Безумные сценарии о Красной Шапочке, или гештальт для чайников

Цикл контакта — он же цикл удовлетворения потребности, который придумал Пол Гудман, вещь очень интересная. Её можно наложить на построение любого гештальта — будь то физиологическая потребность в еде или желание вступить в отношения с другим человеком. Там 4 этапа:

  • преконтакт, где из фона поднимается возбуждение, необходимое, чтобы чего-то захотеть;
  • контактинг, где нужно выбрать, как именно получить желаемое;
  • полный контакт, где это самое желаемое мы получаем;
  • и постконтакт, где мы "перевариваем" во всех смыслах полученный опыт, а потребность уходит в фон.

Всё это было бы прекрасно, если бы не наша привычка всё усложнять и ставить себе и другим палки в колеса. В гештальте это называется срывами контакта, или сопротивлениями — то, что не даёт нам получить желаемое. И задача гештальт-терапевта здесь сделать неосознаваемые клиентом сопротивления видимыми, чтобы тот сам потом смог делать выбор: оставить их или отказаться и жить и дышать полной грудью.

Это одно из того, на что направлена гештальт-терапия в целом. Давайте попробуем разобраться с этим — на примере сказки о Красной шапочке. И побудем на стороне Волка. Предположим, что потребность Волка — съесть Красную Шапочку и её бабушку. Какими возможными путями будет реализована или не реализована эта потребность, и какова при этом будет стратегия гештальт-терапевта?

Итак, в клиентском кресле — Волк. Что же он рассказывает нам про свою жизнь?

Сценарий 1. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк приближается к ней, ощущает смутное урчание в животе и решает, что он… отравился. Волк удаляется в поисках туалета.

  • Срыв цикла произошёл в начальной фазе преконтакта; ведущее сопротивление — конфлуэнция 1-го рода — не распознавание ощущений или неверное их распознавание, слияние с ними.
  • Стратегия гештальт-терапевта — помочь Волку распознать его ощущения, придать им "голос", вербализовать их.
  • Реплики: "Как вы поняли, что отравились?", "Что за урчание в животе у вас было?", "Всегда ли это признак отравления?".

Сценарий 2. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк приближается к ней, ощущает смутное урчание в животе и решает, что он голоден. Волк спрашивает Шапочку, куда она идёт, и получает информацию о пирожках и бабушке. Волк решает, что питаться Шапочками неправильно, а правильно питаться пирожками — как люди. Волк удаляется в поисках пирожков.

  • Срыв цикла произошёл в начальной фазе преконтакта; ведущее сопротивление — конфлуэнция 2-го рода — слияние с другим объектом, не распознавание собственных ощущений.
  • Стратегия гештальт-терапевта — показать Волку различия между ним и Шапочкой, вывести его из слияния с ней.
  • Реплики: "Это люди питаются пирожками, а вы разве — людь?", "Разве вы одинаковы?", "А чем любите питаться вы?".

Сценарий 3. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что он голоден. Он спрашивает Шапочку, куда она идёт, и получает информацию о пирожках и бабушке. Волк решает опередить Шапочку, мчится короткой дорогой к бабушке, звонит в звонок и заходит. Волк в молчаливой задумчивости глядит на дремлющую пенсионерку, и в голове его всплывает мамино послание: "Никогда, сынок, слышишь, никогда не ешь старых людей. И молодых тоже не ешь. Вот папа твой ел, и кем он стал после этого? Он стал сволочью, сынок. Не ешь людей, не будь таким, как твой папа". Волк удаляется в поисках укромного места, чтобы оплакать неоплаканный им развод родителей.

  • Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление-интроекция — некие установки, идеи, которые были услышаны из уст кого-то значимого и не были "переварены", не были сознательно обдуманы и приняты.
  • Стратегия гештальт-терапевта — "пережёвывание" интроектов, осознанный выбор в пользу интроекта или отказ от него, выработка собственного мнения.
  • Реплики: "Почему вы ушли, не съев бабушку?", "Почему есть людей нельзя?", "Кто вам это сказал?", "А сами вы как считаете?".

Сценарий 4. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Он знает, что голоден, и решает съесть её и бабушку. В избе бабушки Волк в молчаливой задумчивости глядит на дремлющую пенсионерку, и в голове его проносится:"Вот ведь какая старая! Лет 50, поди! Если б мне было столько лет, мои кости были бы уже несъедобными, а мясо — жёстким. На черта мне это шапито с непереваренными костями?!". Волк психует, плюётся и уходит в поисках видеокассеты с Джеки Чаном.

  • Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление-проекция — когда что-то, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю другим объектам; в народе — "сужу по себе".
  • Стратегия гештальт-терапевта — помочь "присвоить" проекцию, увидеть и отделить своё от чужого.
  • Реплики: "Откуда вы знаете, что в 50 лет у человека несъедобные кости и жёсткое мясо?", "Это волки в 50 лет старые, а люди — не факт", "Вы ведь даже не попробовали, не откусили и кусочка бабушки, откуда такая уверенность, что она несъедобна?".

Сценарий 5. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Он знает, что голоден, и решает съесть её и бабушку. В избе бабушки Волк подходит к кровати, чтобы отведать немного бабушки, но так и застывает с открытой пастью. В голове волка проносятся страшные сценарии того, как обидится на него за это бабушка, да и Шапочка не будет в восторге, обнаружив вместо любимой родственницы изглоданный старческий труп. В ужасе Волк кусает сам себя за локоть и выскакивает из избы в поисках ножа и вилки, чтобы доесть себя до конца.

  • Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление-ретрофлексия — делание себе того, что хотел бы сделать другому или получить от него.
  • Стратегия гештальт-терапевта — раскрыть ретрофлексию, развернуть энергию действия от себя к другому.
  • Реплики: "Что это за укус у вас на локте?", "Если бы ваш локоть мог говорить, что бы он сказал вам?", "Что вам даёт то, что вы укусили не бабушку, а себя?".

Сценарий 6. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Он знает, что голоден, и решает съесть её и бабушку. Но пока съедает только бабушку. Собственно, он не очень любит старое мясо, он с удовольствием полакомился бы юной Шапочкой, но бабку есть более безопасно. Она не сопротивляется, лежит в полудрёме и никак своему поеданию не противостоит. А Шапочка — сильная; она занимается дзюдо, между прочим. Стоит ли так рисковать собственной шкурой? Волк не наелся бабушкой, но бабушка — это лучше, чем ничего. Волк не дожидается Красную Шапочку и уходит в поисках чая с сахаром.

  • Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление — дефлексия — избегание прямого контакта ради снятия напряжения, поиск более безопасного объекта или действия.
  • Стратегия гештальт-терапевта — вывести Волка на прямое и честное взаимодействие или осознанный отказ действовать прямо.
  • Реплики: "Почему вы остановились на бабушке, а не стали ждать более сочную Красную Шапочку?", "Кого вы на самом деле хотели съесть?" "Скажите мне напрямую".

Сценарий 7. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что голоден, но наклоняется к Шапочке и тихим голосом сообщает ей адрес её бабушки, заодно показывая короткую дорогу. Волк удаляется в поисках адекватности.

  • Срыв цикла произошёл в фазе контактинга; ведущее сопротивление — профлексия — делание другому того, что хотел бы получить от него для себя.
  • Стратегия гештальт-терапевта — разворачивание и осознавание профлексии, вывод на прямое и честное взаимодействие.
  • Реплики: "Представьте себя Красной Шапочкой. Что бы вы сказали от её имени самому себе?", "А ей нужна была ваша информация? А вам — её?".

Сценарий 8. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что голоден, прибегает в избу, начинает поглощать бабушку, в этот момент в избу входит шокированная Красная Шапочка. Волк бросает недоеденную бабку и кидается к Шапочке. Откусив немного Шапочки, Волк возвращается к бабке, чтобы доесть и её. Волк мечется между двумя женщинами, не в силах по достоинству оценить ни одно из предложенных блюд.

  • Срыв цикла произошёл в фазе полного контакта; ведущее сопротивление — эготизм — невозможность полностью раствориться в контакте, окунуться в него, что называется, с головой.
  • Стратегия гештальт-терапевта — помочь перестать контролировать себя и остальных, научить не рвать отношения, а оставаться в них, когда они становятся глубже.
  • Реплики: "Почему вы не могли посвятить себя только одной женщине?" "Что даёт для вашей самооценки обладание сразу двумя блюдами?".

Сценарий 9. Волк идёт по лесу и видит Красную Шапочку. Волк знает, что голоден. Он съедает бабушку, затем — вошедшую в избу Шапочку. Задумчиво сидит на полу, отрыгивает. "Невкусная бабка, — обращается к кому-то в пустоту обессиленный Волк. — И Шапка тоже не очень. Надо было пирожков навернуть лучше. Кругом обман", — сетует Волк и уходит в темноту в поисках смысла жизни.

  • Срыв цикла произошёл в фазе постконтакта; ведущее сопротивление — девалидизация, или обесценивание — когда кто-то обесценивает событие или его результат, или свой вклад в них.
  • Стратегия гештальт-терапевта — научить ассимилировать опыт, присваивать его и наделять ценностью.
  • Реплики: "Вы часто обедаете людьми? Каковы они на вкус?", "Так ли невкусны были эти женщины?", "В следующий раз вы снова собираетесь питаться чем-то подобным, значит, они вам понравились?".

Сценарий 10. Последний и самый здоровый. Голодный Волк съедает обеих женщин. На терапию не приходит. Конец.

А напоследок хочу пожелать вам побольше осознанности и полных, глубоких, завершённых гештальтов!



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Нам не страшен Серый Волк!" - как перестать тревожиться и начать наслаждаться жизнью.
  • "Волк в овечьей шкуре": измена в любви
  • Трансформационная сказка для взрослых "Пантера и Волк"
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • "Правша" или "левша". Какое ведущее полушарие у вас?!
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Коробочка горя" (инструмент для самопомощи из цикла "Пережить горе")
  • "Идеальный папа". Из цикла "Дверь в спальню".
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • В поисках «Папы», или почему девушкам "до..." так интересны мужчины "за..."
  • "Эти не простые отношения"...Из цикла "Истории любви".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Трудности "перевода" (размышления гештальт-терапевта)
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА? Успешная стратегия (из цикла статей "Инструменты")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь