|
Уверенность или сомнения?Автор статьи: Куршаков Александр Леонидович
Уверенность или неуверенность – что лучше? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, что нам дает каждое из этих состояний? Человек живет в определенной социальной среде, каждый день он взаимодействует с разными людьми, с одними он выстраивает отношения, потому что он этого желает, с другими, потому что так нужно. Человеку легко сделать шаг, если он в этом уверен, и очень сложно, если эта уверенность отсутствует. Уверенность возникает тогда, когда у нас нет сомнений в правильности принятого решения. И здесь абсолютно не важно, правильное это решение или нет. С точки зрения человека, принявшего решение – оно правильное. С точки зрения других людей оно может быть глупым, бессмысленным, опасным или каким-нибудь еще. Потом, по прошествии определенного промежутка времени, человек может поймет, что это решение было неправильным, и если бы он знал об этом раньше, то поступил бы по-другому. Но это будет потом, а пока он уверен в своей правоте и действует так, как считает нужным. Уверенность защищает человека от влияния внешней среды, является для него ресурсным состоянием. Уверенность помогает двигаться вперед к намеченной цели, но с таким же успехом отбрасывает назад, если уверенно совершаются ошибочные действия. Иногда отбрасывает так далеко, что на восстановление прежних позиций уходят месяцы, а то и годы. Состояние уверенности – это психологическая потребность человека. Жизнь всегда преподносит новые испытания. В мире, где так много неопределенности, где больше вопросов, чем ответов, где везде и во всем конкуренция, невозможно добиться успеха без уверенности в себе, без уверенности в правильности выбранного пути, без уверенности в своих решениях, поступках и действиях. Уверенность, как любое качество, любой навык тренируется и приобретается со временем. Базовое качество «уверенность в себе» формируется с момента рождения ребенка. Хотя, не все так просто: имеют значение и внутриутробный период развития ребенка, и даже те мысли о нем, которые были у родителей в момент его зачатия. Желанный ребенок изначально ощущает и чувствует это состояние с момента зачатия и рождения. Ребенок обретает уверенность в том, в чем его поддерживают значимые для него люди, в первую очередь родители. Он уверен в себе и ведет себя уверенно в той мере, в которой ему это позволяют родители, воспитатели, учителя и сверстники. Если ребенок постоянно подвергается критике (что он не такой, как другие более успешные его сверстники, что он все делает не так, как надо), у ребенка это чувство уверенности в себе начинает притупляться. Ему на смену приходит неуверенность в себе. Но, борьба с «неуверенностью в себе» результатов не дает. Не с чем бороться, другими словами — неуверенность в себе – это отсутствие уверенности. Результаты дают только развитие и подкрепление навыков уверенности. В этом их принципиальное отличие. Почему шумные троечники добиваются в жизни больших результатов? Их родители не заглушили у них чувство уверенности в себе, в своих возможностях, что им все может быть по плечу (не в математике и химии), а в других социальных областях. Вся их деятельность в школе и в институте направлена на то, чтобы выжить в этой социальной среде без обладания какими-то выдающимися способностями к точным наукам. На протяжении 15 лет они тренируют навыки успешной социализации, потому что без этого им не выжить. И после института они более подготовлены к конкурентной борьбе за должности, оклады, статусы, положение в обществе. Но, не все так печально у тихих троечников и хорошистов. Несмотря на критику и запреты родителей в быту, они находят свои ниши, где родители им не указ. Это, как правило, те предметы и области знаний, которые им нравятся, и где они могут развиваться, добиваться успехов, чувствовать себя уверенно. Здесь никто не способен их критиковать и, обычно, школьники или студенты здесь получают положительные подкрепления, повышающие их самооценку и уверенность в себе. Опыт обретения, проживания и развития этой уверенности способен помочь им в будущем в профессиональной деятельности. Важно знать это состояние уверенности и умение им пользоваться, и в дальнейшем его можно будет распространить на другие области. Не всегда это сделать просто, но можно. Как было сказано ранее с уверенностью можно совершать действия, которые приводят к успеху, но также и действия, которые приводят к провалу. Уверенность – это инструмент, которым пользуется человек для решения тех или иных задач. Уверенность помогает, но она же и ослепляет. Чрезмерная уверенность превращается в самоуверенность и тогда у человека снижается уровень критического мышления, его убеждения становятся жесткими и ригидными. Он перестает слышать голос разума и испытывать какие-либо сомнения. Сомнения и уверенность – это одна и та же шкала, только разные полюса. Если человек застыл в одной точке, он будет сталкиваться с такими ситуациями, которые заставят его из нее выйти. Вопрос только в том, во что ему это обойдется. Если уверенность помогает двигаться вперед, сомнения помогают найти оптимальный и безопасный путь, и их взаимодействие способствует достижению лучших результатов. Только для каждого из них есть свое место и время. Когда человек может свободно «ходить» по шкале «сомнения – уверенность», это означает что у него хорошая самооценка и в любой ее точке он уверен в себе. Если он застревает в какой-либо ее части, то это говорит о его неуверенности или самоуверенности. Неуверенному человеку очень сложно решиться на новое дело, одолевают сомнения. Самоуверенному решиться легко, но он часто ошибается и застревает в исправлении ошибок. Поскольку, состояние уверенности – это психологическая потребность человека, у каждого она реализуется по-разному. Вседозволенность способствует развитию самоуверенности. Очень часто это свойственно лидерам неформальных групп. Внешняя уверенность — привлекательное качество. Оно привлекает других участников группы, которым не хватает уверенности, в том числе уверенности в себе. Происходит подмена, можно не беспокоиться о собственной уверенности, достаточно быть уверенным в лидере, это успокаивает, но в тоже время лишает критического мышления, так как человек снимает с себя ответственность за то, что он делает. Он уверен, что лидер справится с любой ситуацией. Отход от группы происходит, если возникают сомнения в правильности того пути, по которому идет группа. Сомнения – это признак критического мышления и показатель взросления. Только после того, как возникнет сомнение, возможно формирование собственного мнения. А наличие собственного мнения способствует формированию самооценки. Сомневаться и быть уверенным – эти состояния противоположны, но одинаково важны для человека, одно дополняет другое и помогает в этой непростой жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|