|
Страх неопределённости: способы справлятьсяАвтор статьи: Светлана Федотова
Ситуация неопределенности порождает сложные переживания почти у каждого человека. Помимо индивидуальных физиологических и интеллектуальных особенностей, наследственности, существует важный источник той или иной реакции на стресс и неопределенность – это детский, а, главное, младенческий опыт. Детство оказывает большое влияние на всю последующую жизнь человека, следы событий детства читаются в его настоящем. Чем раньше было травматическое событие, тем большее влияние оно оказало на психику. Реальность, в которой рос ребенок, включает переживания, мысли, отношение к ней на его детском уровне. Часто всё это вместе вытеснено в бессознательное, и прошлая интерпретация событий воспринимается взрослым, как истина. Сканирование реальности взрослым человеком происходит через его прошлый опыт, в том числе детский и младенческий и через защитные механизмы, образовавшиеся тогда же. Детско-родительские отношения представляют собой некую матрицу, которая лежит в основе всех последующих отношений, восприятия событий и реальности. Младенческий опыт оставляет аффективный след в психике, который может быть настолько негативно сильным, что весь взрослый рациональный опыт порой не в силах ему противостоять: новая кора беззащитна перед мощностью лимбической системы. Если не разделять прошлый опыт и реальность, если не задействовать критическое мышление и не совершать усилия по изменению матрицы, то события реальности будут восприниматься искаженно, через призму прошлого. Представим психику только что родившегося ребенка, младенца. Что ее характеризует? 1. Неопределенность окружающего мира и необходимость в присутствии взрослого и его реакций, определяющих ее; 2. Сильные телесные ощущения, которые захватывают психику целиком: холод, голод, боль, оставленность или тепло, сытость, удовольствие, присутствие; 3. Страхи за выживание, нет ресурсов себя поддерживать: ни физических, ни психических, вообще никаких; 4. Отсутствие социального опыта, навыков понимать, анализировать, предвосхищать; 5. Нет чувства времени, невозможность спокойно ждать удовлетворения своих потребностей, ужас смерти в вынужденном ожидании. У младенца отсутствует знание своих желаний – это угадывает мать. Если мать угадывает правильно, удовлетворяет эти желания, ребенок начинает знать их и себя и формирует доверие к миру через мать. Если нет – приходит страх, стыд, недоверие, неуверенность в себе и своих силах. Способность матери реагировать на потребности младенца отражается в способах справляться с ситуациями неопределенности у этого младенца, когда он вырастет. Если взрослый человек чувствует в ситуации неопределенности страх, тревогу или даже ужас, то с ним в этот момент говорит его негативный младенческий опыт. Негативный опыт включает в себя пренебрежение нуждами ребенка, оставление без помощи, болезни, отсутствие эмоциональной заботы, эмпатии - забота только о физических потребностях, отсутствие телесного контакта, прямая или косвенная агрессия, например, передача ребенка матерью другим людям. Для того, чтобы взрослый человек мог быть уверенным в себе, уметь свое «плохо» превращать в свое «хорошо», необходимо, чтобы он имел внутренний «хороший» след от первичных взаимоотношений с объектом (с матерью). Если следа нет, или он недостаточно хорош, такой человек живет в страхе, депрессии, агрессивен и эмоционально зависит от окружающих, от их физического присутствия, от их мнения, их действий. Иными словами, феноменология отношений, их способы и чувствование себя в них у взрослого человека с миром (и конкретными людьми) зависит от отношений с человеком, от которого когда-то зависело выживание. Если ребенок вместо того, чтобы получить в младенчестве опыт совместности, получает опыт пренебрежения, насилия, у него формируется неустойчивость и страх неопределенности, который сопровождает человека в его последующей жизни, обостряясь в стрессовых ситуациях. Любая ситуация неопределенности (даже пауза в диалоге с другим человеком) будет провоцировать у него не адекватную реакцию на эту неопределенную реальность и разные виды защитного поведения. Существует несколько основных способов справляться с неопределенностью (или видов защитного поведения) в зависимости от силы, возраста и типа ранних повреждений психики. 1. Маниакальная реакция. Ситуация неопределенности воспринимается отстраненно, вплоть до полного ее отрицания. Часто здесь есть понимание происходящего, но нет чувств, поэтому нет понимания значимости ситуации и есть полная уверенность в правильности своей позиции. Внешним ответом часто является агрессивная реакция, направленная на разрушение или созидание чего-то вне себя, в зависимости от моральных устоев и окружения. 2. Соматическое отреагирование. Ситуация неопределенности вызывает сомато-сенсорный (телесно-чувственный) ужас, тревогу, страх, человек психологически «сливается» с ситуацией. Трудно или невозможно включить критическое взрослое мышление, начать понимать происходящее. Присутствует сильная телесная реакция, беспомощность, поиск спасителя, детское доверие к тому, что говорят другие люди, особенно те, кто попадает под позитивную проекцию родительской фигуры (авторитеты, врачи, какие-то СМИ). В эмоциональных и поведенческих проявлениях есть «цепляние» за других, необходимость их физического присутствия, фантазии о вселенской катастрофе, смерти, желание быстрого решения ситуации, ориентация на социальные стандарты. Как следствие, могут быть панические атаки, желание спрятаться от мира, болезни, депрессия, нарушение сна, оральные зависимости (еда, курение, алкоголь). Страх и тревога могут быть настолько сильными, а способность справляться с ними настолько слабой, что весь внутренний ужас выливается вовне в виде манипуляций, запугивания и контроля других, слез. 3. Избегание. Ситуация неопределенности вызывает страх, но который можно пережить, если контролировать его разными способами. Неопределенность нужно определить через какую-то понятную теорию происходящего, заполнить ее конкретными мыслями и действиями. На помощь приходит что-то принятое большинством и простая деятельность: уборка, приготовление еды, рукоделие, просмотр сериалов, «хорошие» зависимости – спорт, работа, здоровый образ жизни и «плохие» зависимости – игра, вещества. Из неприятных следствий здесь могут быть негативные проекции страха смерти на окружающий мир, панические атаки, развитие ОКР, коллапс при угрозе разрушения объяснительной концепции и невозможности выполнять все эти действия. 4. Шизоидно-параноидная позиция. Ситуация неопределенности вызывает страх, с которым можно справиться, и есть четкая убежденность: моё «плохо» от меня не зависит, потому что есть кто-то, кто делает мне плохо. Собственная ответственность не присваивается. Отсюда недоверие тому, что происходит вокруг, негативные проекции страха использования, лишения свободы, агрессии на окружающий мир. В эмоциональном и поведенческом плане ответом может быть подавление эмоций (шизоидная реакция) и внешняя агрессия, нападение, подозрительность, поиск врага и виновных (параноидная реакция) и различные варианты их сочетанности. 5. Здоровая реакция. Здоровой реакцией на ситуацию неопределенности можно назвать реакцию со следующими признаками: способность оставаться в реальности и опираться на нее, видеть возможные трудности в будущем без ощущения катастрофы, выдерживание чувств без ощущения невыносимости, позитивные мысли о себе и других, умение удерживать внутри свои аффекты, связанность с другими, ощущение совместности и умение давать поддержку другим, проявление инициативы в контактах, сохранение здорового физического состояния и способности к продуктивной деятельности, а, главное, возможность усомниться в своем видении ситуации, допустить другое ее понимание и признать это. В реальности «чистые» типы реакции бывают не так часто, скорее, это некие их композиции, постоянные или мерцающие, сменяющие циклически друг друга или развивающиеся во времени. На наш взгляд, абсолютно здоровая реакция у взрослого человека в сильном стрессе может быть только в том случае, когда этот стресс для него не является неопределенной ситуацией или когда он обладает достоверной информацией, которая делает эту ситуацию определенной. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|