|
От осинки не родятся апельсинкиАвтор статьи: 404
Основная задача человека, с момента рождения и до момента смерти, это поиск собственной идентичности и самоидентификация. Всю жизнь человек будет отвечать себе на вопрос: «Кто я?». Вся жизнь младенца, ребёнка, подростка, взрослого является ответом на этот вопрос, и постоянно направлена на поиск и утверждение своей идентичности. И этот бесконечный процесс начинается с детства. Что же такое собственная идентичность и самоидентификация? По Э. Эриксону идентичность – это внутренняя непрерывность, целостность и тождественность человека самому себе. Самоидентификация – это отождествление себя с определённой социальной группой, образом, ролью. Понятие социальная группа включает в себя все коллективы в которых человек обнаруживает свою идентичность и предъявляет её. Это семья, школьный и трудовой коллективы, различные объединения по интересам и т.д. В современном обществе задача поиска собственной идентичности и самоидентификация остро стоит как перед подростками, так и перед детьми более младшего возраста. В младшем возрасте самоидентификация и собственная идентичность проходят стадию формирования. В подростковом возрасте они проходят стадию становления. Невозможно разделить какая из этих стадий более важна, так как обе они являются основанием на котором строиться вся последующая жизнь человека. В связи с этим огромное значение приобретает первичное окружение, возникающее вокруг ребёнка сразу после его рождения. Это семья. Семья основное, а на первых годах жизни младенца единственное, место, где происходит процесс самоидентификации и поиск собственной идентичности. Всё самое важное с ребёнком происходит именно здесь. Именно здесь происходит формирование у ребёнка способов взаимодействия с внешним миром. Именно здесь идёт формирование представлений о мире, как о добром или как о жестоком, как о прекрасном или как об ужасном. Именно здесь формируется представление о себе в соответствии с собственной картиной мира семьи. Нет ничего важнее семьи. Семья может как расширить возможности развития ребёнка, так и сузить их. Возникает вопрос: кто составляет семью? Здесь я буду рассматривать первичную семью. Это родители. От чего же зависят семейные ограничения? От способности родителей проходить процесс собственной самоидентификации, и наличие у них сформированной собственной идентичности. Чем меньше эта способность, тем труднее детям самоидентифицироваться и сформировать собственную идентичность. Первый кого ребёнок встречает на этом свете – мама. Поэтому именно мама формирует и создаёт судьбу своего ребёнка. А какие задачи самоидентификации решает ребёнок в первые месяцы своей жизни? Это отделение себя от матери, и обнаружение своего собственного Я. Задача мамы на этом этапе удовлетворить потребность ребёнка в близости и контакте, и при этом не мешать ему узнавать свои границы. Это значит всегда быть рядом, и почаще обниматься. Если маме удастся быть рядом с ребёнком, они могут прожить этот период без травматизации, или хотя бы максимально её снизить. При этом ребёнку удастся самоидентифицироваться, отделив себя, своё Я от мамы. Если же ребёнок испытывает, продолжительное время, нужду в своих потребностях, у него разовьётся психическая травма отвержения и недоверие к миру. В дальнейшей жизни он, отвергая себя, будет постоянно попадать в ситуации где его будут отвергать другие. Ребёнок растёт и возникают новые задачи самоидентификации. Продолжая познавать мир, ребёнок пытается всё дальше отдалиться от мамы. Он убегает от мамы. Но при этом ребёнку очень важно знать, что он всегда может вернуться и быть принятым. В познании мира он делает шаг, или несколько шагов, в зону неизвестности, выдерживает напряжение неизвестности до точки испуга, пугается и бежит обратно в зону известности. Ребёнок возвращается к маме. Зона известности для него – это мама и уверенность в том, что она его примет. Зона неизвестности – это всегда опасность, а также зона ближайшего развития. Мамы очень хорошо осознают эту зону своего ребёнка, и стараются максимально оградить его от его же зоны развития. А зона известности или безопасности – это мама. Таким образом, ребёнок познаёт мир, осваивая новые участки неизвестного, преобразуя их в известное. Задача мамы здесь любить и принимать своего ребёнка, ведь он убегает не со зла, а из-за потребности в познании мира. Если мама не может выдержать свою тревогу, ругает и наказывает ребёнка за его желание отдалиться, с ребёнком происходит следующее. Ребёнок из испуга и неизвестности возвращается в безопасность, и не находит там любви и принятия. Он встречает тревогу и ужас мамы. В ответ на это у него возникает собственный ужас «меня не любят, я плохой». В результате этого вырабатывается нежелание познавать мир и заниматься творчеством, возникает травма покинутости. Бывает, что ребёнок хочет поделиться каким-либо своим открытием, полученном в зоне неизвестности, а вместо принятия получает агрессивную нотацию о недопустимости такого поведения. Или того хуже – холодный ироничный приём, возможно нет ничего более агрессивного, чем ирония. В этом случае формируется травма унижения. В дальнейшем ребёнок никогда не придёт за любовью и пониманием к родителям, а будет искать их на стороне в компаниях сверстников и других формальных и неформальных объединениях. Человек будет демонстрировать зависимое поведение и зависимость от различных бытовых ядов и наркотических веществ. Если маме хватает мудрости выдерживать свою тревогу, не ругать ребёнка за его способ познания мира, давать ребёнку любовь и понимание того, что его любят, и на этом этапе развития можно избежать психической травматизации. При этом укрепится собственная идентичность как мамы, так и ребёнка. Ребёнок приобретёт уверенность в своей ценности, в результате чего повыситься его самооценка.
P.S. Под бытовыми ядами я понимаю все легко доступные в быту отравляющие вещества, в просторечье называемые алкоголь и табак. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|