|
Любовь к синдромам и диагнозам. Лучше не знать, чем знать?Автор статьи: Алина Галиевна Каримова
В медицине одно время было не принято сообщать пациентам смертельный диагноз в крайних состояниях. Не знаю изменилась ли сейчас эта практика. И в связи с этим возникало много вопросов. Начиная от базовых - свободы воли человека и, включая менее глобальные, но отнюдь не менее важные, как например оформление завещания, да и просто заняться возможными текущими делами. Я же хочу написать про "диагнозы" в психологии. Стоит ли их озвучивать клиенту? Особенно речь об очень популярных сейчас всевозможных синдромах и "модных" терминах. Когда на первичной консультации можно услышать что-то типо: "Мой муж абъюзер и у меня синдром жертвы". И хорошо, если этот "диагноз" и себе и своему мужу поставлен самостоятельно. Это даёт больше шансов для разбора и меньше для "диагноза". А что если это заключение получено от специалиста? Обращаясь к психологу, человек идет к профессионалу. Значит, информация, полученная от специалиста, будет иметь высокую степень доверия (особенно чем выше авторитет этого профессионала в глазах клиента) и меньше подвергаться критической оценке. Что, конечно же, хорошо для процесса терапии и коррекции в целом. А если человек решает не продолжать терапию? Тогда этот ярлык может остаться словно штамп в паспорте личности. Дальнейшее развитие истории индивидуально и выходов, как обычно, несколько. И некоторые люди, получая знание о своих "диагнозах", начинают активно ими прикрывать и оправдывать многие свои действия/бездействия, предъявляя их как в школе справку об освобождении от физкультуры. Кто-то с гордостью, кто-то с сожалением, кто-то с нотками разочарования. Примеры из практики. Человек при обсуждении своих планов и проектов, на комментарий: "Здорово! Так надо делать!", отвечает: "Да, надо. Но у меня синдром самозванца и поэтому я не делаю". Или на вопрос почему надо терпеть неудобную ситуацию и не заявить о своем несогласии, почти стандартный ответ: "Не могу, у меня же синдром жертвы". Но суть в том, что это ведь в какой-то степени есть ярлыки. И они вам не нужны. Да, они нужны для специалистов, чтобы понимать течение процессов и знать как из этого вывести человека. Нужны в профессиональной литературе, чтобы показать все механизмы, подвести теоретическую и практическую базы, да и чтобы кратко обозначать целый перечень симптомов и состояний, а не описывать все признаки подробно каждый раз. Но в обычной жизни, за рамками профессионального подхода, они не нужны. Ярлык-диагноз, словно старый костюм, который висит в шкафу, а может его там и нет вовсе, а вы все вспоминаете и тянете руку в шкаф, чтобы достать и примерить. Зачем? А может не стоит? Ведь вы сегодняшний уже другой, не тот, которым были вчера или в детстве. Так зачем вам тот старый костюм? Я в своей работе не говорю: "У вас синдром ...". Зачастую клиент уже приходит с этим знанием. Но это не значит, что я что-то скрываю. Отнюдь. Просто, на мой взгляд, все, что стоит за термином "синдром" можно всегда объяснить словами, при этом спокойно говоря о жертве, тиране, отличнице и т.д. Не избегать этих слов, понятий, объяснять клиенту его состояние (если это требуется в ходе консультации), но, не вешая ярлыки, и не ставя штампы-печати. Всем хорошего настроения и приятной продуктивной работы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|