От осинки не родятся апельсинки

Автор статьи: 404

 

От осинки не родятся апельсинки

Основная задача человека, с момента рождения и до момента смерти, это поиск собственной идентичности и самоидентификация. Всю жизнь человек будет отвечать себе на вопрос: «Кто я?». Вся жизнь младенца, ребёнка, подростка, взрослого является ответом на этот вопрос, и постоянно направлена на поиск и утверждение своей идентичности. И этот бесконечный процесс начинается с детства.

Что же такое собственная идентичность и самоидентификация? По Э. Эриксону идентичность – это внутренняя непрерывность, целостность и тождественность человека самому себе. Самоидентификация – это отождествление себя с определённой социальной группой, образом, ролью. Понятие социальная группа включает в себя все коллективы в которых человек обнаруживает свою идентичность и предъявляет её. Это семья, школьный и трудовой коллективы, различные объединения по интересам и т.д.

В современном обществе задача поиска собственной идентичности и самоидентификация остро стоит как перед подростками, так и перед детьми более младшего возраста. В младшем возрасте самоидентификация и собственная идентичность проходят стадию формирования. В подростковом возрасте они проходят стадию становления. Невозможно разделить какая из этих стадий более важна, так как обе они являются основанием на котором строиться вся последующая жизнь человека. В связи с этим огромное значение приобретает первичное окружение, возникающее вокруг ребёнка сразу после его рождения. Это семья.

Семья основное, а на первых годах жизни младенца единственное, место, где происходит процесс самоидентификации и поиск собственной идентичности. Всё самое важное с ребёнком происходит именно здесь. Именно здесь происходит формирование у ребёнка способов взаимодействия с внешним миром. Именно здесь идёт формирование представлений о мире, как о добром или как о жестоком, как о прекрасном или как об ужасном. Именно здесь формируется представление о себе в соответствии с собственной картиной мира семьи. Нет ничего важнее семьи. Семья может как расширить возможности развития ребёнка, так и сузить их. Возникает вопрос: кто составляет семью? Здесь я буду рассматривать первичную семью. Это родители. От чего же зависят семейные ограничения? От способности родителей проходить процесс собственной самоидентификации, и наличие у них сформированной собственной идентичности. Чем меньше эта способность, тем труднее детям самоидентифицироваться и сформировать собственную идентичность.

Первый кого ребёнок встречает на этом свете – мама. Поэтому именно мама формирует и создаёт судьбу своего ребёнка. А какие задачи самоидентификации решает ребёнок в первые месяцы своей жизни? Это отделение себя от матери, и обнаружение своего собственного Я. Задача мамы на этом этапе удовлетворить потребность ребёнка в близости и контакте, и при этом не мешать ему узнавать свои границы. Это значит всегда быть рядом, и почаще обниматься. Если маме удастся быть рядом с ребёнком, они могут прожить этот период без травматизации, или хотя бы максимально её снизить. При этом ребёнку удастся самоидентифицироваться, отделив себя, своё Я от мамы. Если же ребёнок испытывает, продолжительное время, нужду в своих потребностях, у него разовьётся психическая травма отвержения и недоверие к миру. В дальнейшей жизни он, отвергая себя, будет постоянно попадать в ситуации где его будут отвергать другие.

Ребёнок растёт и возникают новые задачи самоидентификации. Продолжая познавать мир, ребёнок пытается всё дальше отдалиться от мамы. Он убегает от мамы. Но при этом ребёнку очень важно знать, что он всегда может вернуться и быть принятым. В познании мира он делает шаг, или несколько шагов, в зону неизвестности, выдерживает напряжение неизвестности до точки испуга, пугается и бежит обратно в зону известности. Ребёнок возвращается к маме. Зона известности для него – это мама и уверенность в том, что она его примет. Зона неизвестности – это всегда опасность, а также зона ближайшего развития. Мамы очень хорошо осознают эту зону своего ребёнка, и стараются максимально оградить его от его же зоны развития. А зона известности или безопасности – это мама. Таким образом, ребёнок познаёт мир, осваивая новые участки неизвестного, преобразуя их в известное. Задача мамы здесь любить и принимать своего ребёнка, ведь он убегает не со зла, а из-за потребности в познании мира.

Если мама не может выдержать свою тревогу, ругает и наказывает ребёнка за его желание отдалиться, с ребёнком происходит следующее. Ребёнок из испуга и неизвестности возвращается в безопасность, и не находит там любви и принятия. Он встречает тревогу и ужас мамы. В ответ на это у него возникает собственный ужас «меня не любят, я плохой». В результате этого вырабатывается нежелание познавать мир и заниматься творчеством, возникает травма покинутости. Бывает, что ребёнок хочет поделиться каким-либо своим открытием, полученном в зоне неизвестности, а вместо принятия получает агрессивную нотацию о недопустимости такого поведения. Или того хуже – холодный ироничный приём, возможно нет ничего более агрессивного, чем ирония. В этом случае формируется травма унижения. В дальнейшем ребёнок никогда не придёт за любовью и пониманием к родителям, а будет искать их на стороне в компаниях сверстников и других формальных и неформальных объединениях. Человек будет демонстрировать зависимое поведение и зависимость от различных бытовых ядов и наркотических веществ. Если маме хватает мудрости выдерживать свою тревогу, не ругать ребёнка за его способ познания мира, давать ребёнку любовь и понимание того, что его любят, и на этом этапе развития можно избежать психической травматизации. При этом укрепится собственная идентичность как мамы, так и ребёнка. Ребёнок приобретёт уверенность в своей ценности, в результате чего повыситься его самооценка.

 

P.S. Под бытовыми ядами я понимаю все легко доступные в быту отравляющие вещества, в просторечье называемые алкоголь и табак.



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Умереть как мама для собственной мамы
  • Ребёнок болеет для мамы?
  • Как взять приёмного ребёнка и не пожалеть об этом.
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Ресурс для мамы маленького ребёнка
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Конфликты в семье и идентичность ребёнка
  • Лайфхак для мамы неудобного ребёнка + про СГДВ
  • Полоролевая идентичность ребёнка и защита границ
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • История одного ребёнка. Ненавистный для мамы сын - прямая копия отца.
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • Развожусь я! Причём здесь ребёнок?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Как формируется зависимость. Часть 6. Почему ребёнок не проходит стадию взросления
  • Три причины, по которым мама может не хотеть, чтоб ребёнок взрослел
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • У мамы онкология, говорить ей об этом или нет.
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Мама без мужчины и я буду: неразрешение себе быть счастливее мамы
  • С чем сталкиваются мамы, но никому об этом не говорят?
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • Принять ребёнка своего любимого человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь