О чем молчат дети цифрового века

В последние несколько десятилетий  обострилась проблема задержки речевого развития у детей, все чаще к специалистам обращаются родители с ребенком 3 лет, который еще не говорит. Малая часть соответствует советским нормативам: в 1 год- 10 слов, в 1,5- первая фраза, к 2- словарный запас 200-300 слов. Что же произошло с детьми 21 века, почему потребность в речи ушла на второй план? Давайте разбираться вместе.

О чем молчат дети цифрового века

Безусловно, на задержку речевого развития у ребенка влияет масса факторов, давайте их распределим по условным группам:

1) Генетика, особенности перинатального развития (сюда же вкладываются и более широкие проблемы с экологией в мегаполисах);

2) Органические нарушения мозга (например, непосредственно речевых зон); отсутствие слуха у ребенка; другие варианты дизонтогенеза сочетанные с этими нарушениями ( УО, РАС и др.);

3) Социальная ситуация развития ребенка (взаимодействие с ближайшим семейным окружением, ровесниками, наличие психологических травм и пр.);

4) Качественная трансформация самого становления речи, как психической функции (изменение гетерохронности развития связанной с виртуальной реальностью гаджетов).

Если задуматься, что из этого изменилось в 21 веке, то, конечно, 1) и 2) пункт уступают свое место 3) и особенно 4). 

Социальная ситуация развития ребенка и его молчание

В этом разделе, в первую очередь подумаем, зачем ребенку говорить?

Речь- удивительная способность именно Человека (за некоторыми исключениями), как живого существа. Она несет в себе мысль и информирование, в отличие от эмоции и экспрессии у животных. Неспроста в 2 года (в 21 веке может и нет) происходит качественный скачек экспрессивной вербальной активности, потому что сходятся две линии развития Мышление становится речевым, а Речь мысленной (Л.С. Выготский). 

Таким образом, социальная ситуация развития должна сложиться так, чтобы ребенку захотелось выразить свою мысль, коммуницировать, обменяться информацией с ближайшим окружением.

Когда не возникает или не может реализоваться потребность говорить?

а) Гиперудовлетворение потребностей ребенка. Ребенок оснащен игрушками и гаджетами, весь мир ему уже предоставлен, мать гиперопекает, окружает пристальным вниманием и заботой. Зачем такому ребенку говорить, если его понимают и без слов, а на планшете включается мультфильм нажатием кнопки?

б) Давление на потребности ребенка. Часто встречается в неблагополучных семьях, с вариантом авторитарного стиля воспитания, где желание пресекается и инициатива наказуема. Деспотичные или гипертревожные установки родителей не дают ребенку говорить, "затыкают" его (здесь часты случаи логоневроза). В современных реалиях, этот пункт уступает варианту а).

в) Минимизация внешнего опыта для формирования потребности. Конечно, научение это прежде всего бессознательное копирование, повторение за другими. Молчаливые семьи; цифровой прогресс- мама в телефоне, а ребенок в планшете; изменение культуры совместных игр на детских площадках (особенно в мегаполисе), приводит к тому, что ребенок меньше слышит обращенную к нему речь, тогда зачем и ему отвечать?

Трансформация становления Речи, как ВПФ

В век цифрового прогресса и продвинутых методик раннего развития гетерохронность развития психических функций получает риск смениться дисгармоничностью. Каждая психическая функция, как учил нас  П.Я. Гальперин, проходит несколько этапов становления, от наглядно-действенной (потрогать руками, повзаимойдейстовать в материальном мире), к наглядно-образномй (представить то, что потрогал в виде картинки), к асбтрактно-логической (оперировать символами, в частности речевыми, без привязки к внешнему).

Легкодоступность информации в виде образов (которые превалируют в гаджетах):

а)лишают ребенка важного элемента познания мира- наглядно- действенного, этот сенсорный опыт сменяется использованием одного пальца для вождения им по экрану;

б)увеличивают объем и легкость получения информации в виде быстро сменяющихся картинок, так искусственно расширяют кругозор ребенка, без прикладывания им усилий (формируют пассивность в реальной жизни);

в)выводят речь из процесса познания, как необходимого его элемента, таким образом трансформируют сам процесс когнитивного развития (для достижения абстрактно-логического уровня).

Большое количество имеющейся информации у детей не приводит к увеличению словарного запаса, напротив, активный словарь детей достаточно ограничивается. На низком уровне развития находится связная речь. Мышление образно-символическими блоками создает трудности в вербализации, в переводе «аналоговой» невербальной информации в «дискретную», вербальную. Дети испытывают затруднения в подборе слов для выражения своей мысли, поверхностно понимают тексты, а в ряде случаев повторяют запомненные текстовые фрагменты или фразы без их осмысления.

Сильно утрируя (в статье много искусственных усилений и допущений), выходит, что информированность детей, большие объемы кратковременной и долговременной памяти, образно-символическое мышление, освобождают ребенка от помощи речи для познания мира.

Возможно, Мышление и Речь вступили на свой путь расхождения и схема Л. С. Выготского созданная около 100 лет назад через некоторое время перестанет работать. Но! в обезьян, мы превратимся вряд ли, просто сила Слова будет меньше :)

 



Просмотров: 254
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Экспресс диагностика развития ребенка до 5 лет.
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь