|
Идеализация клиента в переносеАвтор статьи: Буркова Елена Викторовна
Бывает, что в терапии клиент начинает идеализировать психолога: хвалить его работу, даже, быть может, преувеличивать свои результаты, сравнивать людей из своей жизни с психологом. Например, может сказать психологу, что его близкие не такие чуткие и принимающие как он. Клиент может хвастаться своими успехами, усовершенствованиями, чтобы произвести на психолога впечатление. Такой идеализированный перенос на начальном этапе выступает для клиента жизненным драйвом, побуждает к изменениям. Однако идеализация таит в себе и опасность. Для чего клиент идеализирует? Идеализация - это потребность иметь символических отца или мать, которые будут обеспечивать безусловное принятие и опору. Для человека с недостатком принятия и постоянными сомнениями в себе, с нечеткими жизненными ориентирами очень важно иметь такую фигуру. При этом, "фигура" не должна играть определяющую роль в жизни клиента, а лишь служить стимулом для его собственного роста, возможностью почувствовать, взрастить эту опору в себе самом. Если вдруг клиент сталкивается с несовершенством идеализированного психолога, он ощущает это так, будто с иллюзорным представлением разрушился и его собственный мир. Клиент начинает подмечтать малейшие ошибки психолога и болезненно на них реагировать. Идеализация психолога дает клиенту идеальное отражение себя. Клиент исходит из своего убеждения, что если он будет обожествлять психолога, то психолог будет отвечать тем же. И некоторое время психолог и клиент нежатся вместе в этой елейной ванне. Однако, стоит психологу допустить ошибку, например, опоздать на 5 минут на сессию, клиент начинает чувствовать себя отверженным, лишним, использованным. Его самооценка сразу откатывается к обратному полюсу со знаком "минус". Чувство идеализации клиентом, с одной стороны приятно, а с другой сковывает, лишает спонтанности, возможности быть несовершенным. Идеализация и клиенту мешает быть собой, давать обратную связь, которая, по его мнению, может задеть психолога. Постепенно идеализация приводит к нарастанию напряжения в терапевтических отношениях. Чем выше идеализация и значимость отношений, тем выше уровень тревоги, в которой пребывает клиент. Чтобы снизить тревожный градус, он прибегает к обесцениванию. Вот сидит психолог в тёплой елейной ванне своего кабинета, готовый к новой порции дифирамбов, а клиент неожиданно выдаёт ему: "Я хожу уже год, а у меня никакого прогресса". Как же быть психологу с идеализацией клиента? 1. Не расслабляться. У психолога должен быть заготовлен план сессии, в конце каждой сессии подводятся промежуточные итоги. Такой подход позволяет психологу и клиенту быть в тонусе, контролировать ход терапии и отслеживать её динамику. 2. Осторожно конфронтировать с идеализированными представлениями клиента, давать домашние задания, позволяющие ему потренироваться в своей неидеальности, проверить на опыте преимущества неидеальности, что быть неидеальным - прекрасно, и это не значит, что люди перестанут тебя любить и уважать. 3. Важно дать почувствовать клиенту с нарциссической травмой, что Вы, как специалист, искренне заинтересованны, неравнодушны. Формальное отношение не пойдёт на пользу клиенту, он сразу это поймет. 4. Обязательно нужно обсудить вопрос границ и строго им следовать. Неопределенность, непостоянство границ могут оттолкнуть клиента. Дорогие читатели, можете ли Вы привести примеры идеализации из Вашей жизни и как Вы с ней обходились или обходитесь? Спасибо за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|