|
Работа с паталогическим горем у детей и взрослыхАвтор статьи: Татьяна Силаева
Работа с паталогическим горем у детей и взрослых В предыдущих статьях я описала практическую работу с горем у детей до младшего подросткового возраста, а ткже у взрослых и подростков среднего, старшего возраста. В целом, картина паталогического горя схожа и у детей и у взрослых. Подведем итоги по основным важным моментам: симптомам и самой работы психолога при подобных запросах. Признаки: физическое страдание, поглощенность образом причины горя, чувство вины, занимает все-все время! (в отличии от простого горевания), охлаждение общения с окружающими, вплоть до враждебности (в отличии от простого горевания). Также тяжелые соматические нарушения: (в отличии от простого горевания): нарушение сна, анорексия, булимия, нарушение познавательных процессов, невозможность интеллектуальной деятельности, уединение, плач, аффективные реакции, суицидальные мысли. А также: затянувшееся переживание на несколько лет и агрессия к окружающим. В процессе горевания, человеком решаются 4 задачи: они должны быть пережиты: 1) признание факта потери (наличия болезни...), если есть отрицание факта то работа с горем блокируется. 2 задача) пережить горе на эмоциональном уровне, не стоит скрывать, молчать, запивать (алкоголизм), позволить себе жить с этим осознанно и эмоционально проговаривая свою боль-нужду. 3) наладить окружение, научиться жить с этим (без умершего, бросившего, с фактом неизлечимого заболевания...). 4) выстроить новое отношение к предмету горя и продолжать жить дальше. Энергию эмоций перевести в новые (и новое) отношение. Тут возможен новый брак, работа,...качество жизни в период до смерти в случае неизлечимой болезни (сделать то что хотел давно: путешествие...помощь близким...). С умершими детьми - нельзя рожать и брать из детдома ребенка ранее, чем через год после потери. При психотерапии с горем, психолог начинает на 1 консультации фразами: 1. Можете со мной просто поговорить. 2. Расскажите мне об умершем. Если пациент хочет плакать -пусть плачет. Если он хочет молчать - пусть помолчит. Никогда не следует говорить пациенту: обращайтесь ко мне в любое время. Должны быть границы. Также, никогда не говорите, что человек горюющий должен быть сильным. При психотерапии надо смотреть на каком этапе застрял клиент: этап горя в период до 1 года после случившегося, либо это уже фобия в период с полутора лет с момента потери. Здесь применяется метод "Ведение через горе". Горюющий заводит тетрадь-дневник и каждый день за 15 минут до сна делает записи. Цель Дневника - отразить события эмоционального переживания травмы. Обязательно каждый вечер заполнять 5 пунктов: 1. Что сегодня случилось важного (для борьбы с бессмысленным существованием). 2. Кто мне сегодня встретился - обрисовать круг общения (чтобы не замыкался на себе). 3. Какие изменения в себе наблюдаю. Описать динамику переживания, изменение своего состояния. Отслеживать улучшения. 4. Планы на завтра. Примечание: человек пишет о том что хочет, любые размышления. Когда человек перестает писать (уже написался вдоволь) - спросить его, что он хочет с этим сделать: сжечь, закопать....) и сделать это.... Дневник можно вести с 10-летнего возраста. Таким образом, При психотерапии гореваний, надо смотреть на каком этапе застрял клиент: этап горя в период до 1 года после случившегося, либо это уже фобия в период с полутора лет с момента потери. Автор клинический психолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы + Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям 1. Начинающему психологу в помощь 2. Спортивным психологам, тренерам! Набор техник... Работа клинического психолога в поликлинике-заключения, 3. Практическая деятельность конфликтолога-медиатора. Кейс и еще
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|