Как улучшить самооценку у ребенка

Однажды, ко мне на консультацию пришла мама одной замечательной девочки-подростка, которая, на тот момент, училась в старшей школе. Беспокойства были связаны с тем, что девочка боялась отвечать на уроке, отказывалась выходить к доске, читать вслух, не могла заставить себя подойти к учителю и уточнить важную информацию. Впереди ее ждали выпускные экзамены, на которых нужно было подготовить устный ответ, что, конечно, усиливало тревогу как мамы, так и девочки. 

Мы начали работы. Первым делом необходимо было определить источник такой высокой тревоги. Я провела стандартную диагностику психологических особенностей ребенка и выяснила, что, несмотря на прекрасные познавательные способности и личностные качества, девочка имела очень низкую самооценку, которая и запускала неприятные переживания и поведенческие проблемы. 

Этот пример показывает, насколько сильно влияние самооценки на человека, именно этот компонент психики воздействует на формирование отношений с другими людьми и миром в целом. Даже если у ребенка отличные интеллектуальные способности, прекрасные задатки и есть талант к чему-то, то низкая самооценка может свести на нет все эти качества, потому что он будет бояться проявлять себя, он будет легко бросать дело, опасаясь совершить ошибку, он будет постоянно чувствовать тревогу, ощущать себя недостойным. Не думаю, что кому-то из родителей хотелось бы, чтобы ребенок был наполнен именно такими переживаниями. К сожалению, никто из нас не идеален, и мы можем совершать ошибки, особенно, в таком непростом деле как воспитание ребенка.

Давайте рассмотрим некоторые способы взаимодействия с ребенком, которые не позволяют развиваться у него здоровой самооценке:

  • постоянная, чрезмерная критика;
  • идеализация ребенка («ты - лучший»);
  • осуждение ребенка, навешивание на него ярлыков, негативное восприятие;
  • отчуждение ребенка; запугивание потерей любви («будешь непослушным - отдадим тебя в интернат, нам такой сын не нужен»); 
  • негативные отношения с ребенком, нарушенное общение; 
  • чрезмерные обвинения; 
  • сравнение с другими детьми, особенно негативное; 
  • разочарование в ребенке и демонстрация этого; 
  • отсутствие или недостаточность помощи в преодолении трудностей.

В моей предыдущей статье написано, как понять какая самооценка у ребенка. 

https://www.psyoffice.ru/article/263995/

В том случае, если вы обнаружили, что отношение к себе у ребенка негативное, есть признаки сниженной самооценки, не стоит отчаиваться. Личность человека - это гибкая система, на которую можно повлиять, но это требует определенных временных и эмоциональных вложений. 

Итак, что необходимо делать:

  1. Пересмотреть ваши взаимоотношения с ребенком. Сделать недельную таблицу взаимодействий, разделив их на те, которые поддерживают формирование у ребенка положительной самооценки, и те, которые, наоборот, ведут к обесцениванию. 
  2. Практиковать взаимодействия с ребенком, которые способствуют укреплению самооценки:  
  • безусловное принятие ребенка; 
  • позитивные отношения с ребенком, основанные на любви, уважении и вере в него; 
  • похвала, поощрение, сочувственная, без осуждения критика; 
  • помощь ребенку в восприятии ценности и важности каждой личности, неосуждающем восприятии недостатков других; 
  • помощь в понимании того, что, хотя все люди имеют разные способности и ограничения, это не причина для вывода, что кто-то лучше или хуже, а скорее возможность к взаимодополнению и взаимопомощи; 

• развитие способностей ребенка, помощь в самореализации; 

• обучение важным жизненным навыкам (как прямое, так и через моделирование), помощь в преодолении трудностей; 

• помощь ребенку в адекватном восприятии как успехов, так и неудач 

3. Вы можете на протяжении недели днем носить на руке или шее какой-либо предмет, напоминающий о важности положительного внимания к ребенку. Ваша цель - замечать положительные моменты поведения ребенка, его успехи, ободрять похвалой, поддерживать своевременным признанием его достижений. 

4. «Пять к одному». Вам предлагается отслеживать соотношение выражений похвалы и поощрения с критическими замечаниями. Для этого на бланке необходимо отмечать каждую свою реакцию в соответствующей колонке (вне дома эквивалентом могут быть спички, пуговицы и т. п.). В конце дня рекомендуется подсчитать пропорцию положительных комментариев и отрицательных. Рекомендуется достичь соотношения 5:1, которое, по данным Barkley (1997 b), нужно для того, чтобы ребенок воспринимал взаимодействия с родителями как положительные. 

Дополнительной мерой может стать запись ребенка к психологу. В своей практике я достигала значительных результатов в формировании положительной самооценки у детей через групповые занятия, особенно эффективным оказался метод детской психодрамы. Но даже в этом случае, всегда идет параллельная работа с семьей, чьей задачей становится закрепление полученного результата. 

Часто родителям оказывается непросто изменить взаимодействие с ребенком, понять, где допускаются ошибки, и как это исправить, в этом случае может помочь краткосрочная семейная терапия по улучшению детско-родительских отношений. На таких встречах родители получают значительную поддержку, эффективную обратную связь и изменения происходят гораздо быстрее. По крайней мере, я всегда с удовольствием провожу подобные встречи, потому что они дают быстрый результат. 

В любом случае, если мы нацеливаемся на улучшение самооценки, важно понимать, что она формируется окружением и окружением же корректируется. Все в ваших руках! 



Просмотров: 217
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не перехваливать, но поддерживать. Формирование адекватной самооценки у ребенка.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • К вопросу о курице и яйце: взаимосвязь мотивации и самооценки в развитии ребенка
  • Развитие личности ребенка и красота: где помощь, где вред?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Уровень кортизола и познавательные способности ребенка.
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как не только снизить негативное влияние компьютера на развитие ребенка, но и уберечь компьютер от чада?
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь