|
Казнить нельзя помиловать. Про воспитание и наказание.Автор статьи: Волохов Михаил Григорьевич
Методика воспитания у нас карательная. Ну так уж повелось. Или чересчур либеральная - все можно. Но как только это "все можно" надоедает - сразу опять карательная. Что значит "карательная"? Это значит, что ребенок, который не мешает жить - молодец. А ребенок, который мешает - негодяй. А негодяй - карается по закону. Неважно как: ремнем, окриком, или еще каким силовым или морально-подавительным способом. И тут бы весьма кстати пришлась ситуация, где ребенок - молодец. Но к сожалению знает об этом родитель лично, и делиться этим знанием не хочет. Другими словами, "молодец" - значит что его не ругают. А "негодяй" - значит ругают. Вот в общем-то и вся простая "карательная" математика. Но ведь есть же моменты, когда родитель и хвалит, и ласкает, и игрушки дарит?! Есть. Но только моменты эти не особо предсказуемы. Решил родитель похвалить - и похвалил. А ребенок может и вообще удивиться, что это сейчас было? А в другой раз не решил. И не похвалил. Ну, например был родитель занят, или решил что ничего особенного не было тут. Например, ребенок пол помыл. Ну так все же дети должны родителям помогать? Значит и хвалить не за что. Пишу в мужском роде, но относится сия беда и к обоим родителям, и к обоим полам (в смысле гендерной принадлежности, а не к тем полам, которые в предыдущем абзаце помыли). Вроде понятно объяснил ситуацию? А вот что у нас получается, если таким вот образом воспитывать: Ибо детям нужно внимание родителей. Это в первую очередь. Нужна любовь, забота, и ласка. Но это во вторую очередь. Поэтому ребенок при карательных методах воспитания, скорее всего начнет себя плохо вести. Потому что в ситуации "игнорирую - ругаю" для него намного предпочтительнее, чтобы его ругали (см. начало абзаца). И тогда уже время задуматься ... Ну да, как то так. Не думаю чтобы "поза мыслителя" была чем-то полезна, но сам факт осознания что надо что-то делать - полезен. Потому что в результате человек например вводит запрос "как воспитывать непослушного ребенка", и попадает например сюда. Оптимистично. А что я могу вам предложить? - Могу предложить основные правила и принципы воспитания. Они просты как две копейки, и легки в запоминании. Есть только одна сложность - ваша привычка "служить в карательном отряде". Но как оттуда сбежать, выйти из леса, и стать обычным любящим папой мамой - сами решайте. Я же только расскажу что надо делать. Итак, вот они те самые Запоминайте номер раз Цель "воспитания" - научить полезным навыкам. Учеба происходит через повторение. Повторяют то, что нравится. Отсюда нехитрый вывод: Вы хотите, чтобы ваш ребенок вел себя так, как вам нравится? Хвалите его каждый раз, как видите (слышите, знаете итд) что он так делал. Пример: карапуз сидит у себя в комнате и тихо что-то делает? - Зайдите туда несколько раз и похвалите "какой ты у меня молодец, что тихо сам играешься!" Кстати, чем сейчас ваш малыш занимается, пока вы тут разные умные статьи читаете? Неужели он тихо сидел, и вы его похвалили?! Мой вам респект и уважуха!!! Идем дальше.
Запоминайте номер два Ребенок - это маленькое существо в большом мире, и у него очень плохо с осознанием глобальных вещей. Вырастет - осознает, а пока вот так. Пример: Хотите, чтобы он сам убрал у себя в комнате? Скажите что-то типа такого: "Дорогой, собери все книжки сюда, пожалуйста. А игрушки в этот ящик. И одеяло с подушкой вот сюда засунь. Ага, молодец!" И таким образом вы получите сразу две великих штуки так сказать "в одном флаконе" - 1. он таки уберется у себя в комнате, и 2. его можно будет похвалить за "профессионализм" (о, какое слово звучное!) - а тем самым, вы растите дома человека, который: молодец, лидер, успешный, и прочие модные лозунги. И все это всего лишь указанием на конктретные вещи, которые надо выполнить! Вот он, профи на отдыхе )) Попробовали отловить кого-нибудь из детенышей и дать сугубо точечную команду? Супер, так держать. Читатель - ты молодец и умница! Продолжаем разговор. Запоминайте номер три До сих пор мы говорили про навыки, которыми дите владеет. Что же касается навыков новых, то тут все тоже предельно просто. Показываем несколько раз, как делается. А дальше тренируем свое внимание: как только отметили что дите сделало само - маладец! Подходим и отмечаем. Хвалим, хвалим, хвалим. Хвалить следует по-мужски скупо, но основательно. Это может быть и одно слово, и даже жест. Но сказали, и стоим, ласково поглаживаем, никуда не уходим. Ребенок понимает, что вы впечатлены, ребенок счастлив, папа счастлив, мама счастлив, даже кошка - и тот счастлив! Домашнее задание Да, без этого не обойдется. Карательность - она как зависимость. Почему-то иногда у взрослых прямо как вредная привычка: где-нибудь да поругать. Тренироваться надо. Отмечать, где что хорошо сделано - и хвалить. Да. Тяжело. Верю. Надо. Справишься? Молодец! Итак, основные моменты вкратце. Ребенка надо хвалить. Супруга надо хвалить. Всех надо хвалить. Так лучше всего навыки передаются. Отследили, что человек для вас что хорошее сделал - и похвалили. Всем приятно. Иногда надо ругать. Обойтись совсем без этого мы не планировали. Ругать надо за целенаправленное нарушение установленных правил. Ребенок задел вазу и разбил, потому что кинулся отнимать игрушку у младшего брата - отнимать нехорошо, но вазу разбивать не хотел. Но раз разбил - пусть помогает собрать осколки, принесет совок и тд. Также можете выразить свою печаль об утерянном предмете. Но попа малыша должна быть в безопасности, так как разбивать вазу он не хотел. А вот если в семье драться нельзя, и все об этом знают, а тут брат брата отлупить решил - следует наказать. Есть правила - вы о них знали, вы их нарушили. Все по-честному. Дети кстати вообще любят, когда все по честному. И взрослые из них тоже тогда хорошие вырастают! Или же карапуз уже давно усвоил, что в батинках на диван не лазют, но полез - что ж, сам виноват. Родитель увидел, родитель отругал, родитель молодец. Потому что родителю нужно воспитывать. И еще один момент про наказание. Наказание полностью закрывает проблему. Поэтому больше про это уже не вспоминаем. А это нам пряничков Фуф. Вроде основнове все рассказали. Хвалите. Попробуйте выделить день, когда что бы ни случилось - вы не ругаете. Попробуйте. Это будет ну оооочень показательно! Сможете? - один день. И еще. Напоследок. Карапузам надо, чтобы с ними общались. Поэтому выделите каждый день по 15 минут, когда вы уединяетесь с дитем. Только папа и ребенок. Только мама и ребенок. Ну так и быть, для начала можно по 5 минут. Ну, чтобы попривыкнуть )) Каждый день. 5 минут. И хвалить. А в эти пять минут во что-нибудь играть. Неважно. Во что угодно. Пусть ребенок будет ведущим в игре. Вот. Теперь все. Дальше только тренировки. Ну нам взрослым ведь несложно, мы ведь умеем учить языки, профессии, навыки, мы же с вами все профессионалы! А этот навык нам точно пригодится. * * * * * PS - Вы можете получить консультацию у автора статьи по вопросам воспитания детей, и построения счастливых отношений в семье.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|