Для чего родители наказывают ребёнка? Какова цель наказания? Если мы берём поведенческую психологию, то наказание — это действие, которое совершается с целью уменьшения вероятности того, что какое-либо «нежелательное» поведение повторится. Б.Ф. Скиннер выделял 2 вида наказания: - Позитивное наказание: если ребёнок себя плохо ведёт, его ставят в угол; если ученики шумят на уроке, то им ставят замечание в дневник; если человек что-то украл, его штрафуют или сажают в тюрьму. - Негативное наказание: если ребёнок плохо учится, ему запрещают смотреть телевизор; если сотрудник фирмы нарушает трудовую дисциплину, с ним расторгают трудовой договор.
А теперь вернёмся к наказаниям и детям. Для чего нужно наказывать ребёнка? Пусть каждый родитель задаст себе этот вопрос. Наказание – это один из способов установления границ дозволенного. Также как и правила в семье, в саду, в школе. Также как и семейные традиции, ценности. Также как и социокультурные нормы. Всё это существует для того, чтобы установить границы для человека, в частности – для ребёнка. Да, бывает, что происходит «недопустимое» поведение: ребёнок разбросал еду по кухне; или побил другого ребёнка; или крадёт чужие вещи. Если взрослый никак не реагирует на подобное поведение, то для ребёнка не будет границ поведения. Мы все живём в обществе, а в обществе есть определённые нормы и правила. Будь то семья, детский сад, школа, общественный транспорт и т.д. Если у человека отсутствуют границы, то маловероятно, что его поведение будет соответствовать той или иной социальной ситуации. Самый первый источник границ в нашей жизни – это родитель.
Давайте разберемся, в чём суть наказания и как не следует поступать, чтобы не навредить ребёнку физически и психологически.
1 - Цель наказания – это изменение желаний ребёнка, а не только влияние на его поведение.
2 - Шлепки. Когда родитель шлёпает ребёнка, он не учит его «приемлемому поведению». Он учит его бояться родителей. Кроме того, шлепки только закрепляют поведение ребёнка, но не меняют его. Если родитель шлёпает ребёнка на эмоциях, это может говорить о том, что взрослый владеет собой хуже, чем ребёнок. При этом родитель требует от ребёнка идеального самоконтроля. Да, все мы люди. Да, у всех у нас есть чувства. Да, иногда мы можем плохо себя контролировать. И мы все можем совершать ошибки. И сгоряча наговорить лишнего или поднять руку. И даже если это случилось по отношению к ребёнку — здорово, если родитель, уже успокоившись, не оставит этого, подойдёт к ребёнку, поговорит с ним, извинится. Вообще телесные наказания требуют меньше всего времени и фантазии, чем любые другие воспитательные меры. Это быстро, просто и удобно. Шлёпнул, дал подзатыльник, ребёнок перестал «вести себя плохо». Однако в будущем это выльется в негативные последствия, как для ребёнка, так и для родителя, а также и для всего остального окружения ребёнка.
3 – Наказание должно быть соразмерно с проступком. Если ребёнок просто громко кричит в комнате, а его за это и шлёпнули, и накричали, и поставили в угол, и лишили сладкого, можно ли считать это соразмерным? Дети всегда будут кричать. Нормальные дети – это шумные дети. Действительно ли стоит в данной ситуации вообще наказывать ребёнка? И, если да, стоит ли применять всё сразу?
4 – Наказание должно быть обосновано и своевременно. Возьмём пример: ребёнок пришёл с двойкой домой. Опять же, задайте себе вопрос: а нужно ли наказывать в этой ситуации ребёнка? Ведь он уже получил двойку, что является своего рода наказанием. Скорее всего, ещё и учитель мог сделать выговор ребёнку (или накричать). Ребёнок приходит домой, в единственное место, где его могут поддержать, где он может себя почувствовать в безопасности, а его ещё и родители отругают. Да ещё и накажут («отругать» не равно «наказать»). И если действительно стоит наказать ребёнка за то, что он, например, плохо учится из-за того, что много играет за компьютером. Можно пойти по пути негативного наказания Б.Ф.Скинера – лишить компьютера. Другой вопрос, в каком виде ему это преподнесётся. Ребёнок и так по сути уже наказан. Если его с порога ещё лишат всех благ, то это наказание скорее навредит, нежели даст положительный результат. А если дать ребёнку успокоиться, а потом в деликатной форме ввести «штрафные санкции», то и воспримется это совсем по-другому.
5- Частые наказания закрепляют у ребенка инфантильные черты. Кроме того, ребёнок учится видеть во всех сторонах жизни только негативные моменты. А ещё частые наказания заставляют ребёнка бояться. Но страх – не лучший регулятор поведения.
6 – Наказание не должно унижать личность ребёнка. С какой целью родители наказывают детей? Чтобы поменять поведение, установить границы, изменить мотивы ребёнка? Или чтобы продемонстрировать родительскую власть? Например, наказывая ребёнка при других детях, родители унижают его достоинство. Какому взрослому понравится, когда его отчитывают на работе при коллегах. А теперь, вообразите: родители наказывают ребёнка при его друзьях в детском саду. Каково это? И уж точно наказание должно исключить словесные оскорбления и обидные оценочные высказывания по отношению к ребёнку.
7 - Добавим ещё, что частые наказания, несоразмерные с проступком, унижающие личность ребёнка вынуждают его опасаться потерять родительскую любовь. Особенно это верно для маленьких детей до 7 лет. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям.
8 – В семье, где ребёнок обделён вниманием родителей, наказание может стать для него способом привлекать внимание родителей любыми средствами.
9 – Нельзя наказывать детей до 3-х лет. Это бесполезно и вредно для ребёнка.
Что делать?
1 – Личный пример. Важно помнить, что проявляя при детях худшие черты своего характера, родители подают им плохой пример. Родители наказывают агрессивного ребёнка через крики и агрессию – поможет ли ему это лучше контролировать себя и по-другому выражать свой негатив? Родители наказывают ребёнка за воровство путём лишения его всех благ – перестанет ли он воровать? Если родители хотят сформировать позитивное поведение, позитивные мотивы, родители должны, прежде всего, подавать позитивный пример.
2 - Терпение. Родители более развиты, чем дети. Как минимум их нервная система крепче, чем у ребёнка. Что уж говорить об уже сформированном характере. Соответственно, родителям проще проявлять терпение в эмоционально ситуации. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
3 - Объяснять. Важно объяснять ребёнку, почему его поведение неправильно, но важно быть предельно кратким. Чем младше ребёнок, тем более кратким нужно быть. Если ребёнок ещё маленький, объяснение должно быть здесь и сейчас. О чём-то с ним говорить спустя час – бесполезно. Но ребята растут, и для детей лет с 5-6 подобные объяснения уже могут проводиться и постфактум.
4- Заменять. Можно предложить ребёнку альтернативу тому, что он хочет. Запретили компьютер – эту пустоту надо чем-то заполнить. Делайте с ним уроки, если у него ухудшилась успеваемость из-за компьютера.
5 – Неспешность. Порой какой-либо поступок может быть всего лишь единичным случаем. Не спешите наказывать ребёнка. Хотя бы разберитесь в ситуации, почему он ведёт себя «неподобающим» образом.
6 - Награды. Они более эффективны, чем наказание. Ребёнок стал вести себя по-другому – похвалите его за это. Его оценки улучшились, похвалите, пусть даже это всего лишь «тройка». Но не «двойка» же! В психологии поведения это называется подкреплением.
7 – Заранее готовьте ребёнка к новым ситуациям. Поедете в автобусе? Заранее расскажите ему про этот вид транспорта и как в нём себя ведут. Поступаете в школу? Заранее расскажите ему про это учреждение и как там себя ведут. Конечно, обо всём заранее предупредить не всегда возможно. И не всё можно запланировать. Но ребёнка, особенно дошкольника, обо всех новшествах и изменениях нужно предупреждать заранее! Так для ребёнка будет меньше стресса, соответственно, меньше поводов для «плохого» поведения. Кроме того, он уже заранее будет знать, как вести себя в той или иной ситуации.
Итак, для гармоничного воспитания и развития ребёнка, родителям важно выставлять границы. Один из способов: наказание. Но у наказаний есть свои подводные камни, которые важно учитывать, чтобы не навредить ребёнку. Помните: цель наказания – не остановить поведение, а изменить мотивы; не унизить ребёнка, а научить его. Наказание, с минимумом вредя для ребёнка, требует от взрослых наличия зрелых качеств: терпение, неспешность, фантазии, гибкости, способности объяснять. А кроме наказания есть ещё и принцип наград, который может быть гораздо более эффективным.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.