Одним из ключевых элементов трудоустройства, наряду с составлением резюме, выбором площадок для его размещения и поиска вакансий, является прохождение отборочного интервью (собеседования). Интервью проводят рекрутеры в кадровых агентствах, менеджеры по подбору в компаниях, руководители кадровых служб, начальники отделов и даже руководители компаний. И процесс отбора, по сути, заключается в том, что кандидат на вакансию должен понравиться каждому из этих специалистов, проводящих собеседование, чтобы обойти всех остальных претендентов и получить желаемую работу.
Чаще всего соискатели уделяют внимание только тому, как рассказать о своем опыте и образовании, как представить в лучшем свете свои рабочие качества, как обойти острые вопросы о своих недостатках и ошибках, как правильно озвучить свои требования по зарплате и другие ожидания от новой работы и так далее. Безусловно, это всё очень важно и на эту тему написано много рекомендаций.
Но нередко, сконцентрировавшись исключительно на том, как и что о себе рассказать, кандидат упускает из виду, что собеседование – это по сути своей переговоры, в которых выигрывает в первую очередь тот, кто сумел расположить к себе собеседника, сумел создать такую атмосферу в общении, что человек к нему проникся симпатией. Ведь решения принимают не машины на основе холодного расчета, а живые люди, которые имеют субъективное восприятие. Тех, кто располагает к себе, люди склонны оценивать менее критично и обращать внимание только на их хорошие стороны, оправдывать ошибки и снисходительно относиться к каким-то шероховатостям в поведении и словах приятного собеседника.
Нередко от кадровиков и руководителей, которые проводят интервью и оценивают кандидатов на работу, можно услышать: «Всё вроде подходит – и опыт, и знания нужные, но что-то в этом кандидате не то… Нужно ещё кого-нибудь посмотреть». И получается, что кандидат, несмотря на свой хороший опыт работы и профессиональную подготовку, конкурс так и не прошел, потому что не сумел найти контакт и расположить к себе собеседника, принимающего решение об отборе.
Совет соискателю: не забывайте, что собеседование – это переговоры, и проводят их не просто «должностные лица», а в первую очередь люди, которые оценивают не только ваши деловые качества и факты вашей биографии. Их мнение о вас зависит от того, сумеете ли вы расположить этих людей к себе, завоевать их симпатию и оставить приятное впечатление о себе, как о человеке, а не только как о потенциальном «работнике, способном выполнять определенные должностные обязанности».
Представители компании (сотрудники службы персонала и руководители) оценивают кандидатов на вакансии, в том числе, и с той точки зрения, что это их будущие коллеги и приятели, с которыми они будут проводить много часов и дней, деля заботы и проблемы, радости и победы и так далее. Так что субъективное представление о том, нравится ли им человек, вызывает ли он симпатию и доверие, может сыграть ключевую роль в отборе.
Какие же существуют приемы, чтобы расположить к себе собеседника? Как можно создать благоприятную атмосферу в общении, чтобы оставить о себе хорошие впечатления?
Есть несколько психологических приемов, которые эмпирическим путем выявили ученые и которые уже давно успешно применяются опытными переговорщиками.
Знакомясь с человеком, смотрите ему в глаза и задержите взгляд ровно настолько, чтобы запомнить цвет его глаз. Такой зрительный контакт, чуть более продолжительный, чем обычно, вызывает подсознательно у человека ощущение приятного внимания к своей персоне, заинтересованности со стороны нового знакомца и создает сразу более комфортную обстановку для разговора.
Запоминайте имя и в разговоре часто обращайтесь к собеседнику по имени, а не просто употребляйте безликое «Вы» или «расскажите, пожалуйста...» и прочее. Это формирует доверительную атмосферу, как будто вы уже давно вместе общаетесь, хорошо знаете друг друга.
Произносите имя так, как человек вам представился – если вам представились по имени отчеству, то не стоит переходить запросто на имена, а тем более употреблять уменьшительно-ласкательные (даже, если собеседник намного младше вас по возрасту и статусу). Важно подстроиться и подхватить тот тон беседы, который привычен вашему собеседнику. Если он общается формально и подчеркнуто строго, то ошибкой будет переходить на фамильярный тон, сокращать дистанцию в общении. Если же собеседник склонен общаться непринужденно, то не стоит в ответ выдавать ему казенные фразы и канцеляризмы, держаться подчеркнуто официально. Это разрушает контакт и воспринимается, как «мы говорим на разных языках». Всё непохожее и чуждое вызывает настороженность и негативные ощущения.
Каким бы ни был дефицит времени, никогда не забывайте начать общение с, как её именуют, «легкой беседы» - буквально несколько приятных фраз о том, как вам понравился офис или, как приятно, что вам предложили чашечку горячего чая после морозной улицы… Подойдет любой коротенький комплимент, который будет касаться окружающей обстановки и окружающих людей. Беседа всегда должна начинаться с приятного – это задаёт тон всему последующему интервью.
Вспомните, как быстро люди проникаются друг к другу симпатией, если обнаруживается, что они земляки или заканчивали один ВУЗ, или оба любят собак, или читают одну и ту же книгу и им нравится один и тот же автор (цвет, еда и так далее). Субъективно человек, которому нравится то же, что и мне, кажется близким по духу и к нему возникает расположение и больше доверия. Чтобы расположить к себе, важно найти и подчеркнуть в разговоре какое-либо сходство между вами и собеседником-интервьюером.
Конечно же, этими пятью советами не исчерпываются все тонкости общения. Чтобы расположить к себе, нужно разбираться в вопросах психологии и типах людей, чтобы уметь настраивать беседу на нужный лад, создавая комфортную атмосферу для собеседника.
Если Вы не уверены в своих знаниях в этой области, я с радостью помогу Вам эффективно подготовиться к собеседованиям, чтобы Вы чувствовали себя уверенно и непринужденно.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.