в котором находится клиент. В его карте мира нужный ресурс действительно отсутствует, либо заблокирован слоем психотравматического опыта. Поэтому нулевым шагом будет подстройка к состоянию клиента. 1.«Как если бы». Один из самых «хитрых», простых и действенных приемов. Невозможность решить проблему - это всего лишь рамка, набор определенных убеждений. Переключиться из такого состояния «невозможности» лучше всего с помощью вопроса «как если бы». Как если бы клиент был уверен, счастлив, спокоен – как бы он себя ощущал, что бы тогда видел, слышал, чувствовал и думал? Прием позволяет активизировать творческую часть и в прямом смысле слова создать нужный ресурс. 2.Похожий ресурс. В этом случае можно попробовать определить ресурс, который близок по смыслу к искомому и имеется в сенсорном опыте клиента. Например, для уверенности это может быть «здоровый пофигизм», для спокойствия – расслабленное состояние. Получив доступ к похожему состоянию, можно использовать его как основу для создания впоследствии искомого ресурса в формате «как если бы». 3.Ресурс внутреннего ребенка. Необходимо получить доступ к состоянию внутреннего ребенка клиента. Модель мира ребенка в корне отличается от карты мира взрослого, столкнувшегося с какой-то проблемой, например, тем же отсутствием ресурса. Включение собственной игривости, творчества и непосредственности может способствовать нахождению неожиданного решения того, где найти нужный ресурс. 4.Ресурс пожилого возраста. Так же, как и в предыдущем пункте, используется модель мира собственной мудрости пожилого возраста. Предполагается, конечно, что клиент в этом возрасте сохранит жизнелюбие и накопит ценный багаж знаний и мудрости. Ассоциация с этим мудрым пожилым человеком может дать ответы на многие животрепещущие вопросы, в том числе и где найти отсутствующий ресурс. 5.Совет из будущего. Прием чем-то напоминает два предыдущих в сочетании с методом «как если бы». Необходимо увидеть самого себя из будущего, уже решившего это проблему и нашедшего нужный ресурс. Останется стать этим собой из будущего, посмотреть его глазами на себя настоящего и дать самому себе какое-то ценное наставление или совет. 6.Ролевое моделирование. Еще один способ найти ресурс – отыскать человека или ролевую модель, у которой этот ресурс имеется. Кто уверен в себе, счастлив, спокоен? Это может быть герой кино, книги, сериала или какой-то знакомый. Последовательность действий такая же, как и в предыдущем пункте: ассоциироваться с моделью и ощутить внутри нее этот ресурс. Прочувствовав его изнутри модели, можно получить к нему доступ и использовать в своих целях. 7.«Вселенная полна ресурсов». Можно предложить клиенту увидеть в пространстве «место, где данный ресурс есть», предварительно ознакомив его с пресуппозицией «вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изобильна». После того, как место будет найдено (бессознательное обычно не заставит себя долго ждать и покажет это место), останется отправиться туда и получить нужный ресурс. В заключение хочется добавить несколько слов про экологию изменений и психологическую готовность к ним. Бессознательное может блокировать определенный ресурс не просто так, а в связи с тем, что изменения, которые появятся у клиента в жизни, могут как-то повредить ему. В этом случае можно говорить об отсутствии готовности и наличии внутреннего сопротивления изменениям. Завершить материал хочу притчей. — Скажите, Учитель, как можно изменить мир? — спросил ученик. — Для этого, прежде всего, нужно измениться самому. Ведь для того чтобы отдать свет, счастье, мир и любовь, нужно их иметь в своём распоряжении. И даже когда ты завладеешь ими и захочешь подарить их, никто не даст тебе гарантии, что твой дар поможет другому измениться. Ты можешь подарить людям свободу и лекарство от страданий, хотя их навряд ли можно назвать «подарком», которым можно наслаждаться, ничего не делая. Свобода и лекарство подобны мечу, который не защитит тебя и других, если не взять его в руки и не сражаться. Свобода даётся вместе с ответственностью, но её груз так тяжёл, что не каждому по плечу, и горечь лекарств не каждый вынесет. Многие не примут твоих «даров», ибо им легче жить в рабстве и с болезнью, чем нести груз ответственности и терпеть боль от лечения. Помни, нельзя подарить счастье, можно лишь указать путь к нему.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи:
☼☼☼ Путеводитель по моим статьям ☼☼☼
Надеюсь, что материал был интересен и полезен, т.к.это главные мои критерии для написания статей. Буду благодарен Вам за обратную связь. Спасибо, что уделили время на прочтение! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|