|
Разделение ответственности.Автор статьи: Зленко Оксана Михайловна
- А я что? Я ничего! (М/ф "Возвращение блудного попугая") Когда я начинаю работу с новым клиентом,то в первую очередь обращаю внимание на те внутренние ресурсы,которыми он располагает. Одним из основных является готовность и умение клиента брать ответственность за течение и итог психотерапевтического процесса. Конечно речь идет лишь о 50 % ответственности, поскольку остальные 50% берет на себя психолог. Как показывает практика для большинства пришедших за психологической помощью принятие даже половины ответственности становится невыполнимой задачей и как следствие процесс вязнет и не приносит никаких плодов, нарастает раздражение и неудовлетворенность.При том, что это является первым шагом на пути к тем желанным изменениям,которые являются целью нашей с клиентом работы. И все же, о чем конкретно идет речь? Итак давайте по существу, что же включает в себя эта "непосильная ноша": 1. Клиент ответственен за то,что бы помнить о дате и времени назначенной сессии. Вот казалось бы, что может быть проще, чем поставить напоминание в телефоне или сделать запись в ежедневнике? Увы, для многих терапия так никогда и не начинается по причине сопротивления возникающего уже на этом этапе. "Забыл,вылетело из головы, А что у нас встреча назначена?! Ой, а у меня уже другие дела на это время..." - знакомо? Бывает так,что некоторые специалисты берут эту ответственность на себя и начинают выполнять роль секретаря клиента. Напоминая звонками и смс о назначенной сессии. Со временем это начинает выглядеть так,как будто терапия нужна больше вам,чем клиенту. Как следствие клиент пребывает в состоянии "Ребенка" и это существенно затрудняет его личностный рост и развитие. 2. Клиент так же несет ответственность за соблюдение частоты встреч. В том направлении в котором работаю я, существует рекомендованная частота встреч с клиентом от одного раза в неделю,до одного раза каждые две недели и с моей стороны я организовываю рабочее время и пространство таким образом,чтобы предоставить каждому клиенту такие условия. Такая регулярность встреч повышает эффективность работы, позволяет поддерживать контакт, делает погружение в опыт клиента более плавным и безопасным для него. Иногда я сравниваю это с посещением спортзала. Если делать это регулярно,то будет положительный результат, а если ходить по настроению,то и результата не будет и есть риск себя травмировать. Многие клиенты фантазируют, что это как-то связано с тем,что психолог хочет побольше заработать, или ссылаются на черезмерную занятость на работе и дома. В обоих случаях психолог выглядит как "Родитель", который хочет заставить клиента "плясать под его дудку". 3. Третье и самое важное на мой взгляд. Клиент несет ответственность за его жизнь и за изменения которые он хочет осуществить. Это самая большая и пугающая часть ответственности с которой приходится столкнуться клиенту в ходе психотерапевтической работы. Жизнь пришедших в терапию людей понастоящему начинает меняться только лишь в том момент,когда они осознают и принимают факт того,что станут ли они теми,кем мечтают стать,проживут ли ту жизнь,которую хотят прожить зависит только от них самих и от принятых ими решений. Для меня целью успешной работы с клиентом является достижение им автономии. А это означает владение собой,определение своей собственной судьбы,принятие отвественности за свои действия и чувства. И я знаю,что достигнуть автономии и свободы можно лишь пройдя этот нелегкий путь по сути к самому себе,к своим истинным потребностям и истинным желаниям. В завершении хотелось бы сказать,что безусловно существует намного больше видов ответственности и наверняка любой психолог-практик, может дополнить этот маленький список из трех пунктов. Но для меня эти три пункта являются ключевыми и очень важными хотя кто-то может возразить по каждому из них и иметь отличное от моего мнение.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|