Решила напомнить тем, кто был на моей лекции по возрастным периодам (а тем, кто не был, будет интересно ознакомиться) теорию развития личности Эрика Эриксона.
Личность – это живая система, которая проходит различные этапы развития.
Индивид – человек в момент рождения – часть природы, биологический организм, живое существо и его особенность в этот момент состоит в том, что он зависит от наследственной программы, т.е. очень много в нашем поведении определяется природной программой.
От рождения обладает совокупностью индивидуальных свойств личности, это свойства, которые составляют биологический фундамент личности:
- возрастные (будут показывать, как по своей психологии будут отличаться люди разного возраста – чем ребенок дошкольник отличается от подростка и т.д.)
- половые (девочки от мальчиков);
- конституциональные (разное телосложение);
- нейродинамические (разный темперамент);
- билатеральные (различное строение мозга, например, ведущее левое или правое полушарие).
Природно-заданные свойства будут проявляться в развитии каждой личности!!!
Поэтому зачастую против природы мы идти не можем.
Неврозы, психосоматические расстройства у детей развиваются именно потому, что очень часто родители воспитывают своего ребенка в противоречии его природе, они не учитывают природное в ребенке и пытаются это природное искоренить, хотя природное искоренить нельзя, потому что оно (подчеркну) биологически задано. Его можно в той или иной мере подкорректировать. Например, если мальчика воспитывать не как мальчика, а как девочку. Или девочку воспитывать наперекор ее природе. Что будет с этим ребенком? Легко ли ему или ей будет социально адаптироваться? Или другой пример, как часто мы от ребенка одного возраста требуем соответствия другому (ты же уже взрослый!), формируя у ребенка невроз.
Человек рождается как индивид, но уже с первых минут своего существования он начинает взаимодействовать с другими людьми (членами своей семьи, воспитателями, мед. персоналом и т.д.), а все эти люди уже давно личности и члены общества, которые живут среди других людей и руководствуются не только законами природными, но и законами общественными – социальными. Если человек не будет соблюдать правила общества, то он там надолго не задержится, т.к. общество начнет протестовать. Например, принято уважать старших – человек не уважает – осуждение; принято заботиться о детях – отказывается от ребенка сразу – протест общества.
Поэтому, уже с первых минут своей жизни ребенок начинает овладевать информацией о том, как принято в обществе – начинает социализироваться. Это природное, которое у него есть, дополняется социальным.
Как вы думаете, часто природное совпадает с социальным? Нет. Хочется петь и плясать, а вокруг ночь, и спят соседи; хочется есть сейчас, но надо дождаться остальных; хочется в туалет – надо идти в определенное место.
Возникает конфликт между (природным) «хочу» и (социальным) «надо».
Считается, что ребенок становится личностью, когда он усваивает общественные правила, и начинает эти социальные нормы сам лично использовать в своем поведении, т.е. он становится личностью, когда начинает руководствоваться социально-значимыми мотивами. Уже живет в соответствии не с природными, а принятыми в обществе нормами.
Мы с вами понимаем, что в душе каждого человека есть конфликт между ХОЧУ и НАДО. И в каких-то случаях конфликт разрешается в пользу ХОЧУ, в каких-то – в пользу НАДО. Причем есть возрастные периоды, когда доминирует мотив ХОЧУ, и есть возрастные периоды, когда мы работаем в пользу НАДО. И человек как личность постепенно начинает обладать целым комплексом личностных свойств. У него формирует общество эти личностные свойства.
Личностные свойства – это те свойства, которые позволяют человеку стать активным участником общественной и трудовой деятельности, т.е. это те качества, которые позволяют человеку легко ладить с людьми, или жить в обществе, и активно трудиться на благо общества, на благо других людей.
Есть ли у ребенка от рождения такие качества как: ответственность, чувство долга, дисциплинированность, старательность, исполнительность, добросовестность, социальная нормативность и т.д.? А это все личностные свойства, они у ребенка постепенно формируются в результате обучения, воспитания, образования, самообразования. В том числе, психологи, как специалисты помогающих профессий, тоже часто у своих клиентов развивают эти качества: ответственность, долг, активность, инициативность, потому что ему этих качеств не хватает.
Как вы думаете, если у ребенка не сформированы коммуникативные навыки, легко ли ему будет жить в обществе? Или если у ребенка не сформировано добросовестное отношение к делу, легко ли ему учиться и работать?
Поэтому, мы как специалисты, часто задаем себе вопрос: как так получилось, что уже, будучи зрелой личностью, человек не владеет теми или иными социальными навыками и качествами, пытается избежать ответственности, нигде не работает, сидит на шее у родителей? Как так получилось? Почему у него такое аномальное развитие личности? Что произошло? Почему у него не сформированы эти социальные нормы?
В клинической психологии есть такой раздел как аномальное развитие личности, в котором ученые пытаются найти ответ на этот вопрос.
Сейчас существует много теорий личности. Но процесс аномального развития в данном случае будет представлен на примере одной теории, одной из самых известных психологических теорий развития личности – это теория американского психолога Эрика Эриксона.
Эрик Эриксон был последователем З.Фрейда, представителем психоаналитической школы. Он предположил, что в течение своей жизни, каждый человек преодолевает 8 жизненных кризисов, они называются возрастными, т.е. связанными с определенным возрастом. И от того, как человек преодолеет эти возрастные кризисы, зависят особенности его личности, его успешность и даже удовлетворенность жизнью и отношение к смерти.
Изучив эту теорию, понимаешь, что стоит жить правильно, то есть в соответствии с возрастными нормами. Если мы отстаем или забегаем вперед, то обязательно что-то выходит боком.
У Эриксона очень важно то, что кризисы связаны не с определенным возрастом, а с целыми жизненными периодами, т.е. нам отводится достаточно времени на освоение, преодоление и исправление ошибок.