Ой! Я беременна: рожать или не рожать.

Если не вдаваться в тонкости, то беременность бывает желанная или нежеланная. Если она желанная, то мотивов у нее может быть несколько.

Во-первых, это рождение ребенка ради самого ребенка. Чтобы он появился на свет, чтобы был счастливым.

Во-вторых, рождение ребенка для себя. Чтобы получать и отдавать любовь, знания, опыт. Чтобы получить уникальный опыт материнства (беременности, родов, грудного вскармливания).

В-третьих, рождение ребенка как социальный заказ. Когда ребенок нужен как наследник, как продолжатель рода, как долгожданный внук.

Еще одна мотивация для рождения ребенка - это ребенок как средство для достижения какой-либо цели. Например, для получения материальных благ; для привязывания мужчины; для нормализации отношений между супругами и т.п.

Возможно, часть этих мотивов со стороны покажутся безнравственными, но, тем не менее, они реальны, серьезны и во множестве случаев приводят к беременности и рождению ребенка.

Если же случилось так, что беременность для женщины нежеланна, то события могут развиваться двумя путями. Во-первых, нежеланный ребенок может быть абортирован. Во-вторых, он может быть оставлен.

 

Причины сохранения нежелательной беременности

 

Беременность в принципе желанна, но наступила несвоевременно или по другим причинам оказалась "неправильной".В этом случае женщина хочет ребенка, но обстоятельства в конкретный момент жизни препятствуют сохранению беременности, и в результате возникает болезненный внутренний конфликт: отказаться от материнства, прервать начинающуюся жизнь ребенка (именно так в данном случае расценивается аборт) - или потерять что-то очень важное, нарушить, а то и разорвать отношения с близкими людьми и т.п. Обстоятельства, мешающие сохранить беременность, могут быть очень разными.

Беременность запланированная, то есть вроде бы желанная, но она нужна для чего-то, не связанного с самим ребенком.Такая беременность внешне выглядит как желанная (ведь заранее к ней готовились, ее специально "делали" или хотя бы ожидали). Но нужна эта беременность не столько для рождения ребенка, сколько для каких-то иных целей: чтобы скрепить семью или создать ее (как известно, способ почти беспроигрышный), иногда просто "пора уже", а может быть - чтобы "здоровье поправить" (даже врачи советуют!)... В семье есть дочка (или две!), а мужу необходим "наследник"... Возможно, что несколько позже рождение ребенка будет затруднено жизненными обстоятельствами, а сейчас - самое время, так что нечего тут раздумывать о своих чувствах, надо делать то, что "надо"... Да и вообще, ребенка надо родить, чтобы быть "как все".

Беременность нежеланная, но прервать ее невозможно.Такая беременность чаще всего случайна, но может быть и вполне закономерной. Начнем со случайной. Можно назвать несколько причин, по которым женщина такую беременность сохраняет. Чаще всего это отношения с близкими людьми. Муж мечтает о ребенке, аборта не простит никогда... У матери строгие взгляды: "Сделаешь аборт - прокляну!" (это, надо сказать, нередкий случай в практике врачей и психологов)... Собственные убеждения или мнение "авторитетов" (наставников, священников и т.п.) не позволяют решиться на аборт... Ну и, конечно, состояние здоровья, не позволяющее делать аборт (или случай, когда прерывание беременности грозит бесплодием). Может быть и такое: возраст уже "поджимает", и если не сейчас - то, видимо, уже никогда. И раз уж так получилось...

Возможна и такая ситуация: женщина не готова к материнству, вообще не очень хочет иметь детей (как сказала одна мама взрослой дочери, "ведь есть женщины, которые вполне счастливы и без этого, не в каменном же веке живем, теперь много других способов стать счастливой"). Чаще всего такая женщина считает, что рождение ребенка - это конец ее собственной независимой и столь ценной для нее жизни, она не представляет, как можно делить себя между материнством и другими сферами своей жизни.

Во всех этих случаях женщина оказывается в своеобразной западне: беременность застает ее врасплох, но деваться ей некуда. В связи с этим возникает два исключительно важных вопроса: как переживания женщины, вынашивающей нежеланную (признается она себе в этом или нет) беременность, сказывается на самой женщине (течении ее беременности) и на ребенке (его развитии в утробе матери и его физическом и психическом здоровье после рождения).

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ее течении?

Наша нервная система, подобно ставке главнокомандующего во время боевых действий, призвана на основе анализа внешних и внутренних, психологических, условий жизни решать, подходит ли текущая ситуация для выполнения тех или иных жизненных задач или надо сначала переждать опасность и неблагоприятные обстоятельства. Как мы видели, вынашивание нежеланной беременности всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями.

Излишняя тревожность, неуверенность, психологические проблемы вызывают к жизни комплекс ощущений, аналогичный состоянию человека при сильной опасности. Нервная система "не знает" ни самих причин, ни нашего истолкования их. Она "знает" только одно: что-то неладно. Из "ставки главнокомандующего" поступает сигнал: "опасность!". В организме начинают развиваться процессы, по сути представляющие собой реакцию на стресс, опасность, что никак не может способствовать спокойному течению беременности.

Любой наш внутренний конфликт-протест, пусть и неосознанный (и очень часто неосознанный), направляет потенциал организма на избавление от источника негативного раздражения (в данном случае негативный фактор выражается в тягостных мыслях и переживаниях, источник которых - беременность). Результат - патологическое течение беременности в любом из возможных вариантов, но с одним и тем же смыслом: нежеланная беременность должна прерваться!

 

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ребенке?

 

При состоянии тревоги, стресса происходит нарушение кровообращения, в результате снабжение плода кислородом и питательными веществами ухудшается. Если это кратковременные эпизоды, а между ними достаточно длительные "передышки", то опасность невелика. Если же такие состояния постоянны или слишком часты, то, конечно, нарушения в развитии ребенка вполне вероятны. В результате ребенок рождается ослабленным, физиологически незрелым, а при постоянных и сильных стрессах или длительном угнетенном состоянии матери может даже появиться на свет раньше положенного времени.

Кроме того, стрессы снижают иммунитет, и мама с малышом оказываются безоружными перед инфекциями и другими вредными воздействиями. Конечно, такой ребенок после рождения имеет больше проблем, чем желанный. Так что в отношении физического развития малыша все достаточно ясно. Сложнее обстоит дело с его психикой.

В первом триместре еще только создаются органы чувств и те отделы нервной системы, с помощью которых можно ощущать и переживать определенные эмоциональные состояния, соотносить их с конкретными событиями (читай - состоянием материнского организма, переживаниями матери и некоторыми "сигналами" извне, например, звуками). Пока все это не сформируется, ребенок не может реагировать на отдельные стимулы, а тем более на чувства и мысли матери.

Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда все органы чувств у ребенка уже сформированы, когда малыш приобретает способность чувствовать и переживать. Во втором триместре ребенок слышит (реагирует на громкий шум, звук маминого голоса), видит (отворачивается в утробе от света, направленного на живот). Если родители ссорятся и говорят громкими, раздраженными голосами - он сворачивается, прикрывая головку руками, или бьет ножками. Под нежную гармоничную музыку расслабляется, засыпает.

Все это означает, что ребенок уже может "сопоставить" особенности материнского состояния (изменение ритма биения ее сердца, шума кровотока в сосудах, напряжение мышц, стиль движений, дыхание, голос) с тем, что происходит с ним самим. Представим себе такую, например, ситуацию. Весь комплекс родительских негативных реакций и их последствий (недостаток кислорода и неудобство положения тела - мама напряглась, ее мышцы сжались, кровь плохо проходит через пуповину; мамины "стрессовые" гормоны, попадающие с кровотоком в мозг ребенка; резкий голос папы или другое воздействие извне) возникает в ответ на прикосновение малыша к внутренней стенке своего "домика" - матки? Получается, "думает" (точнее - чувствует, знает) малыш, что это ответ на факт моего существования, на мое прикосновение к маме, которое ей неприятно (мешает, страшно, тревожно и т.п.).

Если подобные ситуации постоянны, то у ребенка может сформироваться устойчивое ощущение: в мире плохо, тревожно, надо искать от него защиты. А вот это уже может повлиять и на будущее отношение этого - пока еще не родившегося - человека к жизни, если, конечно, после рождения такое отношение будет подтверждаться и усугубляться соответствующими действиями и реакциями мамы. И опять же, только она сможет потом исправить ситуацию, не давая ребенку этих подтверждений. Так что в данном случае важны не столько сами события беременности, сколько их продолжение после рождения ребенка.

 

И главный вопрос: что в этих случаях делать?

 

А вот на этот вопрос в двух словах не ответить. Переживания женщин, вынашивающих нежеланную беременность, во многом сходны, влияние их на течение беременности и развивающегося ребенка - тоже, но ведь причины-то каждый раз разные! Симптомы "лечить" практически бесполезно - надо искать источник "болезни" и работать с ним. Ведь с помощью новейших методов (медикаментозных и психологических - вплоть до гипноза!) можно привести беременную женщину в более или менее удовлетворительное состояние, но этими методами ничего нельзя сделать с самой жизненной ситуацией, из-за которой такое отношение к беременности и материнству у этой женщины возникло.

Конечно, надо изменить само отношение мамы к своей беременности, ребенку, к себе и своим жизненным обстоятельствам, найти только для нее одной подходящий, всегда единственный и уникальный путь решения проблемы.

Помощь специалиста основывается на знании психологических и физиологических особенностей протекания беременности на различных ее сроках:

 I триместр

Физиологическая часть: Самый трудный участок дистанции - первые три месяца. В этот период закладываются все органы и системы ребенка. Позже их надо будет "растить", а на данном этапе - именно строить, делать каркас и все необходимые детали. Если вдруг что-то не получится, то дальше нечего и продолжать. Поэтому именно в первой трети беременности включаются "аварийные" системы, работающие по принципу "все или ничего". Если "все" - то развитие ребенка продолжается, если "ничего" - прекращается, и организм женщины возвращается "на исходную позицию" (беременность прерывается и начинается подготовка к следующему циклу).

"Аварийная система" может включиться и для реагирования на внешнюю угрозу: если психика дает сигнал опасности в форме устойчивой тревоги, депрессии и т.п. Однако это должны быть условия, прогнозируемые как устойчивые в своей вредоносности для рождения и воспитания ребенка. Кратковременные неполадки (быстро проходящие и не повторяющиеся регулярно стрессы и депрессивные эпизоды) нервная система игнорирует, расценивая их как капризы беременной женщины. Некоторые неприятные физические ощущения (тошнота, головокружение и т.п.) в данном случае серьезными причинами для беспокойства не являются.

Психологическая часть: Беременность - революционная ситуация, и организм должен ее принять. Наличие/отсутствие токсикоза - тест на принятие мамой своего ребенка, на готовность мамы к беременности - результат психической дисгармонии.

Выкидыш может быть не только, если клетка "больная", но и если организм считает, что он не в состоянии выносить беременность (аналогия с зачатием).

В это время меняются взаимоотношения в паре - происходит смена ролей. Муж в семье становится отцом; женщина должна стать "ребенком" (плаксивость, зависимость от мужа, восприятие мира широко открытыми детскими глазами).

 II триместр

Физиология: К четвертому месяцу ситуация резко меняется. Теперь самая трудная часть дистанции пройдена, и есть смысл позаботиться об успешном прохождении остальных этапов. Поэтому надо помочь маме не расстраиваться по пустякам и беречь силы для бурного роста малыша. А ему уже нужна не только пища физическая, но и психическая. Он уже снабжен органами чувств и жаждет впечатлений. Одного стука сердца и бурчания в животе мамы, кстати, очень напоминающего мурлыканье кошки, уже явно недостаточно. И природа (в форме работы нейро-гуморальной системы) позаботилась об этом.

Мама теперь себя очень бодро чувствует, с удовольствием поглощает "хлеб и зрелища" за двоих. Хорошее самочувствие и эмоциональное состояние помогает матери выполнить еще одну важнейшую ее функцию: дать понять ребенку, что он любимый, и самой почувствовать эту любовь к нему. Причем для этого совершенно не обязательно сознательно адресовать свои эмоции ребенку. Вполне достаточно переживать приятные ощущения во время шевеления ребенка и уметь возвращаться от кратковременных неприятных впечатлений к устойчивому положительному состоянию (что и происходит, когда самочувствие бодрое и жизнь вокруг прекрасна).

А малыш уж сам сумеет понять, что раз все хорошо вокруг и особенно тогда, когда я вступаю в контакт с мамой (дотрагиваюсь до нее изнутри) - значит это мир вполне подходит для того, чтобы в нем жить. А уж если мама умеет успокоить меня, подсказать (своими движениями и эмоциями), что неприятности скоро закончатся - то мир просто прекрасен, совсем не опасен и очень интересен.

В это период мало что может помешать успешному развитию беременности, разве что только очень серьезные внешние причины, которые могут привести к невозможности для матери осуществлять заботу о ребенке после рождения. Повторим, что нервная система, которая эти причины "отслеживает", узнает о них по устойчивым негативным переживаниям женщины. Раз эти переживания слишком сильные и/или длительные, то ситуация для будущей мамы неблагоприятная. И здесь очень важно, что только сама женщина знает, справится она с этой ситуацией, или нет. Ведь только мы сами можем решить, что для нас важнее, какой сделать выбор, от чего и в пользу чего мы можем отказаться, сколько сил и времени затратить для достижения разных целей.

Все эти коллизии отражаются в форме устойчивых эмоциональных переживаний. А для "главного координатора" критерий один: если мама слишком тревожится или огорчается, то не справится. И нервная система "слушается" и может принять решение, которое всегда будет "в пользу мамы" (прерывание беременности как способ сохранить женщину для следующей попытки в более подходящих условиях).

Психология: Время самого гармоничного отношения в супружеской паре. Наступление партнерских отношений (даже если их не было раньше).

Во время беременности женщина очень легко может научиться делать что-то новое руками: рисование, вязание, вышивание, шитье (происходит увеличение творческого потенциала). На Руси готовить приданое для ребенка всегда было хорошей традицией и приметой. Когда мама что-то делает для своего не рожденного еще ребенка, она лишний раз думает о нем, о себе, о своей беременности. В это время делают обереги.

III триместр

Физиология: Такое положение сохраняется почти до конца беременности. Но когда уже до первого рубежа (родов) остается немного, то назад пути нет. После 28 недель ребенок может выжить вне организма матери (без специальных технологий, поддерживающих дыхание и кровообращение). Конечно, преждевременное рождение нежелательно. Поэтому со стороны нейро-гуморальной системы осуществляется необходимая поддержка: женщина становится менее подвержена резким перепадам эмоций, у нее снижается активность: физическая - потому что ребенок большой и носить его становится тяжело, и психическая (уже ничего не хочется делать, все, что не относится к самой женщине и ребенку, ее мало волнует). Нервная система может отреагировать только на совсем уж выходящие из ряда вон события. Однако все-таки может. Принцип "сохранить мать" остается всегда, пока ребенок не вырастет и не сможет заботиться о себе сам.

Психология: Жена становится матерью для всего семейства (мощной, большой, как физически, так и энергетически). Все больше удельный вес инстинктов. Максимальна интуиция. После 7 месяцев беременности интеллект только мешает! Если мама дописывает диссертацию, руководит организацией, то рожать ей будет тяжело. Не будет времени и возможности погрузиться в "животное" состояние.

 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь