|
Что такое «Эффект Флинна» и что за ним стоит?Автор статьи: Шахова Елена Григорьевна
От автора В течении последнего столетия зафиксировано постепенное повышение показателей коэффициента интеллекта (IQ) как в отдельных странах, так и в мире в целом. Эта тенденция получила название «Эффект Флинна».Однако, в настоящее время не существует единой теории для интерпретации этого феномена. Остается неясным: действительно ли у человечества происходит повышение интеллекта, или просто с течением времени улучшается выполнение тестов IQ? Время от времени люди задаются вопросом о том, продолжается ли эволюция человека или мы наоборот деградируем? Я тоже решила обратиться к этой теме и поспекулировать (от слова speculation – предположение, размышление, обдумывание :)), а также мне интересно узнать ваше мнение на этот счет. Факты. В 1984 году была опубликована статья Джеймса Флинна [1], в которой на основе анализа массива архивных данных было зафиксировано постепенное повышение среднестатистических показателей коэффициента интеллекта (IQ) за предыдущие полвека как в отдельных странах, так и в мире в целом. Так, Флинн показал, что с 1934 по 1978 годы средний IQ жителей США увеличился на 15 пунктов — примерно на 3 пункта за каждое десятилетие. Эта публикация произвела сенсацию в ученом мире, а указанная тенденция получила название «Эффект Флинна». В последующие годы на эту тему был опубликован ряд работ, в которых на материале более 20 стран тенденция, выявленная Флинном, была убедительно подтверждена [2-5]. Были получены данные, которые указывали на прирост как «подвижного» интеллекта (fluid IQ - способность к обучению, индуктивному, дедуктивному и абстрактному мышлению, распознаванию связей и закономерностей), так и «кристаллизовавшегося» интеллекта (crystallized IQ - объём и глубина накопленных знаний, вербальные способности). Версии. Существует ряд версий для объяснения эффекта Флинна: уменьшение количества детей в семьях, постепенное улучшение условий питания и воспитания детей, повышение качества образования и информационной насыщенности среды в последние десятилетия, компьютеризация и т.д. [4,5]. Но ни одна из этих версий не является неоспоримой: - педагогическая запущенность единственного ребенка — не такая уж и редкость; - во время второй мировой войны заметное ухудшение питания и условий воспитания детей наблюдалось даже в развитых странах, а эффект Флинна все же отмечался; - во многих странах отмечают в последние десятилетия ухудшение качества образования; - а что касается влияния компьютеров – рост IQ отмечен Флинном с 1934 года, когда компьютеров, Интернет и телевидения еще не было. Что же стоит за эффектом Флинна? Если Вас заинтересовала эта тема, я продолжу ее в следующих статьях.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|