|
Инструкция. Ловушка, в которую попадают взрослые и дети.Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Необходима ли ребенку инструкция? Да, для его же безопасности. Полезные инструкции для ребенка и взрослого. Мыть руки перед едой. Переходить дорогу в положенном для этого месте. Оберегать своё здоровье. Закрывать квартиру и не терять ключи. Беречь вещи. Звонить 112 в момент опасности и т.д. Возможно ли творить, познавать мир, научиться размышлять, осознавать, делать выводы по инструкции? Нет! Ловушка в том, что именно эти качества и способности родители хотят сформировать у ребенка, но с помощью инструкции. Как и где это можно проследить? Творчество и игра позволяют увидеть кто попал в данную ловушку и помочь ребенку выбраться из неё, чем мы и занимаемся на игровом тренинге. Если предложенная игра знакома, но ведущий перед игрой озвучивает изменения в правилах, то это вызывает негативную реакцию у ребенка, которого приучили жить только по инструкции. Если ребенку учитель объяснил учебный материал и показал единственный способ выполнения задания, но у ребенка этот способ не работает. Для него полезнее воспользоваться другими видами памяти или алгоритмом припоминания. Предлагая ему это другое, но действующее и помогающее, встречаешь жёстко сопротивление, слёзы. Страшно нарушить инструкцию, которую дал учитель! Сидит ребенок над учебным заданием без результата, плачет, но для него это менее страшно, чем нарушить инструкцию и получить правильный результат другим доступным и безопасным путем. Попадая в эту ловушку, дети начинают испытывать проблемы в общении со сверстниками. Невозможно получить инструкцию "Как общаться с К., а как с М., а как с Д." — Если он мне скажет, сделает, предложит вот это, то что я должен ответить, как сказать? И ребенок отказывается от общения. Если ребенку показали как рисовать дерево, дом, солнце, человека да ещё голосом "вбили инструкцию", то ребенку будет страшно нарисовать все эти предметы иначе. Рисование "кляксами" или в "лужице" на листе бумаги вызывает иногда панику. Инструкция нарисовать реальный предмет знакома и привычна. А предложенные техники не соответствуют знакомым инструкциям. Инструкция, как запрет на воображение, вариативность мышления, собственное мнение не позволяет ребенку творить вместе со всеми. А у ребенка, которому позволено жить по инструкции, включился самоконтроль. Клякса контролю не поддаётся, поэтому составляется правильный рисунок, как научили когда — то по инструкции. Родители очень хотят, чтобы ребенок был самостоятельным, выбирал между плохим и хорошим только хорошее, размышлял о себе и своем будущем. Но, если ребенок попал в ловушку под названием "Инструкция" то он будет ждать эту инструкцию, бездействовать и во взрослой жизни. Инструкции для каждого места и для каждой ситуации разные. Не следует их вбивать в головы ребенка словами: "Ты должен, обязан, только так надо, слушай что говорят и делай" Попробуйте давать инструкции иначе: - Ты идешь в детский сад, школу, магазин, в поликлинику, в секцию, там свои правила (познакомьте ребенка с этими правилами). Они для того, чтобы обеспечить твою безопасность, чтобы ты никому не навредил и тебе не навредили. - Когда мы с тобой в общественном месте, а это транспорт, улица, развлекательные центры, театр, цирк, где много людей, то есть правила, чтобы ты был в безопасности и не было неприятностей. А какое отношение к инструкциям у вас? Любое совпадение всего лишь совпадение. © Все права защищены. Перепечатка статьи возможна только с разрешения автора и ссылкой на этот сайт.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|