|
Родительский клуб как форма психологической помощи семьеАвтор статьи: Никитина Ольга Николаевна
О.Н. Никитина В.Р. Пешковская, педагоги-психологи ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района Санкт-Петербург Родительский клуб как форма психологической помощи семье
Родители часто обращаются к психологам и педагогам за помощью в воспитании. Одни из них связывают свои трудности с негативными чертами характера ребенка, не задумываясь о своем вкладе в этот процесс. Они водят его по специалистам для исправления поведения, но, зачастую, безрезультатно. Задача психолога показать таким мамам и папам, что поведение малыша является реакцией на особенности их семейного взаимодействия, и может быть исправлено только в результате изменения действий самих родителей. Так, например, в семье, где разлад между супругами, ребенок может часто болеть, скрепляя семью вокруг общей цели – заботы о его здоровье. Если родителям не хватает времени на эмоциональное общение с ребенком, оно заменяется формальным уходом (одеть, накормить, научить), малыш будет привлекать внимание взрослых своим негативным поведением. Слишком требовательные, педантичные родители могут сформировать у ребенка невротичные черты характера, а непоследовательные и все позволяющие – демонстративные. Другие родители осознают недостатки в своем взаимодействии с ребенком, но не имеют достаточной психологической и педагогической базы для их устранения. В каждом конкретном случае важно разобраться в стиле родительского воспитания и скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей всех членов семьи. Тревожные, эмоционально-лабильные дети требуют более гибкого подхода, истероидные - более твердого. Выбирая адекватный стиль, родители создают тем самым условия для развития здоровой личности ребенка. Однако в рамках краткосрочного психологического консультирования очень сложно глубоко проанализировать особенности семейных взаимодействий и скорректировать их. За одну – две встречи невозможно ответить на все волнующие родителей вопросы. Чтобы решить эту задачу, авторы разработали программу групповых занятий для родителей «Родительский клуб». Цель данного курса занятий – научить родителей использовать свои собственные внутренние ресурсы для повышения адаптационных возможностей семьи и ребенка. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Они начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые, зачастую, не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются «по наследству» от своих родителей. Программа основана на построении отношений взаимного уважения и сотрудничества. Участники занятий, отслеживая свои собственные чувства и переживания, осознавая действия и поступки, учатся лучше понимать своих детей. Освоение новых знаний, формирование умений и навыков внимательного выслушивания и эффективного взаимодействия взрослого и ребенка позволяет родителям учитывать возрастные и личностные особенности ребенка и создавать условия для его успешного развития и взросления. Программа состоит из 10-ти тематических занятий, построенных по типу практических семинаров. Каждое занятие включает теоретическую часть и практические упражнения. К программе разработана рабочая тетрадь, которая поможет родителям в закреплении новых знаний на занятиях и дома. В ней предусмотрены упражнения для понимания своих стереотипов поведения и обучения новым способам взаимодействия. Домашние задания направлены на применение нового опыта в своей семье. На базе ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района работа по программе успешно проводится в течение восьми лет. Программа «Родительский клуб» является номинантом районного конкурса педагогических достижений 2009 года. Она опубликована в сборнике учебных программ для педагогов-психологов и социальных педагогов в рамках проекта Европейского Союза «Дети и молодежь групп риска» в 2006 году. Родители высоко оценили работу Родительского клуба в своих отзывах: - Особенно результативными были занятия, когда в игровой форме отрабатывались навыки формирования более доверительных отношений, как с детьми, так и со взрослыми партнерами. - Чрезвычайно полезными были общие обсуждения конкретных ситуаций, возникающих в семьях. - Очень порадовало, что на занятиях не давали готовые варианты решения любых конфликтов, а предлагали обсудить, высказаться и, в конечном итоге, дойти до всего самим. - Поняла, что основные реакции и особенности поведения моего ребенка во многом являются зеркальным отображением моих собственных. - По-новому взглянула на личность ребенка и свои собственные черты характера. - Применение полученных знаний (например, похвала вместо ругани) приносит действительно чудесные и неожиданные плоды. - Существенно уменьшилось число конфликтных ситуаций в общении сыном. Улучшились его результаты в школе. - Более доверительными стали отношения с ребенком. - За такое короткое время я смогла частично измениться сама, и мой малыш тоже стал меняться в лучшую сторону. - «Я-собщение» и «Активное слушание» помогают при общении не только с детьми, но и с другими окружающими. На занятиях формируется творческий подход к воспитанию ребенка, развиваются креативные способности, как детей, так и родителей. Один из отзывов был составлен в стихотворной форме: Душою красивы и очень добры, Талантом сильны Вы и сердцем щедры. Все Ваши идеи, мечты о прекрасном, Советы, затеи не будут напрасны! Вы к детям дорогу сумели найти, И нам в этом деле Вы помогли. Каждый из нас передать Вам готов Тысячу добрых и ласковых слов! Таким образом, работа педагогов-психологов в Родительском клубе повышает уровень осознанности родителей, тренирует навыки их положительного взаимодействия со своими детьми, формирует умения последовательности в воспитании и самопомощи в сложных ситуациях. Как результат увеличивается эмоциональная близость родителей и детей, повышается их самооценка, снижается тревожность родителей за детей, формируются отношения сотрудничества в семьях.
Литература: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «Mass Media». – 1995. – 240с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? – М. АСТ Астрель , 2008.- стр. 251с. 3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150с. 4. Мирошников С.А, О.Ю. Кравец, М.Г. Филиппова, Р.В. Чернов. Методические материалы к программному обеспечению практикума по экспериментальной психологии и психодиагностике ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс). 2-е издание (соответствующая версия программы: 6.10.5) – Санкт-Петербург, 2006. 100с. 5. Рудакова И.А., Жильцова С.В., Филиппенко Е.А. Конфликтология для педагогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155с. 6. Сковронская Л.В. Родительский класс как практическое руководство для сомневающихся родителей. – СПб, 2012. – 312с. 7. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., С-Пб, 1996.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|