|
О чем молчат дети цифрового векаАвтор статьи: Давидович Полина Сергеевна
В последние несколько десятилетий обострилась проблема задержки речевого развития у детей, все чаще к специалистам обращаются родители с ребенком 3 лет, который еще не говорит. Малая часть соответствует советским нормативам: в 1 год- 10 слов, в 1,5- первая фраза, к 2- словарный запас 200-300 слов. Что же произошло с детьми 21 века, почему потребность в речи ушла на второй план? Давайте разбираться вместе. Безусловно, на задержку речевого развития у ребенка влияет масса факторов, давайте их распределим по условным группам: 1) Генетика, особенности перинатального развития (сюда же вкладываются и более широкие проблемы с экологией в мегаполисах); 2) Органические нарушения мозга (например, непосредственно речевых зон); отсутствие слуха у ребенка; другие варианты дизонтогенеза сочетанные с этими нарушениями ( УО, РАС и др.); 3) Социальная ситуация развития ребенка (взаимодействие с ближайшим семейным окружением, ровесниками, наличие психологических травм и пр.); 4) Качественная трансформация самого становления речи, как психической функции (изменение гетерохронности развития связанной с виртуальной реальностью гаджетов). Если задуматься, что из этого изменилось в 21 веке, то, конечно, 1) и 2) пункт уступают свое место 3) и особенно 4). Социальная ситуация развития ребенка и его молчание В этом разделе, в первую очередь подумаем, зачем ребенку говорить? Речь- удивительная способность именно Человека (за некоторыми исключениями), как живого существа. Она несет в себе мысль и информирование, в отличие от эмоции и экспрессии у животных. Неспроста в 2 года (в 21 веке может и нет) происходит качественный скачек экспрессивной вербальной активности, потому что сходятся две линии развития Мышление становится речевым, а Речь мысленной (Л.С. Выготский). Таким образом, социальная ситуация развития должна сложиться так, чтобы ребенку захотелось выразить свою мысль, коммуницировать, обменяться информацией с ближайшим окружением. Когда не возникает или не может реализоваться потребность говорить? а) Гиперудовлетворение потребностей ребенка. Ребенок оснащен игрушками и гаджетами, весь мир ему уже предоставлен, мать гиперопекает, окружает пристальным вниманием и заботой. Зачем такому ребенку говорить, если его понимают и без слов, а на планшете включается мультфильм нажатием кнопки? б) Давление на потребности ребенка. Часто встречается в неблагополучных семьях, с вариантом авторитарного стиля воспитания, где желание пресекается и инициатива наказуема. Деспотичные или гипертревожные установки родителей не дают ребенку говорить, "затыкают" его (здесь часты случаи логоневроза). В современных реалиях, этот пункт уступает варианту а). в) Минимизация внешнего опыта для формирования потребности. Конечно, научение это прежде всего бессознательное копирование, повторение за другими. Молчаливые семьи; цифровой прогресс- мама в телефоне, а ребенок в планшете; изменение культуры совместных игр на детских площадках (особенно в мегаполисе), приводит к тому, что ребенок меньше слышит обращенную к нему речь, тогда зачем и ему отвечать? Трансформация становления Речи, как ВПФ В век цифрового прогресса и продвинутых методик раннего развития гетерохронность развития психических функций получает риск смениться дисгармоничностью. Каждая психическая функция, как учил нас П.Я. Гальперин, проходит несколько этапов становления, от наглядно-действенной (потрогать руками, повзаимойдейстовать в материальном мире), к наглядно-образномй (представить то, что потрогал в виде картинки), к асбтрактно-логической (оперировать символами, в частности речевыми, без привязки к внешнему). Легкодоступность информации в виде образов (которые превалируют в гаджетах): а)лишают ребенка важного элемента познания мира- наглядно- действенного, этот сенсорный опыт сменяется использованием одного пальца для вождения им по экрану; б)увеличивают объем и легкость получения информации в виде быстро сменяющихся картинок, так искусственно расширяют кругозор ребенка, без прикладывания им усилий (формируют пассивность в реальной жизни); в)выводят речь из процесса познания, как необходимого его элемента, таким образом трансформируют сам процесс когнитивного развития (для достижения абстрактно-логического уровня). Большое количество имеющейся информации у детей не приводит к увеличению словарного запаса, напротив, активный словарь детей достаточно ограничивается. На низком уровне развития находится связная речь. Мышление образно-символическими блоками создает трудности в вербализации, в переводе «аналоговой» невербальной информации в «дискретную», вербальную. Дети испытывают затруднения в подборе слов для выражения своей мысли, поверхностно понимают тексты, а в ряде случаев повторяют запомненные текстовые фрагменты или фразы без их осмысления. Сильно утрируя (в статье много искусственных усилений и допущений), выходит, что информированность детей, большие объемы кратковременной и долговременной памяти, образно-символическое мышление, освобождают ребенка от помощи речи для познания мира. Возможно, Мышление и Речь вступили на свой путь расхождения и схема Л. С. Выготского созданная около 100 лет назад через некоторое время перестанет работать. Но! в обезьян, мы превратимся вряд ли, просто сила Слова будет меньше :)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|