|
Психические состояния страхаАвтор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
Психические состояния страха
Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.д., каждый из которых по-своему представлял этот феномен человеческой психики. Некоторые философы (например, С. Кьеркегор) видели в нем некую экзистенциальную силу, определяющую эволюцию человеческой души; социологи и политологи поныне рассматривают подобные эмоции как средство манипулирования человеческими массами; психологи обращают внимание на защитную функцию страха, способствующую выживанию индивидуума в экстремальных условиях; психиатры воспринимают его как некую болезнь, от которой нужно избавить пациента, а для физиологов наиболее интересны механизмы формирования этой эмоции в головном мозге и пути ее реализации. С одной стороны, такой многомерный подход помогает выйти за рамки какой-то одной науки и - увидеть проблему в целом, а с другой - из-за все усиливающегося разобщения научных направлений затрудняет создание единой концепции страха[1]. Дело в том, что сущность психики человека состоит в особой форме отражения реальной действительности, другими словами, все мы воспринимаем и отражаем реальную действительность по-разному, даже если эта действительность одна и та же, воспринимать мы ее станем исходя из своих особенностей. Точно так же и со страхом – на одну и ту же ситуацию психические проявления у различных людей будут различны. Что же такое страх? Это эмоция, то есть переживание, возникающее при угрозе как биологическому, так и социальному благополучию человека. Потребности разделяются у людей на три основные группы: 1. Витальные (удовлетворение которых обеспечивает биологическое существование индивида – жилище, питание, одежда). 2. Социальные (связаны с признанием со стороны себе подобных – должность, звание, финансовая состоятельность). 3. Идеальные (или духовные). Именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни. Так вот страх возникает при угрозе витальным и социальным ценностям, которые называются внешними. Идеальные ценности называются внутренними. Существует древняя притча. Один из императоров прошлого, повздорив со своим мудрецом советником, решил его унизить и задал следующий вопрос: «Вот ты такой умный, а почему же тогда такой бедный?» Но на то он и мудрец, что ответил, обратившись к одежде императора: «Уважаемый кафтан, дело в том, что у твоего хозяина ценности снаружи, а у меня внутри». В данном случае мудрец говорил о внутренних (идеальных) ценностях, которые никогда не потеряешь, если, конечно, они есть. По своей психологической природе страх является результатом мышления и воображения, предвосхищающих опасности для жизни, здоровья и самочувствия человека. Другими словами, неуравновешенность работы левого полушария, отвечающего за мышление, и правого, отвечающего за восприятие и воображение, и порождает страх. В зависимости от ситуации и от особенностей личности человека, переживание страха варьирует в широком диапазоне оттенков: неуверенность, опасение, тревога, испуг, паника, отчаяние, ужас. В тех случаях, когда переживание страха достигает силы аффекта, оно навязывает человеку стереотипы так называемого «аварийного поведения», сложившиеся в процессе биологической эволюции. Иными словами, разум в этот момент полностью отключается, и человек действует «не помня себя» в точном смысле слова. Но, к сожалению, сами действия сплошь и рядом оказываются нерациональными, часто такими, которые приводят к весьма печальным последствиям. Поведение и внутренние ощущения испуганных людей разнообразны. Страх заставляет дрожать, визжать, кричать, плакать, смеяться. От него сосет под ложечкой, трясутся руки, становятся ватными ноги, звенит в ушах, застревает ком в горле, бледнеет лицо, колотится сердце, перехватывает дыхание, расширяются зрачки, по спине бегут мурашки. У людей, переживающих страх, имеют место следующие психические состояния: ажитация (внешнее проявление – бегство), ступор (внешнее проявление – оцепенение), сумерки сознания (внешнее проявление – неуправляемая агрессия). Именно бегство, оцепенение или агрессия являются стереотипными способами аварийного выхода из таких ситуаций, когда попавший в них человек не может найти приемлемый для себя выход . Ажитация наиболее распространена. Она выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. В двигательном плане реакция ажитации обусловливает совершение человеком автоматических действий защитного характера. Например, он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, бежит прочь. В организме в это время происходят серьезные изменения. Под воздействием гормона адреналина кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение, преимущественно в ноги. От других органов кровь в это время отливает, особенно от головного мозга. Именно поэтому его работа ухудшается, и напуганный человек часто не знает толком, куда же ему бежать. На людей со слабой нервной системой повышение уровня адреналина в крови оказывает обратное воздействие: оно парализует их мышцы. Это тоже естественная реакция, выработанная в процессе эволюции: чтобы тебя не тронули, притвориться мертвым, поскольку ни один хищник не питается падалью. Да и в бою с себе подобными в горячке сражения людям обычно не до того, чтобы заниматься павшими. Ступор проявляется в том, что человек застывает на одном месте либо становится крайне медлительным и неловким, а то и просто падает без сознания. Все это потому, что мышцы судорожно сжались, их кровоснабжение резко ухудшилось, координация движений нарушилась. Сумеречное состояние сознания выражается в провалах памяти (человек не помнит того, что он только что делал), алогичности мышления, эмоциональном перевозбуждении. Внешне сумерки сознания выглядят как своего рода приступ безумия, непоследовательные или бессмысленные агрессивные действия в отношении источника страха. Правда, полномасштабная агрессия в качестве формы проявления страха встречается довольно редко. Зато ее атрибуты общеизвестны: это злобное выражение лица, угрожающие жесты и поза, крик или визг. В их основе кроется бессознательное стремление испугать противника, что иногда удается, а иногда – нет[2]. Человек является переходной моделью от животного мира к информационному состоянию, и инстинкты (способность к совершению целесообразных действий) нам достались от нашего животного начала. Но у человека, в отличие от животных, есть сознание, и он благодаря ему должен преодолевать инстинктивное, к тому же пользу инстинкты приносят в основном в природной (естественной) среде, а не в искусственно созданной социальной. Таким образом, страх ослабляет, парализует либо заставляет, образно выражаясь, бросаться грудью на меч, от чего, как известно, тоже нет никакого толку. Поэтому главное - научиться контролировать свое эмоциональное состояние, или, другими словами, привести работу левого и правого полушарий к взаимоуравновешенности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|