Как правильно сделать выбор?

Автор статьи: Свечникова Ирина

Хочу — не хочу? Надо мне это — не надо? Могу я это сделать — не могу? Может все-таки этот вариант — или тот? А может ну его, ничего не хочу, не могу, не надо… Внутри смятение, растерянность, тревога. Рой мыслей, шквал эмоций, море ощущений. А всего-навсего человек делает выбор. С чем же связаны такие трудности? Попробуем разобраться, в каких основных моментах мы встречаем эти препятствия

1. Наши желания. Истинные или неистинные.

Для того чтобы сделать выбор, нужно осознать свои потребности, которые мы хотим удовлетворить. Это непростой вопрос, потому что на поверхность могут выдаваться совсем другие желания.

Сначала на уровне ощущений возникает какой-то импульс, потом он все больше оформляется, превращается в желание. И вот мы уже хотим чего-то. Мы это можем осознавать или не осознавать. Внешняя среда своими стимулами может помогать прийти к его осознанию, а может, наоборот, уводить от этого понимания. Если все-таки удаётся дойти до истинного желания — это здорово!

В большинстве же случаев, мы не осознаем, чего мы хотим. А чего хотим, может легко подменяться. Часто услышать собственные желания мешают наш прошлый опыт, наши ценности, установки, влияние и мнение окружающей среды, наши роли, которые мы стремимся так качественно выполнять, и желание быть хорошим для всех. Необходимо очень внимательно и чутко относится к своим импульсам, ощущениям в теле, слышать себя, чтобы понимать, чего же мы хотим в действительности. Чаще всего бывает так, что терзания больше свойственны тем, кто не знает в точности, чего он хочет.

2. Трудности осуществления выбора.

Однако есть ещё одна трудность — борьба выборов, основанная на конфликте. Такое бывает в ситуации, когда осуществляется выбор между несколькими вариантами, которые нам нравятся и трудно определить, какой больше. Или же, когда ни один из вариантов нас не устраивает, но нужно выбрать то, что наиболее будет выгодным и полезным для нас. Если на первом этапе мы определили, Чего же все-таки мы хотим, тогда на основании любого способа можем выбрать, что более всего соответствует нашему желанию.

Иногда трудностью сделать выбор является конфликт между "хочу" и "должен". С одной стороны, сделать, что хочется, а с другой стороны — соответствовать ожиданиям других людей и сделать, как "надо". Данная борьба мотивов часто может приводить к тому, что выбор делается в ущерб своим желаниям из-за боязни быть отвергнутым, не принятым, осуждаемым другими.

3. Выбор способа для принятия решения.

Появляется ещё одна трудность — а как выбрать из множества вариантов, которые предлагаются или, может ещё, не видны нам? Вот у нас есть желание (истинное/неистинное), мы ищем способы и варианты, чтобы удовлетворить его. Мы можем принимать решения импульсивно: "А, пусть будет так!". А можем долго взвешивать разные аргументы "за" и "против", основываться на рациональных выводах, обозначать критерии и по ним ориентироваться, искать преимущества, недостатки. Можно опираться на собственную интуицию, начать прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, представляя каждый вариант поочерёдно. Или использовать различные подсказки — спрашивать у других людей, советоваться с экспертами. А некоторые могут использовать иррациональные способы, где снимается ответственность за осуществление выбора — подбрасывание монетки, гадания на кофейной гуще, поход к астрологу и т.д. Конечно, всегда есть вариант ничего не менять и оставить все, как есть. Однако не выбирать сейчас может только вызывать большее напряжение и затруднять жизнь.

В любом случае, на что бы мы не опирались при выборе важно научится следовать выбранному варианту, который мы все-же выбрали, а не застревать между выбранным и невыбранным. Хотя для некоторых это совсем непросто..

4. Сомнения.

Попробуем рассмотреть, что же такое сомнения. Разделив это слово на составные части — Со-мнения — можно заметить интересные моменты. Часто в этом "Со" слышатся мнения разных людей: родителей, учителей, подруг, друзей, иногда и социальных нормативов и правил. А ведь за всем этим многоголосьем внутренний голос и своё мнение услышать очень сложно. Это заставляет постоянно задаваться вопросами: "А правильно ли я сделал?" "А будет ли мне хорошо с таким решение?" "А что подумают обо мне другие?" и т.д.

Даже если это не голоса каких-то других людей, это может быть внутренней конфликт между "разумом" и "сердцем". Собственные рациональные мысли — выгодные, правильные, выверенные, которые идут в разрез с тем, чего хочет наша душа, чего хочет наше тело. Тогда побеждает тот, у кого больше сил и средств повлиять на решение…

5. Выбор сделан.

Принятие ответственности за выбор.

Когда уже выбор сделан, важно признать и принять на себя ответственность за это действие и следовать выбранному пути. Для конкретного проживания сделанного требуется полная включённость в тот или иной выбор физически, эмоционально, мысленно и духовно. А ведь часто ой как не хочется этого делать. Здесь возникает ещё одно препятствие для успешного удовлетворения своей потребности. Вместо того чтобы всецело погружаться в своё решение, прикладывать усилия, тратить ресурсы на взращивание реализуемого варианта, человек продолжает жить в воспоминаниях, грезить иллюзиями, фантазиями, что, выбрав другой вариант, все было бы иначе.. Тем самым, лишая себя возможности получить удовольствия, успокоения и радости от сделанного.

Как бы то ни было, любой выбор мы делаем сами. Решение может зависеть от сложившихся обстоятельств, окружающей среды, от наших знаний и возможностей. Однако на что бы мы ни опирались, чем бы не пользовались, к кому бы не прислушивались, совершая этот выбор — нам потом жить с результатами и нам же за них отвечать! При этом помните, что выбор мы делаем всегда в актуальной ситуации и он не фатален, всегда можно выбрать что-то другое. Через какое-то время все может измениться, у нас появятся новые знания, возможности, желания, будет другая ситуация в мире, в окружении. Мы изменяемся, и выборы наши меняются. Это просто ход нашей жизни.

Из всех этих трудностей, я решила определить как же можно сделать правильный выбор, что может мне помочь на разных этапах.

1. Прислушаться к себе, к своим ощущениям, чувствам, мыслям. Быть более осознанным и правдивым по отношению к себе. Ответить себе на вопрос: "Чего же я на самом деле хочу". Важно доверять себе и своим желаниям.

2. Осознание помогает различать свои желания и отделять их от желаний других. Важно осознавать в этот момент и действовать, исходя из более значимой в данный момент потребности. Осознанно что-то сделать для другого, отодвинув свои желания, или все же обозначить свои границы и сделать, что хочется самому.

3. Признаться в своих чувствах — может вам страшно что-то выбирать, потому что это неизвестное и может быть опасное; или вы чувствуете стыд, что вас могут осудить; или вину, что сделаете что-то такое, обидев при этом другого. Или может, вы не знаете, как быть в данной ситуации из-за нехватки знаний, умений. Осознание чувств помогает контролировать своё состояние и управлять своими действиями.

4. Далее вы можете заняться изучением вариантов, которые возможны — обращаться к достоверным источникам, узнавать у экспертов, собирать опыт, как это бывает у других. Также можно расширять информацию о конкретном варианте, анализируя его.

5. Получив достаточный объем информации, можно приступить к анализу каждого варианта по определённым критериям. Выделить его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. Далее сопоставить полученные варианты и выделить наиболее подходящей для удовлетворения вашего желания.

6. Ещё один вариант на ощущения. Представьте, что ваши руки это весы. Положите на одну руку первый вариант, а на вторую руку другой вариант. Образно представьте их, как они выглядят, каким весом каждый из них. Лучше эту практику делать с закрытыми глазами. Вы удивитесь, когда откроете глаза, а одна ваша рука будет находиться выше, чем другая. Данное проявление говорит о том, что тело наше очень мудрое. И если мысли, разум могут обманывать, то тело может действительно показать, какой вариант перевешивает.

7. Для пущей наглядности можно использовать разные предметы. Предметы это символическое изображение варианта. Предлагается долго не думать и не искать варианты, а подумать о ситуации, о варианте, который вы бы приняли, и сразу показать на предмет. Будь то книга, ручка, брелок, или шкаф, стена, холодильник. Следуйте за этим символом. Наверняка, если разворачивать ассоциативный ряд, вы сможете увидеть, что для вас символизирует тот или иной вариант. А затем сравнить, какой вам ближе. В каком больше преимуществ, а в каком — недостатков.

8. Если после применения различных способов, вы ещё больше запутались и не знаете, что же предпринять — лучший вариант — отвлечься, отпустить ситуацию и немного расслабиться. Если вы решение принимаете длительное время, то возможно после такой работы вам лучше взять выходной в несколько дней, лучше сменить обстановку и постараться совсем не думать о своей ситуации выбора. Если же у вас времени мало — возьмите ночь, как момент паузы в ваших мыслях и чувствах. Бывает, что в утренних лучах все кажется совсем не таким, как в вечерних или ночных. Главное после "перерыва" не затягивать с решением, ваши внутренние ощущения поднакопятся, и, если вы будете внимательны к тому, что с вами происходит, решение придет.

А если вы все же решите ещё затянуть и не принимать решения даже уже когда надо будет, примите ответственность за это. И честно признайтесь себе — Что же вас останавливает от принятия этого важного решения? Может быть есть какая-то другая потребность, которую вы удовлетворяете, не пытаясь ничего изменить? А может Вы чего-то избегаете, и вам страшно встречаться с чувствами (например, обиды, жалости, вины, стыда, чувства одиночества и других).

Безусловно, все мы отличаемся друг от друга, и каждому человеку подходит своя методика. Лучше все же стоит отказаться от привычного способа мышления (то есть людям с аналитическим умом попробовать расслабиться и сделать выбор интуитивно, а творческим натурам, напротив, кропотливо рассчитывать, расписывать, находить информацию). Это, опять же, позволит взглянуть на проблему с другого ракурса и отчётливее оценить ваши возможности по её разрешению. Выбор всегда за нами!

 



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как сделать правильный выбор? Методика "Циферблат решений".
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Из-за чего ваша семья может превратиться в "Титаник"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Как сделать правильный выбор? или чего я хочу на самом деле?
  • "Мы продолжаем зависеть от "пятерок", но хотим совсем другого!"
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Предательство | "Удар в спину" или "Моральный выбор ни в нашу пользу"?
  • "Я не могу решиться..." Почему нам так сложно делать выбор?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Как сделать так, чтобы желания сбывались быстрее? Курс "Везение по-женски"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "Я не знаю, чего хочу..." Куда уходят желания и как их вернуть
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • "А есть выбор?" Или диалоги о наследственности
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • А может все-таки "сама виновата"? Обвиняем жертв изнасилований из соображений заботы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь