Как вырастить перверта? О формировании садистических желаний

Как вырастить перверта О формировании садистических желаний

«Мальчик был очень трогательный: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо». Воспитанный, сдержанный в поведении, и это в пять-то лет! Зачем его, такого совершенного, привели к психотерапевту?»

С этих слов начинается описание интересного клинического случая, освещенного в докладе Н.Л. Васильевой от 16 ноября 2019 года на конференции "Агрессия в психоаналитическом процессе".

Причиной обращения родителей за психотерапевтической помощью были приступы бронхиальной астмы неясной этиологии у мальчика.

В процессе терапии выяснилось и ещё кое-что. Воображение с виду примерного мальчика по имени Гриша оказалось переполнено садистическими, кровожадными фантазиями, которые он воплощал в своих играх, «убивая или поедая» фигурки животных. При этом, у него не возникало и тени сопереживания.

Из описания сессий:

«Гриша вытащил из коробки семью мышей – фигурки, одетые как папа, мама, и четыре мышонка. Дети-мыши стали прыгать. Очень скоро их прыгание превратилось из безобидного в открыто агрессивное. Они прыгали на маму и на папу, сбивая их с ног.

Потом Гриша  привел  динозавров и с их помощью утащил папу в сторону. Затем мыши-дети раздели маму донага, положили в постель, легли на неё и стали давить. Они сказали нежным голосом: «А теперь мы сделаем тебе очень больно», – и стали выгрызать её живот, возбужденно чавкая и что-то восклицая. «Это мы так маму любим» сказал Гриша. В конце концов, дети-мыши убили маму и выбросили её».

…Гриша мог взять зайца, попрыгать им немного, а затем заживо закопать в землю. Или он брал динозавра, который принимался сражаться с другими зверями и, казалось, сможет выиграть, но тут Гриша зажаривал этого динозавра на сковороде, выбрасывал и брал, например, гориллу. Очень скоро Гриша взрывал гориллу так, что она разлеталась на мелкие куски, и так далее. Его агрессивные желания в игре принимали конкретную форму: он заставлял персонажей поедать свои собственные тела, свои собственные фекалии, пока они не умирали; он пытал их, отрубал головы, отрезал части тела». 

Одну из причин агрессии мальчика аналитик видела в неразрешенном эдипальном конфликте: ревность к отцу и недостаток материнской любви.

Если большую часть времени ребёнок чувствует себя отвергаемым, лишним в треугольнике «он-отец-мать» ему трудно справляться со своим гневом, сублимировать его в соперничестве с отцом или адресовывать гнев родителям, тогда агрессия либо направляется на себя в виде психосоматических, тревожных расстройств, навязчивых мыслей, либо смещается на другие объекты (игрушки, животных, а может даже людей, тех, кто слабее).

Лично мне эта причина видится сомнительной. Известны случаи мужчин со схожими проблемами, которые были воспитаны матерями-одиночками и не находились в ситуации ревности. Однако издевательское поведение матери/отца, иные травмы насилия, несомненно, могли явиться серьёзной причиной их садистических желаний. 

Другая причина, описанная автором - страх быть самим собой. В результате, личность расщепляется на «хорошую», которую не осудят близкие, и «плохую», которая может проявить себя лишь в фантазиях или там, где нет страха быть отвергнутым, понести наказание.

Из истории серийных убийц известно, что в обычной жизни они являли собой совсем других личностей, отличных от тех кровопийц, которыми становились в момент, когда их затапливала тревога и агрессивные желания.

Аналитик описала свои контрпереносные чувства как переживание никчемности, раздавленности и насилия. Вероятно, так чувствовал себя Гриша. С помощью игры он мог ощутить собственное всемогущество и наказать обидчиков.

Из доклада:

«… в жизни этот мальчик был совсем не таким. В своем реальном окружении Гриша был испуганным ребенком, прятавшимся за спину мамы. Когда я говорила в конце сессии, что закончилось время, Гриша мгновенно прерывал игру и начинал убирать игрушки. Такое безропотное подчинение выдавало проблемы Гриши в его контактах с миром взрослых, его страх быть самим собой. Он полностью соответствовал представлениям взрослых об идеальном ребенке, не давая себе права иметь свои желания и свое мнение. Внутреннее напряжение и гнев осознаны им не были, а потому и выражены в поведении или в словах быть не могли. Они выражались только в астматических приступах. Своими симптомами Гриша «защищал» и себя, и свою мать от своей агрессивности».

Как известно, чем человек конформнее, тем труднее ему отстаивать свои границы, заявлять о себе. В результате происходит накопление неотреагированных агрессивных эмоций. Какое-то время они могут сдерживаться защитами, в том числе психосоматическими. Но при срыве защит агрессия может прорваться наружу.

Немало случаев, когда при подавленной агрессии, невозможности проявить свою самость, формируются навязчивые мысли или компульсии садомазохистического содержания.

Психотерапевтическая работа с Гришей была направлена на лучшее понимание им себя, принятие своих агрессивных фантазий и формирование навыка канализации агрессии конструктивным путём, а не путём разрешения внутрипсихического конфликта с помощью болезни.

Однако мало проработать проблему Гриши. В данной ситуации требуется комплексная семейная психотерапия. Если родители в воспитании будут исходить из прежней модели, то мальчик рискует снова начать подавлять себя, чтобы соответствовать ожидаемому образу, тогда проблема вернётся, ведь психика ребёнка ещё очень слабая, чтобы противостоять давлению взрослых.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!



Просмотров: 223
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Папа Вова, папа Миша, папа Коля, папа Гриша…
  • Как познать ценность себя или страх осознать свои желания...
  • Право на свои желания и свобода быть собой
  • «Уходя, забери с собой свою маму». Как помочь клиенту снять материнскую проекцию с себя.
  • Как понять себя и свои желания?
  • Свои желания. Упражнение для себя
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Как услышать себя и свои настоящие желания?
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 1
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 2.
  • Победить маму и папу внутри себя
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Страх быть похожей на свою "маму-нарцисса".
  • А ведь Вы бы уже давно могли стать миллионером. Но не стали. В чем причина?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Деньги этого очень не «любят»! Но мы продолжаем их «отталкивать» от себя
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Хотите исполнять свои собственные желания?
  • Быть виноватым за свои же желания
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь