Факультатив «Ключи жизни», как здоровьесберегающая технология

Автор статьи: 404

Психолого- педагогическая деятельность проходит красной нитью через содержание учебно- воспитательного процесса, представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально- психологических условий, способствующих успешному обучению и разитию каждого ребенка. Соответственно в задачи психолого- педагогической деятельности входит не только преодоление трудностей в обучении, но и обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защита прав детей, подростков.

Идея психологической деятельности тесно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования. Идея психологической деятельности воспринимается нами как особый метод гуманизации образовательного процесса. Меняется время, меняются задачи реформирования школы, но одна проблема остается неизменной- охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий их роста и развития.

Целью психолого- педагогической деятельности учебно- воспитательного процесса является обеспечение условий жизнедеятельности учащихся с непременным учетом особенностей и уровня их развития, а также содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, формировании социально активной личности, способной успешно адаптироваться в социуме.

Задачи психолого- педагогической деятельности:

- профилактика интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов;

- обучение основам ЗОЖ детей на всех этапах воспитания ребенка в различных формах и технологиях;

- создание условий по овладению педагогом здоровьесберегающими и здоровьесохранными технологиями, методиками, способствующими самоопределению, самореализации учащихся;

- разработка комплексных методик диагностики уровня воспитанности и коррекции состояния здоровья школьников;

- разработка комплексной программы системы дополнительного образования с учетом интересов, способностей, здоровья детей;

- создание научно- обоснованного режима работы школы, обеспечивающего сохранение здоровье ученика и педагога;

- разработка индивидуальных рекомендаций и программ психолого- педагогического сопровождения воспитанников «группы риска», детей обучающихся в классах С(К)К, а так же курирование педагогов работающих в классах С(К)К;

- взаимодействие с другими ведомствами по созданию оптимальных условий в работе с детьми и подростками «группы риска», детей обучающихся в классах С(К)К;

-содействие работе специалистов в личностном и интеллектуальном развитии обучающихся на каждом возрастном этапе;

- освоение новых форм и методов  профилактики и преодоления отклонений в социальном и психическом здоровье, а также в развитии обучающихся.

Хочу обратить ваше внимание  на психолого- педагогическую деятельность направленную на обучение основам ЗОЖ детей на всех этапах воспитания ребенка в различных формах и технологиях.

В 2006 году, в  рамках проекта здоровьесбережения прошла обучение в г.Москве, для реализации программы «Ключи жизни», разработанной американским коллективом Р. Тиш, Л.Сибли, Д.Сибли, Д. Скайл  для профилактики злоупотреблением ПАВ школьниками, а также направленной на формирование здоровой личности с 1го- 11ый класс. Получила 3 сертификата специалиста по первичной профилактике употребления ПАВ.  Разработала, как автор – составитель тематическое планирование факультатива «Ключи жизни».  Данном ОУ № 51 созданы условия  для проведения в ОУ  факультатива «Ключи жизни» (по данной программе), который реализуется в 5 классах.

Название курса

Используемая программа

(автор, название)

«Ключи жизни»

Календарно- тематическое планирование  занятий психологического курса составлено педагогом- психологом Курышовой Л.А.  На основании программы «Ключи жизни» Л.Сибли, Д.Сибли, Р.Тим, Д.Скейлз, Литературная редакция и адаптация кол-в сотрудников  МППГУ под руководством профессора Барцалкиной В.В.  совместный проект НГО «Партнерство в профилактике» (США шт.Калифорния) и учебно- методический центр ОПОРА (Россия М.), учебно- методическое пособие для общеобразовательных школ и социальных центров, М., 2005г.

Цель программы: увеличить потенциальную способность подростков жить без зависимостей, быть ответственным человеком и быть здоровым физически, психологически, социально и духовно- нравственно.

Направленность занятий:

  1. Увеличение факторов жизнестойкости в жизни учащихся.

- рефлексия- способность задавать себе вопросы и давать честные ответы.

- адекватная самооценка.

- умение соблюдать и устанавливать границы.

- умение общаться с окружающими.

- установление здоровых про-социальных связей (коммуникативные способности).

- способность решать проблемы.

- способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение.

- способность к целеполаганию.

- гибкость выражать и решать: внутренние конфликты, конфликтные ситуации.

   2.      Увеличение знаний о губительном влиянии АТДН, ПАВ на физическую, психологическую, эмоциональную, и духовную и интеллектуальную сферы, а также на индивида, семью, общество.

   3.       Увеличение знаний о здоровых жизненных  навыках и практическое их применение.

  4.        Уменьшение факторов риска, ведущих к нездоровому образу жизни.

  ПРИМЕЧАНИЕ: Каждое занятие учитывает психофизиологические особенности этого возраста: недостаточную функцию произвольного контроля, в связи с чем, в конец и начало занятия введен обязательный элемент- работа по алгоритму мысль/ чувство/ действие. Это позволяет участникам осознать собственную программу действия и проконтролировать ее.

Структура программы:

Занятия проводятся по 30- 40 минут 1 раз в неделю. Всего 12 тем. 34 занятия в год. В соответствии с основной концепцией программы (Био- психо- социо- духовное единство здорового образа жизни), каждая тема преподается по 4 уровням:

- физический уровень                                                                                   - психологический уровень

- социальный уровень                                                                                  - духовно- нравственный уровень

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Здоровый образ жизни

3 часа

2.

Общение

3 часа

3.

Чувства

3 часа

4.

Защита от чувств. Т.е.  защитное поведение- плюсы и минусы.

3 часа

5.

Управление гневом.

3 часа

6.

Информация об алкоголе, табаке и других наркотиках

3 часа

7.

Химическая зависимость как болезнь

3 часа

8.

Влияние химической зависимости на семью

3 часа

9.

Здоровый выбор

3 часа

10.

Личные границы

3 часа

11.

Дружба

2 часа

12.

Собственная уникальность

2 часа

 

Всего часов:

34 часа

Краткое содержание занятий

Тема 1. Здоровый образ жизни

Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни

Сформировать у детей представление о том, что заботиться о себе- это значит сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Сформировать у детей представление о том, какую роль играет в жизни наш внутренний, невидимый мир

Тема 2. Общение

Сформировать у детей представление о способе общения, от которого зависят взаимоотношения с людьми

Сформировать у детей представление о способе общения со своим внутренним- Я

Тема 3. Чувства

Научить учащихся понимать, что чувства могут быть разными, и все они важны для человека

Сформировать у детей представление о том, что чувства сообщают нам о том, что происходит в нашем внутреннем мире.

Тема 4. «Защита от чувств»

Сформировать у детей представление о том, что существует поведение, скрывающее чувства. Это поведение называется

защитным.

Сформировать у детей представление о том, что никогда не надо использовать защиту от чувств в своих отношениях с

внутренним- Я.

Тема 5. Управление гневом

Сформировать у детей представление о том, что я могу контролировать свой гнев, чтобы он не контролировал меня.

Сформировать у детей представление о том, что для каждой личности абсолютно нормально то, что они сердятся. Наше

внутреннее- Я может помочь нам контролировать свой гнев.

Тема 6. Алкоголь, табак и другие наркотики

Сформировать у детей представление о том, что алкоголь, табак и другие наркотики разрушают здоровье.

Сформировать у детей представление о том, что употребление АТДН создает барьер во взаимоотношениях с внутренним миром.

Тема 7. Химическая зависимость- это болезнь

Сформировать у детей представление о том, что химическая зависимость является болезнью.

Сформировать у детей представление о том, что существует множество различных семенных проблем, которые причиняют нам боль, но вера в себя, в силу своего внутреннего- Я сильнее и утешит нас.

Тема 8. Химическая зависимость воздействует на всю семью

Сформировать у детей представление о том, что химическая зависимость воздействует на каждого члена семьи

Сформировать у детей представление о том, что если кто-то из близких- химически зависимый, они не являются тому причиной, и не могут этого изменить. В духовном смысле, человек не может изменить других, но может менять себя.

Тема 9. Здоровый выбор

Сформировать у детей представление о том, что они могут делать здоровый выбор, решая жизненные проблемы.

Сформировать у детей представление о том, что они могут сами сделать здоровый выбор.

Тема 10. Личные границы

Сформировать у детей представление о том, что я могу научиться ставить правильные границы, отделяющие меня от другого человека.

Сформировать у детей представление о том, что существуют духовные, нравственные границы, отделяющие, что является правильным, а то- нет.

Тема 11. Дружба

Сформировать у детей представление о том, что учащиеся могут сами для себя выбрать надежных и заслуживающих доверие друзей

Тема 12. Собственная уникальность

Сформировать у детей представление о том, что каждый из нас- особенный и неповторимый (уникальный)

Методы работы: Лекция (интерактивная форма); беседа; групповая дискуссия; поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера; мозговой штурм; ролевая игра; работа в малых (рабочих) группах; рефлексия опыта.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение жизнестойкости
  2. Уменьшение факторов риска употребления АТДН и отклоняющегося поведения
  3. Овладение  здоровыми жизненными навыками.

Эффективность данного курса отслеживается при помощи диагностической методики межличностных отношений («Социометрия») Дж. Морено, проективной методики «Несуществующее животное», проективной методики «Дом. Дерево. Человек.», методики изучения внутригрупповых отношений «Атмосфера в группе». Методика проводится в начале и в конце курса.

 Программа курса очень перспективна. Она развивает и воспитывает личность нового поколения способного сделать правильный выбор.

Напоследок откроем маленький секрет, который способен изменить жизнь каждого. В нашем мире действует закон притяжения: мы получаем то, о чем думаем. Если ты находишься все время в негативе, думаешь про проблемы или ошибки, то притягиваешь в свою жизнь еще больше таких же проблем. А чтобы притянуть в свою жизнь любовь, честность, здоровье, удачу силы, нужно почаще концентрироваться именно на них, думая об этом как можно больше. Визуализируйте свой предмет желания, останавливаясь только на конечном результате. Ведь недаром говорят, что наше воображение- это предварительный показ событий предстоящей жизни!



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Представление о Циклах Жизни [в стихах]
  • Болезнь, меняющая представление о жизни
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Духовные психолого-ориентированные практики воспитания детей и подростков
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Текст, который перевернет Ваше представление о себе!
  • Психология внутреннего запрета. Тематическое представление случая. Часть 2.
  • Как сформировать уверенность и поддерживать стрессоустойчивость своих близких и детей?
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Представление о смерти у ребенка
  • Достижения через представление о себе
  • Сказкотерапия. Аудио-сказка для тревожных детей и сверхчувствительных детей
  • Представление о себе
  • Границы в жизни детей
  • Непростое родительство. тема:Тревога за детей
  • «Мастерская по ремонту детей», или Дню защиты детей посвящается.
  • Границы в жизни детей и родителей.
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников
  • «Может он и был тебе отцом, но он никогда не был тебе папкой, сынок» (с) | Тема отцов и детей
  • Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей.
  • Мое представление о балинтовских группах 3 летней давности.
  • Воспитание обучающихся в дополнительном образовании: модель отслеживания уровня воспитанности детей
  • Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей
  • В 36 лет: Людмила Прокофьевна или Людочка? Как меняется представление о возрасте
  • Глубинно-психологическое представление об интернет-зависимости
  • Компьютерные технологии в жизни детей и подростков
  • Готовы перевернуть ваше представление о том, кто такой психолог?
  • Как избавить своих детей от проблем во взрослой жизни и затрат на психотерапию?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь