Цикл контакта — он же цикл удовлетворения потребности, который придумал Пол Гудман, вещь очень интересная. Её можно наложить на построение любого гештальта — будь то физиологическая потребность в еде или желание вступить в отношения с другим человеком. Там 4 этапа:
преконтакт, где из фона поднимается возбуждение, необходимое, чтобы чего-то захотеть;
контактинг, где нужно выбрать, как именно получить желаемое;
полный контакт, где это самое желаемое мы получаем;
и постконтакт, где мы "перевариваем" во всех смыслах полученный опыт, а потребность уходит в фон.
Всё это было бы прекрасно, если бы не наша привычка всё усложнять и ставить себе и другим палки в колеса. В гештальте это называется срывами контакта, или сопротивлениями — то, что не даёт нам получить желаемое. И задача гештальт-терапевта здесь сделать неосознаваемые клиентом сопротивления видимыми, чтобы тот сам потом смог делать выбор: оставить их или отказаться и жить и дышать полной грудью.
Это одно из того, на что направлена гештальт-терапия в целом. Давайте попробуем разобраться с этим — на примере сказки о Красной шапочке. И побудем на стороне Волка. Предположим, что потребность Волка — съесть Красную Шапочку и её бабушку. Какими возможными путями будет реализована или не реализована эта потребность, и какова при этом будет стратегия гештальт-терапевта?
Итак, в клиентском кресле — Волк. Что же он рассказывает нам про свою жизнь?
Сценарий 1. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк приближается к ней, ощущает смутное урчание в животе и решает, что он… отравился. Волк удаляется в поисках туалета.
Срыв цикла произошёл в начальной фазе преконтакта; ведущее сопротивление — конфлуэнция 1-го рода — не распознавание ощущений или неверное их распознавание, слияние с ними.
Стратегия гештальт-терапевта — помочь Волку распознать его ощущения, придать им "голос", вербализовать их.
Реплики: "Как вы поняли, что отравились?", "Что за урчание в животе у вас было?", "Всегда ли это признак отравления?".
Сценарий 2. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк приближается к ней, ощущает смутное урчание в животе и решает, что он голоден. Волк спрашивает Шапочку, куда она идёт, и получает информацию о пирожках и бабушке. Волк решает, что питаться Шапочками неправильно, а правильно питаться пирожками — как люди. Волк удаляется в поисках пирожков.
Срыв цикла произошёл в начальной фазе преконтакта; ведущее сопротивление — конфлуэнция 2-го рода — слияние с другим объектом, не распознавание собственных ощущений.
Стратегия гештальт-терапевта — показать Волку различия между ним и Шапочкой, вывести его из слияния с ней.
Реплики: "Это люди питаются пирожками, а вы разве — людь?", "Разве вы одинаковы?", "А чем любите питаться вы?".
Сценарий 3. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что он голоден. Он спрашивает Шапочку, куда она идёт, и получает информацию о пирожках и бабушке. Волк решает опередить Шапочку, мчится короткой дорогой к бабушке, звонит в звонок и заходит. Волк в молчаливой задумчивости глядит на дремлющую пенсионерку, и в голове его всплывает мамино послание: "Никогда, сынок, слышишь, никогда не ешь старых людей. И молодых тоже не ешь. Вот папа твой ел, и кем он стал после этого? Он стал сволочью, сынок. Не ешь людей, не будь таким, как твой папа". Волк удаляется в поисках укромного места, чтобы оплакать неоплаканный им развод родителей.
Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление-интроекция — некие установки, идеи, которые были услышаны из уст кого-то значимого и не были "переварены", не были сознательно обдуманы и приняты.
Стратегия гештальт-терапевта — "пережёвывание" интроектов, осознанный выбор в пользу интроекта или отказ от него, выработка собственного мнения.
Реплики: "Почему вы ушли, не съев бабушку?", "Почему есть людей нельзя?", "Кто вам это сказал?", "А сами вы как считаете?".
Сценарий 4. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Он знает, что голоден, и решает съесть её и бабушку. В избе бабушки Волк в молчаливой задумчивости глядит на дремлющую пенсионерку, и в голове его проносится:"Вот ведь какая старая! Лет 50, поди! Если б мне было столько лет, мои кости были бы уже несъедобными, а мясо — жёстким. На черта мне это шапито с непереваренными костями?!". Волк психует, плюётся и уходит в поисках видеокассеты с Джеки Чаном.
Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление-проекция — когда что-то, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю другим объектам; в народе — "сужу по себе".
Стратегия гештальт-терапевта — помочь "присвоить" проекцию, увидеть и отделить своё от чужого.
Реплики: "Откуда вы знаете, что в 50 лет у человека несъедобные кости и жёсткое мясо?", "Это волки в 50 лет старые, а люди — не факт", "Вы ведь даже не попробовали, не откусили и кусочка бабушки, откуда такая уверенность, что она несъедобна?".
Сценарий 5. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Он знает, что голоден, и решает съесть её и бабушку. В избе бабушки Волк подходит к кровати, чтобы отведать немного бабушки, но так и застывает с открытой пастью. В голове волка проносятся страшные сценарии того, как обидится на него за это бабушка, да и Шапочка не будет в восторге, обнаружив вместо любимой родственницы изглоданный старческий труп. В ужасе Волк кусает сам себя за локоть и выскакивает из избы в поисках ножа и вилки, чтобы доесть себя до конца.
Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление-ретрофлексия — делание себе того, что хотел бы сделать другому или получить от него.
Стратегия гештальт-терапевта — раскрыть ретрофлексию, развернуть энергию действия от себя к другому.
Реплики: "Что это за укус у вас на локте?", "Если бы ваш локоть мог говорить, что бы он сказал вам?", "Что вам даёт то, что вы укусили не бабушку, а себя?".
Сценарий 6. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Он знает, что голоден, и решает съесть её и бабушку. Но пока съедает только бабушку. Собственно, он не очень любит старое мясо, он с удовольствием полакомился бы юной Шапочкой, но бабку есть более безопасно. Она не сопротивляется, лежит в полудрёме и никак своему поеданию не противостоит. А Шапочка — сильная; она занимается дзюдо, между прочим. Стоит ли так рисковать собственной шкурой? Волк не наелся бабушкой, но бабушка — это лучше, чем ничего. Волк не дожидается Красную Шапочку и уходит в поисках чая с сахаром.
Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление — дефлексия — избегание прямого контакта ради снятия напряжения, поиск более безопасного объекта или действия.
Стратегия гештальт-терапевта — вывести Волка на прямое и честное взаимодействие или осознанный отказ действовать прямо.
Реплики: "Почему вы остановились на бабушке, а не стали ждать более сочную Красную Шапочку?", "Кого вы на самом деле хотели съесть?" "Скажите мне напрямую".
Сценарий 7. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что голоден, но наклоняется к Шапочке и тихим голосом сообщает ей адрес её бабушки, заодно показывая короткую дорогу. Волк удаляется в поисках адекватности.
Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление — профлексия — делание другому того, что хотел бы получить от него для себя.
Стратегия гештальт-терапевта — разворачивание и осознавание профлексии, вывод на прямое и честное взаимодействие.
Реплики: "Представьте себя Красной Шапочкой. Что бы вы сказали от её имени самому себе?", "А ей нужна была ваша информация? А вам — её?".
Сценарий 8. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что голоден, прибегает в избу, начинает поглощать бабушку, в этот момент в избу входит шокированная Красная Шапочка. Волк бросает недоеденную бабку и кидается к Шапочке. Откусив немного Шапочки, Волк возвращается к бабке, чтобы доесть и её. Волк мечется между двумя женщинами, не в силах по достоинству оценить ни одно из предложенных блюд.
Срыв цикла произошёл в фазе полного контакта; ведущее сопротивление — эготизм — невозможность полностью раствориться в контакте, окунуться в него, что называется, с головой.
Стратегия гештальт-терапевта — помочь перестать контролировать себя и остальных, научить не рвать отношения, а оставаться в них, когда они становятся глубже.
Реплики: "Почему вы не могли посвятить себя только одной женщине?" "Что даёт для вашей самооценки обладание сразу двумя блюдами?".
Сценарий 9. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что голоден. Он съедает бабушку, затем — вошедшую в избу Шапочку. Задумчиво сидит на полу, отрыгивает. "Невкусная бабка, — обращается к кому-то в пустоту обессиленный Волк. — И Шапка тоже не очень. Надо было пирожков навернуть лучше. Кругом обман", — сетует Волк и уходит в темноту в поисках смысла жизни.
Срыв цикла произошёл в фазе постконтакта; ведущее сопротивление — девалидизация, или обесценивание — когда кто-то обесценивает событие или его результат, или свой вклад в них.
Стратегия гештальт-терапевта — научить ассимилировать опыт, присваивать его и наделять ценностью.
Реплики: "Вы часто обедаете людьми? Каковы они на вкус?", "Так ли невкусны были эти женщины?", "В следующий раз вы снова собираетесь питаться чем-то подобным, значит, они вам понравились?".
Сценарий 10. Последний и самый здоровый. Голодный Волк съедает обеих женщин. На терапию не приходит. Конец.
А напоследок хочу пожелать вам побольше осознанности и полных, глубоких, завершённых гештальтов!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.