Работа с сопротивлением в арт-терапии

В этом очерке, я уделила внимание своему опыту работы с сопротивлением в арт-терапии, которое связано с отрицательной установкой, полученной в школе или от родителей.

Существуют две формы рисуночной терапии: пассивная и активная. При пассивной форме участник созерцает художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины. При активной - сами создают продукты творчества: рисунки, скульптуры.

В своих группах я иногда соединяю демонстрацию произведений искусства и непосредственно изобразительное творчество.

Впервые проводя такую группу я столкнулась с сопротивление. Мне сказали: «Я что вам художник?» или «Ну такое я уж точно не нарисую», «Я не умею рисовать».

Предложение нарисовать что-либо, зачастую ассоциируются у взрослых людей с уроками рисования, а уроки в свою очередь с оценкой. А те кто, плохо рисуют, думают, что плохо рисуют, встречают такую идею в штыки, с установкой «у меня ничего не получится».

Я всегда предупреждаю участников, что никто из нас не будет оценивать и рисуем мы не на конкурс. Это смягчает сопротивление, если сопротивление сильное можно начать с абстракций, отпечатков или клякс, просто выбрать цвет и поставить точку, сама по себе точка уже может стать одним из персонажей или главным героем полотна.

Так как речь в моей истории о группе, которая существует уже больше года, уровень сопротивления довольно низкий, хотя и тут есть место нежеланию рисовать, связанному с критическим отношением к собственному умению.

Начинаю с простого и описываю каждый свой шаг, уделяю внимание каждому участнику группы, постепенно все участники увлекается процессом творчества и становятся художниками.

В конце группы выставка работ (для тех, кто хочет поделиться), созерцание и выражение чувств и эмоций от просмотра и процесса творчества.

В своих группах я иногда соединяю демонстрацию произведений искусства и непосредственно изобразительное творчество.

Впервые проводя такую группу я столкнулась с сопротивление. Мне сказали: «Я что вам художник?» или «Ну такое я уж точно не нарисую».

Предложение нарисовать что-либо зачастую ассоциируются у взрослых людей с уроками рисования, а уроки в свою очередь с оценкой. А те кто, плохо рисуют, думают, что плохо рисуют, встречают такую идею в штыки, с установкой «у меня ничего не получится».

Я всегда предупреждаю участников, что никто из нас не будет оценивать и рисуем мы не на конкурс. Это смягчает сопротивление, если сопротивление сильное можно начать с абстракций, отпечатков или клякс, просто выбрать цвет и поставить точку, сама по себе точка уже может стать одним из персонажей или главным героем полотна.

Так как речь в моей истории о группе, которая существует уже больше года, уровень сопротивления довольно низкий, хотя и тут есть место нежеланию рисовать, связанному с критическим отношением к собственному умению.

Начинаю с простого и описываю каждый свой шаг, уделяю внимание каждому участнику группы, постепенно все участники увлекается процессом творчества и становятся художниками.

В конце группы обязательная выставка работ, созерцаем делимся чувствами.

Во многих случаях эмоции в начале группы контрастны эмоциям имеющим место в конце. Участник может начинать с апатией или скукой, а заканчивает с воодушевлением и радостью. Самый лучший результат для меня - это исчезнувшая установка «я не умею рисовать», «я не художник». После того как она перестаёт быть актуальной, есть шанс и остальные негативные установки могут быть трансформированы. 



Просмотров: 95
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сопротивление в ходе терапии - это хорошо или плохо
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Сопротивление и срывы в терапии. Что такое, функция и проявление
  • Психологическая защита – что это? Защита от боли или сопротивление переменам?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Увольнение: что делать если меня собираются уволить или уже уволили
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Что такое внутреннее психологическое сопротивление и что с ним делать?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • МИФЫ ОБ АРТ-ТЕРАПИИ: чем и почему она отличается от творчества и искусства?
  • Сопротивление к успеху: что это?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Психоточки. Страх или фобия. Сопротивление в терапии.
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Сопротивление клиента или кто кого переиграет
  • Что такое сопротивление психотерапии?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Преодолевая сопротивление, или Как обеспечить себе психологический комфорт.
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь