|
Работа с сопротивлением в арт-терапииАвтор статьи: Компанцева Мария Дмитриевна
В этом очерке, я уделила внимание своему опыту работы с сопротивлением в арт-терапии, которое связано с отрицательной установкой, полученной в школе или от родителей. Существуют две формы рисуночной терапии: пассивная и активная. При пассивной форме участник созерцает художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины. При активной - сами создают продукты творчества: рисунки, скульптуры. В своих группах я иногда соединяю демонстрацию произведений искусства и непосредственно изобразительное творчество. Впервые проводя такую группу я столкнулась с сопротивление. Мне сказали: «Я что вам художник?» или «Ну такое я уж точно не нарисую», «Я не умею рисовать». Предложение нарисовать что-либо, зачастую ассоциируются у взрослых людей с уроками рисования, а уроки в свою очередь с оценкой. А те кто, плохо рисуют, думают, что плохо рисуют, встречают такую идею в штыки, с установкой «у меня ничего не получится». Я всегда предупреждаю участников, что никто из нас не будет оценивать и рисуем мы не на конкурс. Это смягчает сопротивление, если сопротивление сильное можно начать с абстракций, отпечатков или клякс, просто выбрать цвет и поставить точку, сама по себе точка уже может стать одним из персонажей или главным героем полотна. Так как речь в моей истории о группе, которая существует уже больше года, уровень сопротивления довольно низкий, хотя и тут есть место нежеланию рисовать, связанному с критическим отношением к собственному умению. Начинаю с простого и описываю каждый свой шаг, уделяю внимание каждому участнику группы, постепенно все участники увлекается процессом творчества и становятся художниками. В конце группы выставка работ (для тех, кто хочет поделиться), созерцание и выражение чувств и эмоций от просмотра и процесса творчества. В своих группах я иногда соединяю демонстрацию произведений искусства и непосредственно изобразительное творчество. Впервые проводя такую группу я столкнулась с сопротивление. Мне сказали: «Я что вам художник?» или «Ну такое я уж точно не нарисую». Предложение нарисовать что-либо зачастую ассоциируются у взрослых людей с уроками рисования, а уроки в свою очередь с оценкой. А те кто, плохо рисуют, думают, что плохо рисуют, встречают такую идею в штыки, с установкой «у меня ничего не получится». Я всегда предупреждаю участников, что никто из нас не будет оценивать и рисуем мы не на конкурс. Это смягчает сопротивление, если сопротивление сильное можно начать с абстракций, отпечатков или клякс, просто выбрать цвет и поставить точку, сама по себе точка уже может стать одним из персонажей или главным героем полотна. Так как речь в моей истории о группе, которая существует уже больше года, уровень сопротивления довольно низкий, хотя и тут есть место нежеланию рисовать, связанному с критическим отношением к собственному умению. Начинаю с простого и описываю каждый свой шаг, уделяю внимание каждому участнику группы, постепенно все участники увлекается процессом творчества и становятся художниками. В конце группы обязательная выставка работ, созерцаем делимся чувствами. Во многих случаях эмоции в начале группы контрастны эмоциям имеющим место в конце. Участник может начинать с апатией или скукой, а заканчивает с воодушевлением и радостью. Самый лучший результат для меня - это исчезнувшая установка «я не умею рисовать», «я не художник». После того как она перестаёт быть актуальной, есть шанс и остальные негативные установки могут быть трансформированы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|