На сегодняшний день все больше и больше набирает популярность сказкотерапия. Ее применяют и в работе с детьми и в работе со взрослыми. Но все же наиболее эффективен это метод терапии именно в детском возрасте. Все потому, что детям интересны сказки, они ещё верят в волшебство и с легкостью проецируют на себя роль главного героя. Я достаточно часто применяю в работе сказкотерапию, но в своей жизни начала использовать ее, когда у меня появилась дочь. Сразу добавлю, я тоже человек, с чувствами, с эмоциями и, как оказалось, слабыми нервами. ) Трудности возникали одна за одной. То ребенок дерётся, то отказывается есть, потом не хочет одеваться, потом устраивает истерики. И этот ураган нервотрёпки испытывает на себе каждый родитель. К трем годам начинается самый весёлый период, становление личности. Малыш уже совсем не малыш и требует считаться с его мнением и желаниями. Отсюда бунт на корабле и прочие прелести кризиса трёх лет. Это хорошо, если у ребенка спокойный темперамент. Но не в нашем случае. Ситуацию детских "хочу", "я сказала" и "немедленно все мне подчинились", усугубляло то, что она экстраверт, холерик. Ее эмоции сыпались на меня, как град. С которыми ребенок в силу возраста справляться не умеет. А тут ещё родилась вторая дочка. В общем, все это я к тому, чтобы вы поняли, как нам было весело. Сначала я пыталась вести себя, как истинный психолог. Кстати, это проблема всех психологов родителей. Мы знаем, как нужно, как правильно вести себя и воспитывать ребенка, но забываем о том, что мы тоже люди. Но , ещё раз повторюсь, мы тоже люди, и в какой то момент, мы перестаем быть психологами и превращаемся в измученных и нервных родителей. И тогда наша профессиональная самооценка падает. Начинается этап самоедства. Да как так, я профессионал, позволил себе эту слабость. Но это мы немного отошли от темы. Возвращаясь к сказкотерапии, скажу, что со своим ребенком я начала эту практику прямо очень рано, когда она ещё и говорить не могла, но первые трудности уже появились. И для этого не обязательно быть психологом. Самый лучший сказкотерапевт для ребенка это его мама и он сам. Хотелось бы поделиться несколькими рекомендациям, как проводить сказкотерапию дома мамам и папам, донести эту информацию не профессиональным текстом, а на бытовом уровне. Я называю это "бытовая" сказкотерапия. Важно понимать: 1. Не нужно ждать эффекта от одной сказки. Для какой-то проблемы достаточно одной сказки, какую-то проблему необходимо прорабатывать несколько раз. 2. Наиболее эффективно сказкотерапия работает в совместном сочинительстве. Необходимо привлекать ребенка к этому процессу. 3. Вы главный в сказке и вы должны выстраивать сюжет таким образом, чтобы была достигнута цель. Ребенок при этом может добавлять какие то детали. Для этого задавайте ему наводящие вопросы. Подробнее опишу, когда буду описывать этапы сказки. 4. Лучше не брать каждый раз разных персонажей, а придумать одного персонажа и сочинять сказки про него. Имя подобрать созвучное с именем ребенка, так ребенку будет проще проецировать персонаж на себя. Например, в наших с дочкой сказках живёт девочка Ася ( дочь зовут Ярослава, кратко Яся). 5. Обязательно доводить сказку до логического завершения, не нужно начинать и говорить, продолжим в следующий раз. Ребенок входит в сказку, отождествляя себя с персонажем и выводить его из сказки нужно обязательно грамотно, чтобы он успел отделиться от главного героя. В противном случае, вместо положительного эффекта можно получить истерику. Нельзя бросать ребенка в сказке, он должен из нее выйти. Для этого можно придумать ритуал, например раз два,три, хлопни в ладоши. И таким же ритуалом можно выходить. 6. Не нужно одной сказкой прорабатывать много проблем. Одна сказка для одной проблемы, иначе ребенок либо не поймет, в чем мораль, либо исказит смысл.
Безусловно, сейчас в свободном доступе есть много готовых терапевтических сказок, я не против их и даже иногда пользуюсь такими, но обязательно "подгоняю ее под ребенка". Меняю имя на имя моей героини и некоторые делали на ходу добавляю. Конкретных этапов при сочинении сказки не существует. Тут уж полет фантазий у каждого свой. Но я бы хотела поделиться теми этапами, которые выделила для себя и пользуюсь ими постоянно. Надеюсь, вам они помогут. Этапы сочинения сказки: 1. Придумываете главного героя. Это в первый раз. А дальше можете повторять это из сказки в сказку. Например, мы придумали что жила- была девочка Ася. Жила с папой, мамой, сестрой. Некий этап описания главного героя. Тут вот как раз можно задавать ребенку наводящие вопросы из серии, а как будут звать, сестру/брата? А с кем жила девочка/мальчик? Чем любила заниматься? И так далее. Важно придумать положительные качества персонажа. Так вы создание ребенку установку на успех в будущем. 2. Следующий этап, описание проблемы. Например, наш герой конечно был хороший, но к сожалению часто убегал от мамы, когда гулял на улице. Тут как раз вы описываете ту проблему, которая беспокоит. 3. Далее происходит какая-то история, которая помогает персонажу что-то осознать или научиться. Например, и вот однажды с ним произошла такая история. Он убегал от мамы и вруг увидел, что мамы нет рядом. Наш герой плакал и не знал, как найти свой дом. И вдруг он решил попросить помощи у прозожих. Можно описать, что прохожий оказался нехорошим, хотел его украсть и так далее. Разворачивайте сюжет, как нравится. Длительность не имеет значение, главное донести суть. 4. Развязка. Тут я описываю, как герой нашел решение проблемы и вернулся домой. Кстати, с маленькими детками сказки можно сочинять волшебные. Взрослые дети уже лучше воспринимают более рациональные сказки. И в конце обязательно нужно проговорить, что герой осознал, что поступал не правильно. В конце можно задать несколько вопросов по сказке, чтобы понять, насколько ребенок понял сказку и ее смысл. Мы обычно сочиняем такие сказки перед сном. Но в практике я применяю их в любое время, и эффект от них не меньше. Таким образом, проводя такую терапию дома, родители выполняют свой родительский долг, уделяют время любимому чаду и помогают малышу справится с проблемой. Кстати, сказки помогают не только проводить терапию, но их можно использовать, как диагностический инструментарий. Особенно с маленькими детьми. У дошкольников ещё не так развита фантазия, чтобы быстро что-то придумать. Задавая ребенку наводящие вопросы в сказке, мы можем понять, что их беспокоит. Например, ребенок тревожный, испытывает страхи, чтобы понять, какие именно, можно придумать сказку про ребенка который боялся чего-то. И предложить малышу придумать , чего же так боялся наш герой. Дети подсознательно проецируют себя, как главного героя и выдают все свои проблемы. Им выразить собственные переживания гораздо проще, чем придумать что-то новое. Помните, герой сказки, это отражение ребенка. И все, что ребенок расскажет о герое, он расскажет о себе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.