Сенсорное рисование

Автор статьи: Надежда Нога

Сенсорное рисование

Так дети рисуют на занятиях, когда рядом нет мам и бабушек, которые частенько пытаются их "учить" рисовать.
Мы на занятиях в Монтессори среде детей творчеству не учим, не "натаскиваем" делать всех одинаково по образцу, особенно малышей до трёх! Это только создаёт преграды на пути естественного развития, ненужные ограничения, блокирует творческий потенциал. Напротив, мы позволяем творческому началу раскрыться в ребёнке, выстраивая для этого границы позитива (а значит и безопасности) и обустраивая пространство наилучшим образом, предоставляя всё, что может пригодиться.
До трёх лет идёт доизобразительный период — дети просто оставляют следы на бумаге, им нравится пробовать разные средства - "рисовать" руками, спонжами, большими кистями, ушными палочками, нравится использовать печати-штампы, наклеивать на лист, намазанный пва, маленькие вырезанные из цветной бумаги фигурки, лепить из мукосола... Когда уже освоились, они сами выбирают какое-то одно занятие, несут всё необходимое на стол (поэтому каждое занятие в отдельной коробке или на подносе), выбирают и одевают удобный фартук.

Если ребёнок приходит на занятия уже "учёный", он боится поначалу раскрепоститься, боится испачкаться сам и испачкать вещи вокруг. Кстати, когда ребёнок боится, банки памяти блокируются — если что-то и запоминается, то кратковременно. Чтобы это прошло, нужен пример перед глазами и границы, нужно время. Да, рисовать на стенах, пачкать вещи не учит ничему позитивному. Поэтому стол отодвигаем от стены, закрываем основой — рулонной бумагой, однотонной клеёнкой, чем-то защищающим и одновременно дающим сигнал — всё подготовлено, можно! Это может быть часть стены или пола, закрытая полиэтиленом и сверху бумагой, если ребёнку так нравится. Дома этого достаточно, не обязательно закрывать плёнкой всю комнату. Но договариваемся о границах — рисуем только здесь, на специально подготовленном месте. Если ребёнок готов к самостоятельности (старше двух лет), вы успешно пробовали вместе и он способен заниматься сам, говорим: "Когда закончишь, позови, я помогу вымыть ручки и снять фартук, помогу убраться". И незаметно приглядываем за ним. С малышами и с детьми, которые ещё не готовы к такой самостоятельности, сидим рядом, готовые сказать "стоп", если творчество начинает выходить за границы подготовленного места. Но не "нависаем" и не создаём напряжения, не вторгаемся в деятельность, когда нас не просят.

И вот всё приготовлено. Выбран и одет фартук, рукава закатаны как удобно. В "порционных" баночках краски, которые (о чудо!), можно смешивать как хочется и использовать все сразу (малышам ставим всего два цвета, так как слишком широкий выбор может быть ещё затруднительным).
На столе бумага и не надо говорить что именно рисуешь! Мы не спрашиваем этого у детей до трёх лет, не навязываем своё видение на что это похоже, так как разум ещё бессознательный, и ребёнок просто делает это, не думая. Только если ближе к трём сам ребёнок начинает рассказывать что он рисует, киваем и эмоционально реагируем: "Да? Как интересно!" Часто дети рисуют то, что их больше всего волнует, занимает. И это очень диагностично.
Даже если это слон, например, синего цвета, не исправляем, не говорим, что этого не может быть или это не правильно. Ребёнка постарше, лет шести, уже можно спросить: "Как интересно, синий слон. Такие бывают?" Этого достаточно.

Сразу "наученный" малыш может требовать тонкие кисточки, так как привык, что рисуют только ими. Но часто ещё и держать нормально их не умеет. Пока не сформировался "пинцетный захват" - ребёнок не научился брать мелкие предметы двумя-тремя пальчиками аккуратно, не даём длинные карандаши и мелки, во избежание формирования привычки держать их в кулаке. Переучиваются дети потом трудно и долго, а писать так неудобно. Мы не учим, а просто пробуем рядом сами рисовать руками. Медленно макаем пальцы в краски, медленно опускаем руки на бумагу... Начинается волшебство. Вот они, цветные разводы, пятна, причудливые следы — начинают появляться, сливаться, перемешиваться. Лучше всего, если это рядом делает другой ребёнок. Тогда зажатому "наученному" ребёнку легче раскрепоститься.

Через несколько занятий дети начинают рисовать какое-то время только так, сенсорно, чувствуя процесс руками, замирая, прислушиваясь к своим ощущениям, эмоциям, молча, тихо. Они выливают всю имеющуюся у них краску на бумагу (поэтому в "порционных" баночках краска достаточно разведённая и её немного, на дне), сжимают её в кулаки, пропуская через пальцы, размазывают, собирают, сжимают, делают круговые движения, ритмичные движения, возя руками по бумаге. Спонжи из поролона, полностью погрузив в краску, сильно сжимают, снова макают в краску, снова сжимают... Мы стараемся не мешать даже пристальным взглядом. Это смотрится как какое-то волшебное действо, загадочный ритуал. На лице малыша мелькают разные выражения — иногда он стискивает зубы, иногда высовывает язык, иногда начинает чему-то улыбаться, иногда погружён глубоко в себя и даже не слушает что происходит вокруг. Важно присматривать, но не мешать.

Ребёнок старше двух лет может так погружаться в ощущения минут на 15 - 30. Эффект всегда положительный. Не бойтесь, что результат такого творчества иногда не выглядит красивым. Нет такой цели — нарисовать понятную взрослому картинку и повесить на стену. Важна цель внутренняя - идёт отпускание зажимов, блоков, лишних запретов, восстановление контакта с собой, со своими чувствами, воссоздание целостности и согласованности — сенсорная интеграция.

Что является показателем пользы таких занятий? Ребёнок, начувствовавшись вволю, вынырнув изнутри наружу, улыбается, умиротворён, с удовольствием идёт мыть ручки и баночки. Если малыш старше двух с половиной лет, то ещё и фартук постирает! Смывает таким образом ещё и водой всё, что вышло негативного и, довольный, бежит заняться чем-то ещё...

Фото автора. Посмотреть ещё фото https://vk.com/topic-42437916_32573730



Просмотров: 273
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто такой "удобный" ребёнок или немного о послушании
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Зачем ребёнок идёт в школу? Про мотивацию со знаком "-".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Какими руками..." (упражнение с МАК "РУКИ")
  • Как мы так и НЕ познакомились с фразой "мой ребёнок часто болеет"
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь