|
Психологические опоры. Часть 5.Автор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Продолжение. Начало : https://www.psyoffice.ru/article/280101/ Чтобы продолжить рассуждение о психологических опорах, напомню некоторые моменты. Чтобы действовать, двигаться к цели необходимы опоры, это то что мне принадлежит, то чему я могу довериться. Есть два вида психологических опор: 1) моя энергия, мое тело, мои навыки, опыт, способности и мои смыслы, цели, мотивы. 2) это группы, к которым я принадлежу и отношения в этих группах. Вернемся к ситуации детства. Предположим , что ребенок выбрал какую то деятельность, и ресурсов , которые принадлежат непосредственно ему , достаточно для этой деятельности. Он с большой степенью доверия может на них опираться. Возможно даже такое, что сами родители ему поставили цели , делегировали ему ответственность , то есть тоже доверились его личным, внутренним опорам. Более того, может так случиться, что ребенок сам замечает, что члены семьи, семья , которой он принадлежит , нуждаются в его поддержке и контроле , то и здесь по возможности он может опираться на свои ресурсы. Но... А если личные опоры не выдержали, "заскрипели", "зашатались" и рухнули? Тогда по идее он может рассчитывать сам на членов семьи , на свою семью , которая ему принадлежит, которой он принадлежит. Значит есть две принадлежности : личная, внутренняя и групповая , и они необходимы , чтобы при дефициты дополнять друг друга. Это происходит путем делегирования ответственности. Либо группа делегирует ответственность на члена группы, либо член группы делегирует на группу ответственность за свои потребности. И здесь могут быть нюансы. Так как ребенок растет, то у него появляется все больше внутренних опор. Но не всегда он может их ассимилировать присвоить, сделать своими. Для того чтобы ребенок смог их распознать, почувствовать необходима соответствующая поддержка родителей . Они должны ему делегировать ответственность , которая соответствует его уровню развития, не завышая и не занижая требования. И при успехе хвалить именно за действие , чтобы подчеркнуть что это принадлежит ему, типа , как ты хорошо сделал. Если же хвалить , типа, какой ты молодец, какой замечательный у меня сын, то есть риск, что эта опора не присваивается, а остается принадлежностью группы. Также у самого ребенка может возникнуть нежелание и сопротивление брать новую ответственность за свои и групповые цели. Он в большей степени будет склонен продолжать скидывать , делегировать ее даже тогда, когда своих ресурсов хватает. Он как бы не доверяет своим опорам и постоянно ищет групповых опор. Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|