Родительский клуб как форма психологической помощи семье

О.Н. Никитина

В.Р. Пешковская,

педагоги-психологи ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района

Санкт-Петербург

Родительский клуб как форма психологической помощи семье

 

Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании.  Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления  поведения, но, зачастую, безрезультатно. Задача психолога показать таким мамам и папам, что поведение малыша является реакцией на особенности их семейного взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели – заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, оно заменяется формальным уходом (одеть, накормить, научить), малыш будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие – демонстративные.

Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточной психологической и педагогической базы для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться в стиле родительского воспитания  и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи.  Тревожные, эмоционально-лабильные дети требуют более гибкого подхода, истероидные - более твердого. Выбирая адекватный стиль, родители создают тем самым условия для развития здоровой личности ребенка.

Однако в рамках краткосрочного психологического консультирования очень сложно глубоко проанализировать особенности семейных взаимодействий и скорректировать их.  За одну – две встречи невозможно ответить на все волнующие родителей вопросы. Чтобы решить эту задачу, авторы разработали программу групповых занятий для родителей «Родительский клуб».

Цель данного курса занятий – научить родителей использовать свои собственные внутренние ресурсы для повышения адаптационных возможностей семьи и ребенка.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Они начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые, зачастую, не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются «по наследству» от своих родителей.

Программа основана на построении отношений взаимного уважения и сотрудничества.

Участники занятий, отслеживая свои собственные чувства и переживания, осознавая действия и поступки, учатся лучше понимать своих детей. Освоение новых знаний, формирование умений и навыков внимательного выслушивания и эффективного взаимодействия взрослого и ребенка позволяет родителям учитывать возрастные и личностные особенности ребенка и создавать условия для его успешного развития и взросления.

Программа состоит из 10-ти тематических занятий, построенных по типу практических семинаров. Каждое занятие включает теоретическую часть и практические упражнения. К программе разработана рабочая тетрадь, которая поможет родителям в закреплении новых знаний на занятиях и дома. В ней предусмотрены упражнения для понимания своих стереотипов поведения и обучения новым способам взаимодействия. Домашние задания направлены на применение нового опыта в своей семье.

На базе ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района  работа по программе успешно проводится в течение восьми лет. Программа «Родительский клуб»  является номинантом районного конкурса педагогических достижений 2009 года. Она опубликована в сборнике учебных программ для педагогов-психологов и социальных педагогов в рамках проекта Европейского Союза «Дети и молодежь групп риска» в 2006 году.

Родители  высоко оценили работу Родительского клуба в своих отзывах:

- Особенно результативными были занятия, когда в игровой форме отрабатывались навыки формирования более доверительных отношений, как с детьми, так и со взрослыми партнерами.

 - Чрезвычайно полезными были общие обсуждения конкретных ситуаций, возникающих в семьях.

 - Очень порадовало, что на занятиях не давали готовые варианты решения любых конфликтов, а предлагали обсудить, высказаться и, в конечном итоге, дойти до всего самим.

- Поняла, что основные реакции  и особенности поведения моего ребенка во многом являются зеркальным отображением моих собственных.

- По-новому взглянула на личность ребенка и свои собственные черты характера.

- Применение полученных знаний (например, похвала вместо ругани) приносит действительно чудесные и неожиданные плоды.

 - Существенно уменьшилось число конфликтных  ситуаций в общении сыном. Улучшились его результаты в школе.

- Более доверительными стали отношения с ребенком.

- За такое короткое время я смогла частично измениться сама, и мой малыш тоже стал меняться в лучшую сторону.

- «Я-собщение» и «Активное слушание» помогают при общении не только с детьми, но и с другими окружающими.

На занятиях формируется  творческий подход к воспитанию ребенка, развиваются креативные  способности,  как детей, так и  родителей. Один из отзывов был составлен в стихотворной форме:

Душою красивы и очень добры,

Талантом сильны Вы и сердцем щедры.

Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,

Советы, затеи не будут напрасны!

Вы к детям дорогу сумели найти,

И нам в этом деле Вы помогли.

Каждый из нас передать Вам готов

Тысячу добрых и ласковых слов!

Таким образом, работа педагогов-психологов в Родительском клубе повышает уровень осознанности родителей, тренирует навыки их положительного взаимодействия со своими детьми, формирует умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях. 

 

Литература:

1.                 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «Mass Media». – 1995. – 240с.

2.                 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? – М. АСТ Астрель , 2008.- стр. 251с.

3.                 Марковская И. М.  Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150с.

4.                 Мирошников С.А, О.Ю. Кравец, М.Г. Филиппова, Р.В. Чернов.  Методические  материалы к программному обеспечению практикума по экспериментальной психологии и психодиагностике ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс). 2-е издание (соответствующая версия программы: 6.10.5)  – Санкт-Петербург, 2006. 100с.

5.                 Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филиппенко Е.А. Конфликтология для педагогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155с.

6.                 Сковронская Л.В. Родительский класс как практическое руководство для сомневающихся родителей. – СПб, 2012. – 312с.

7.                 Эйдемиллер Э.Г.  Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., С-Пб, 1996.

 



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Основные особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми с сахарным диабетом
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • О пользе совместных занятий родителей и детей
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Я не повторю опыт своих родителей со своими детьми!
  • Как научить ребенка уважать и любить родителей
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Личностные особенности родителей детей аутистов
  • Дети часто копируют своих родителей
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми…
  • Развод родителей - глазами родителей и детей
  • Интеллект родителей и умственные способности ребенка
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Мышление ребенка и поведение родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь