|
От чего зависит успех в бизнесе?Автор статьи: Розанов Михаил Юрьевич
Успех в бизнесе зависит, прежде всего, от творческого использования невостребованных человеческих ресурсов. Способ, которым можно высвободить эти ресурсы, заключается в том, чтобы сделать сотрудников вашими партнерами. Способ, которым можно сделать людей вашими партнерами, связан с вовлечением их либо в улучшение текущей работы компании, либо в создание ее будущего.
Для того, чтобы все это осуществить необходимо создать условия для личностного развития всего персонала организации. Начиная от руководителя и заканчивая ее рядовыми сотрудниками. Очень важно уделить особое внимание личностным особенностям сотрудников. Тому, что именно их способ мышления или «контекст» не позволяют им быть результативными, а не методы, которые они применяют. Что буквально означает, измени среду (контекст) и изменится способ. А ведь компания - это люди, а не стены и компьютеры. А у людей есть свой уникальный опыт, свои таланты и особенности они подвержены эмоциям и чувствам. Способ, благодаря которому, осуществляется такое развитие – это проведение бизнес тренингов в организации. В настоящее время бизнес тренинги стали неотъемлемой и очень важной составляющей в работе и жизнедеятельности любой компании, которая стремится к развитию и преуспеванию в игре под названием «бизнес». Рынок тренинговых услуг весьма переполнен. Но мы ведь с Вами знаем, что главное не количество... Важен РЕЗУЛЬТАТ! А как его получить с максимальной эффективностью и наименьшими потерями? Это вопрос, который волнует любого руководителя. Я хочу поделиться с Вами своим практическим опытом в данной области, в которой успешно работаю уже много лет. И целью написания этой статьи является вовлечение Вас в идею о важности и ценности проведения бизнес тренингов с элементами личностного роста в Вашей компании. Я очень хочу, чтобы ответ на этот вопрос: «как получить максимальный результат и повысить уровень эффективности Ваших сотрудников» Вы нашли сами, прочитав, последнюю строчку моего труда и сделали для себя верный и оптимально полезный ВЫБОР. Ведь все, что я здесь написал это только лишь мой индивидуальный, субьективный опыт. И не смотря на то, что я являюсь квалифицированным специалистом в области проведения и создания программ тренингов, мое мнение не является истиной - это мое видение или моя интерпретация. Я предлагаю Вам провести исследование, читая эту статью. Следить за ходом моих мыслей и как костюм примерять на себя, прикладывая их к своему опыту. При этом Вы понимаете, что любая красивая и хорошо выстроенная идея мертва, если ее не применили. Исследование – это всегда практика, а практика – это всегда новый, ценный опыт. Попробуйте все, что Вы здесь читаете при первой возможности применить в своей жизни. И если то, что Вы получите, работает, пользуйтесь, только помните, что никакая книга не заменит опыт реального тренинга. В основе, практически любого бизнес тренинга лежит отработка вполне конкретных навыков, связанных с основной деятельностью компании или организации, в которой проходит тренинг. По сути все эта работа для того, чтобы научить персонал пользоваться определенными инструментами и технологиями, которые должны повысить уровень компетентности и эффективности сотрудников, что повлечет за собой развитие компании и соответственно рост прибыли. Я также считаю, что бизнес – тренинги, обязательно, должны быть с элементами личностного роста. Я также считаю, что бизнес – тренинги, обязательно, должны быть с элементами личностного роста. Давайте, исследуем такое понятие, как «личностный рост». Что это такое? Слово рост подразумевает изменение, выход за старый формат или рамку. Не случайно тренинги личностного роста называют еще трансформационными. Трансформация – это выход за пределы формы Любой рост или развитие не возможно в комфортных условиях. Развитие – это всегда дискомфорт. Если нам хорошо, то не хочется ничего менять. Мы любыми способами пытаемся сохранить это состояние. Мы выживаем. Нам кажется, что все новое таит в себе опасность, и мы начинаем защищаться от любых перемен. Используя весь наш потенциал на выстраивание оборонительных заборов и баррикад, за которыми перестаем видеть и воспринимать адекватную действительность. И как следствие, принимать рациональные и полезные решения Откуда все это берется? Когда то, мы были маленькими детьми. Помните этот свой беззаботный период в жизни? Мы каждый день стремились познать, что-то все новое и интересное. И неудачи, шишки и ссадины только добавляли нам остроты и задора. И как только все заживало, а то и раньше мы продолжали исследовать этот удивительный мир снова, получая новый опыт и переживания. Примерно годам к четырем или пяти, я помню это по себе, мы узнали, что умрем. Это был шок. Как же так все будет продолжаться, а меня не будет. И с этого момента мы всеми способами пытаемся выжить физически. Дальше нас убедили, что очень важно иметь и отстаивать свою точку зрения. Что очень важно быть умным и много знать, т.е. иметь как можно больше информации. С этого момента мы всеми силами стремимся отстаивать свою правоту, независимо от того применима она к данной действительности или нет. Так мы пытаемся выжить интеллектуально. Третья область нашего выживания - социальная. Это когда нам очень важно сохранить свой статус в глазах окружающих. И мы готовы убежать, спрятаться или пойти на любой конфликт лишь бы сохранить образ, с которым мы себя ассоциируем. Таким образом, мы не живем, познавая и приобретая новый опыт, а выживаем. Стремимся сохранить то, что есть и сопротивляемся переменам. Так работает наше мышление. Именно мы приучили его так работать. И, конечно же, нам в этом помогли люди, которые принимали участие в нашем воспитании. Несомненно, у них были хорошие намерения (я думаю, они в это верили), но они это делали так, как когда-то научились сами. А они так же хорошо научились выживать. Мы создаем свой контекст, который состоит из огромного количества установок, убеждений и концепций, оправдывающих наши деструктивные поведенческие стратегии. Правда нам так не кажется. Мы убеждены, что с нами все в порядке, а что-то не так с окружающим миром. И мы в очередной раз подтверждаем себе, что мир враждебен и еще крепче укрепляем забор. И мы даже не замечаем, как нам удается это делать. Так же, как не замечаем, как ходим, пишем, подносим ложку ко рту, и т.д. Все происходит автоматически. Так работает наш мозг. Он превращает все эти действия в навык. То, что называется «бессознательная компетентность». Чтобы не тратить время на лишнюю работу. А как только мы перестаем это отслеживать, мы теряем контроль над ситуацией и она начинает нами управлять. И вместо того, чтобы видеть и слышать то, что происходит вокруг и принимать конструктивные и полезные в данный момент решения, мы интерпретируем события исходя из контекста выживания. Вследствие чего, автопилотом запускается программа защитного и очень часто, деструктивного поведения. Я расскажу Вам притчу: Однажды к мастеру дзен пришел самурай, великий полководец, с вопросом: Есть ли ад? Есть ли рай? Если есть и ад, и рай, то где их врата? Где я могу войти? Как мне избежать ада и попасть в рай? Он был воином, а воины всегда просты, их ум не богат ни хитростью, ни расчетливостью. Они знают только две вещи: жизнь и смерть. Самурай пришел не за доктриной, он просто хотел знать, где находятся, - он хотел избежать ада и вступить в рай. И мастер ответил так, чтобы только воин смог понять. Мастер спросил: - Кто ты? - Я самурай,- ответил гость. В Японии быть самураем очень почетно. Это значит быть отважным воином, готовым без колебания отдать свою жизнь. Воин добавил: - Я предводитель самураев. Даже император оказывает мне почести. Мастер, рассмеявшись, переспросил: - Ты самурай? Да ведь ты похож на нищего! Гордость воина была задета. Самурай забыл. Зачем пришел. Выхватив меч, он едва не убил мастера. Мастер, снова рассмеявшись, сказал: - Вот тебе и врата в ад. Этим мечом, этой злостью и самолюбием ты откроешь врата в ад. Это воин мог понять. И понял сразу. Он вложил меч в ножны. Тогда мастер сказал: - А вот так открываются врата в рай. Что произошло с самураем? Осознавал ли он себя, когда едва не убил мастера? Сознавал ли он свое намерение? Помнил ли то, зачем пришел к мастеру? Все его сознание испарилось. Когда вы действуете бессознательно, открываются врата в ад; когда наступает осознание, отворяются врата в рай. Это метафора, а разве в жизни не так? Кстати, метафора - это шаг за пределы формы. - Разве мы не действуем, как роботы по программе? Реагируя на то, что происходит вокруг исходя из нашего старого опыта, из наших шаблонов и представлений о себе и мире. - А разве действуя, как заезженная пластинка, мы получаем новый опыт? - А развиваемся ли мы личностно, проигрывая одни и те же сценарии? Чаще всего мы пытаемся изменить содержание, не обращая никакого внимания на форму, в которой это содержание находится. И что происходит? Содержание начинает преобразовываться и подстраиваться под старую рамку. Эта форма и есть контекст, о котором я упоминал выше. И наш контекст состоит из всех наших стереотипов, концепций, убеждений, мыслеформ и т.д. Это тот внутренний разговор, который мы ведем сами с собой. Или выражаясь иначе - это и есть наше мышление. Особенностью обучения взрослых людей является потребность в смысле. Вопрос: « Для чего?». Взрослый человек будет учиться только при сильной внутренней мотивации. Если лично для участников после обучения ничего не измениться, то зачем им навыки, с помощью которых они смогут эффективнее осуществлять свою деятельность? Даже если тренинг никак не связан с осознанием своей роли, построением миссии, целеполаганием, участникам очень важно осознавать смысл изучения того, что им предлагается на тренинге. Понятно, что компания заказывает тренинг, чтобы ее сотрудники потом работали лучше. Однако вопрос тренера «для чего сотрудникам работать лучше?» нередко удивляет заказчика, а бывает, даже ставит его в тупик. У каждого сотрудника есть профессиональные задачи и функции, для выполнения которых ему нужны соответствующие представления, знания, умения и навыки. Исходя из этого, строится программа тренинга, выбираются необходимые бизнес - технологии. На тренинге не только отрабатываются навыки, но и создаются конкретные рабочие инструменты. Это может быть: список конкурентных преимуществ, SWOT- анализ и маркетинговые цели и т.д. Важно и то, что на тренинге происходит обмен опытом и информацией среди участников. Ведь в большинстве компаний не часто проводятся мозговые штурмы и обсуждения вопросов, выходящих за пределы тактики. Как будут использоваться полученные инструменты? Например, если говорить о маркетинге, недостаточно знать, какие бывают техники продвижения продукта, необходимо уметь их эффективно использовать и правильно представлять клиенту. Чтобы эффективно руководить, недостаточно знать алгоритм делегирования – нужно уметь конструктивно и к месту его использовать. Здесь очень важно отметить, что обучающийся не получает готовую информацию, а извлекает ее из собственного опыта, переживая и прорабатывая на тренинге реальные ситуации и по – новому оценивая свои действия в них. Для этого тренеру, недостаточно иметь знания бизнес – технологий, необходимо умение обучать. В это понятие входит и знание технологии обучения, и представления об особенностях обучения взрослых, и определенные тренерские качества. Во – первых, все новое вызывает протест и сопротивление, потому что противоречит предыдущему опыту. Чем успешнее человек, тем больше сопротивление. И если это сопротивление не снять, участник не будет использовать в работе приобретенные на тренинге навыки. Во-вторых, все приобретения, сделанные на тренинге, работаю эффективно, только если пройдены все естественные стадии освоения нового: • неосознанная некомпетентность (человек еще не понимает, что именно у него не получается и что бы он мог изменить к лучшему в своей работе) • осознанная некомпетентность (человек понимает, в чем дело, и ясно видит, что он делает, что нужно изменить, чтобы получить результат) • осознанная компетентность (человек умеет поступать оптимально и эффективно в соответствии со свой целью) • неосознанная компетентность (приобретенный в ходе тренинга опыт и навыки используются автоматически, входят в привычку) В - третьих, особенности обучения взрослых также требуют определенного подхода: необходимо учитывать практическую направленность, потребность в самостоятельности, влияние жизненного опыта, сложившуюся самооценку участников. Я часто сталкиваюсь с вопросом: должен ли бизнес – тренер быть психологом? В данном случае я человек пристрастный (у меня психологическое образование). Не буду говорить о необходимости психологического подхода к обучению. Скажу только, что без умения обучать, так же невозможно научить бизнес – технологиям, как и без знания этих технологий. Все технологии обучения построены на основе психологических знаний – о том, как воспринимается, перерабатывается и запоминается информация, о том, что мотивирует людей, что вызывает эмоции и помогает сосредоточиться, о том, как работает мозг и центральная нервная система (наш компьютер, который отвечает за все эти процессы). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|