Диалог без лишних конфликтов! Рекомендации по конструктивному педагогическому общению.

 Диалог без лишних конфликтов Рекомендации по конструктивному педагогическому общению


Эта тема далеко не нова. Но регулярные  конфликты учителей, родителей и учеников свидетельствуют о том, что к ней необходимо периодически возвращаться. Какие предпосылки существуют для повышенной конфликтности педагогического общения?

В современных условиях постоянно  растет психологическая напряженность образовательного процесса. Это происходит на фоне  общей социальной нестабильности и, как следствие, невротизации и взрослых, и детей.

Посмотрим  со стороны школы. Больше прав получили родители, как участники образовательного процесса. Некоторые, к сожалению,  не осознают границ своей компетентности, вторгаются в профессиональную деятельность педагогов, предъявляя невыполнимые или противоречивые требования.  Учителю приходится сталкиваться  с нетактичностью родителей,  с невоспитанностью детей, а порой и просто с неприкрытым хамством.

А если взглянуть со стороны родителей и учеников - у них тоже есть масса  обоснованных претензий к учителям!

В этих условиях хочется обратиться к педагогу   как к профессионалу,  ответственному на своей территории - территории школы- за  качество общения.

Что же можно делать?  Если коротко:

  1. Учиться общаться с позиций эффективного, бесконфликтного (или точнее сказать - малоконфликтного) общения. Это навык, который осваивается кем-то интуитивно, а кем-то в процессе тренировок.
  2. Самому педагогу не становиться источником конфликтов, не провоцировать их, пусть и невольно.

Абсолютно недопустимо: навешивание «ярлыков» даже на самых проблемных детей, разглашение сведений личного характера, медицинских и психологических диагнозов, обсуждение семейной ситуации (учеников и собственной); состояния здоровья учеников, сравнение детей друг с другом,   противопоставление  возникающих в классе групп и  группировок (временно и периодически возникающих); «переход на личности» и таким образом, унижение достоинства ребенка (особенно, в присутствии класса и значимых людей).

Еще раз повторю всем  широко известную рекомендацию: публично хвалим, а критикуем один на один!  При этом педагог не оценивает чувства и мысли ребенка, его личность, его внутренний мир.  Можно обсуждать внешние, всем заметные проявления: действия, конкретные факты поведения и учебы. 

В школе и классе каждому ученику, вне зависимости от его способностей и успешности, внешности, национальности (и т.д.) надо обеспечить:

- нейтральное отношение (как минимум),

- уважение и внимание к его развивающейся личности,

- принятие по факту «вот такой ученик есть в нашем классе».

Любовь к детям - важная составляющая педагогической профессии. Но порой так легко любить всех детей в принципе. И так сложно любить конкретного Ваню N!

Поэтому, я считаю, лучше говорить о принятии...

Несколько практических рекомендаций.

В каждом классе неизбежно возникают конфликтные ситуации.  Не игнорируйте, но и не раздувайте, а пытайтесь примирить стороны с учетом соблюдения прав обеих сторон и справедливости, выступая при этом с нейтральной позиции.  Отмечу, что эта важная работа проводится педагогом во внеурочное время, на классных часах.  Время урока – для усвоения программного материала.

Если у Вас не получается самостоятельно справиться с конфликтом, своевременно обращайтесь в психологическую службу и воспитательный отдел школы.  Хочется подчеркнуть, что обращение к специалистам не показывает вашу некомпетентность, а напротив, свидетельствует о неравнодушии и заинтересованности в благополучном решении возникшей проблемы!

Помните, что дети равны только с точки зрения их прав, а требования к ним не могут быть одинаковыми. Это обусловлено индивидуальными  психическими, генетическими, физиологическими  различиями,  особенностями  воспитания, среды.  Все это дети сами не выбирают, во многом они являются заложниками сложившейся ситуации. И задача педагога – проявить индивидуальный подход и выдвигать адекватные требования. А какие требования адекватны  в каждом отдельном случае – поможет разобраться психолог.

 Не лишне напомнить о соблюдением принципа толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья.  Даже если мы знаем диагноз ребенка - не обсуждаем его с коллегами и, тем более, с детьми.  Наиболее этично  говорить о таких детях – ребенок с трудностями в обучении, адаптации, поведении, развитии, ребенок с особенностями.  А не "ограниченный,  нездоровый, неуспешный, отстающий, проблемный, особенный" ребенок. Почувствуем разницу. Так мы приучим и себя, и детей относиться уважительно к личности любого ребенка как к человеку, просто по праву его рождения. 

Традиционно, один из самых трудных коммуникационных моментов  педагога -  общение с родителями.

Педагоги – временные сопровождающие ребенка на участке его школьной жизни, а всю жизнь проживать ребенок будет рядом со своими родителями. Поэтому важно не противопоставлять себя родителям, а делать все, чтобы они стали нашими союзниками. Если родители почувствуют, что у педагогов с ними цели общие, процесс общения пойдет более продуктивно.

Перед началом беседы полезно самим настроиться на дружеский лад.

После приветствия и обозначения темы обязательно предоставляем возможность оппоненту высказаться.

Умение услышать и понять собеседника – очень важный навык, который требует постоянного совершенствования.  Высказавшись, и получив подтверждение, что его поняли, даже агрессивно настроенный человек будет готов к восприятию мнения другого. Даже, если родитель или ученик говорят неправду, с Вашей точки зрения - выслушать, не перебивая, необходимо.

Как дать человеку, что его не только послушали, но и услышали?

«Я Вас услышал….» Это сейчас распространенная, но не лучшая формулировка, часто она раздражает и звучит немного не по-русски.

Можно применять  и следующие конструкции:

«Я понял Ваше мнение….» и кратко повторить услышанные фразы; 

«Если я Вас правильно понимаю……» и кратко изложить суть услышанного,

«Вы считаете, что …»;

Если Вы не так поняли, Вас поправят. А если Вы получили подтверждение, Вы продолжаете: 

«А у меня на этот счет есть дополнения…»;

«У меня немного другой взгляд…»; 

«Для полноты информации хочу добавить...».

И в заключение хорошо бы подытожить, найдя общие задачи: Но тем не менее, мы оба заинтересованы в …….

Любой, а особенно трудный разговор всегда начинаем с нескольких добрых слов о ребенке.

Потом переходим к негативной информации, критическим замечаниям.

А в заключение разговора желательно выразить надежду на возможность плодотворного сотрудничества. 

Если человек обиделся, оскорбился, он не будет прислушиваться к нашим словам, а будет думать, как нам ответить или даже отомстить. А если мы «обидели» ученика, то он будет переваривать обиду еще несколько уроков…        

На что обижаются дети?

1.Если обобщить практический опыт, чаще всего – на несправедливость.

Для учеников это:  «когда сегодня требование одно, а завтра другое»;

 когда «спрашивают то, что не задавали»;

требование без объяснения своей позиции (иногда нужно посвятить несколько минут разъяснению, порой нужна  и ссылка на документы)

 когда отметки ставятся не совсем за знания, а с учетом поведения, прошлых заслуг, сложившегося отношения.

2.Когда «учитель плохо относится» (подумайте сами, есть ли что-то из каждодневного поведения и отношения к ученикам, что может быть принято за «плохое отношение»? Уважительность и доброжелательность здесь в помощь).

  • «Не готовит к экзамену» (здесь может быть различное понимание процесса подготовки и нужно потратить время и объяснить, в чем заключается подготовка).
  • «Сравнивает с другими». Это обидно всегда. Не устаем повторять, что у каждого человека своя уникальная ситуация развития, и сравнивать людей в принципе некорректно.
  • «Не отвечает на вопросы» – это одна из наиболее частых жалоб учеников. Понимаю, что времени мало и порой они спрашивают не вовремя. Но ответить на вопрос надо. Или по существу, или назвать точное время, когда Вы будете готовы ответить.

Частый ответ педагога:  «Я уже вам сто раз объясняла, сколько можно Вам объяснять! Вы должны это знать! Посмотри в учебнике!»   Но потом он вряд ли посмотрит….

Давайте подсчитаем количество слов и времени, которые  затрачены на эту тираду.

Ответив ребенку по существу вопроса, вы затратите те же 10 секунд и те же 15 слов (а то и меньше), а толку будет больше и не возникнет конфликтной ситуации.

Итак,  повторение мать учения!

Сколько раз повторять? На одном уроке 2-3 раза нормально, но на следующий день может быть снова то же самое. А потом….. ученики это запомнят (пусть и наизусть). Что в этом плохого?

Если же Вы действительно хотите, чтобы ребенок сам нашел ответ именно на этот свой вопрос, тогда прямо сейчас дайте ему время, пусть посмотрит и ответит. 

Какие чувства испытывают ученики, когда на их вопрос не отвечают? Представьте ситуацию… Вы спросили продавщицу: Сколько стоит килограмм вот этого сыра?  Продавщица отвечает: На этикетке все написано! У Вас глаза есть? Сколько можно спрашивать… (вас тут много, а я одна).

Несколько примеров конфликтогенных высказываний.

Неудачное цитирование. Учитель после разбора ошибок сказал детям: А дома вам надо будет, как Вы любите говорить, просто все это «тупо переписать….»

Обратная связь от родителя одного из учеников: «Вы называли учеников тупыми. Что Вы себе позволяете??? Я требую извинений.»

Неудачное сравнение. Педагог, услышав громкую брань учеников сказала: «Что же вы лаетесь, как собаки?»  В этот же день был звонок от одной из мам: «Дочь сказала, что учительница нас собаками обозвала. Как Вы смеете!!!»

Риторические вопросы: И как ты будешь сдавать экзамены????  Наверное, лет пять будешь сдавать!

Ответ: будет сдавать так, как сможет и  столько раз, сколько ему потребуется.

Задача педагога - научить, а дальше  идет задача ученика – сдавать.

Неудачные шутки. Необходимо избегать небрежности в речи и тщательно подбирать слова, когда мы говорим родителям и детям друг о друге.

Часто советуют относиться к ситуации с юмором…. А как это сделать, чтобы сгладить ситуацию, а не усугубить?

Юмор допустим только добрый, направленный на ситуацию в целом, ни в коем случае не на личность человека.  Ирония приводит часто в недоумение. Вроде бы и смешно, но и обидно, иногда даже больно... Часто в глубине души человек воспринимает это как унижение. Так что безопасна в педагогической среде только самоирония!

Сарказм недопустим, в отношении ребенка это равносильно оскорблению. Особенно опасны «шутки» на темы безопасности, самоповреждения, черный юмор с тематикой смерти, суицида и т. д. Это нормально в проверенной дружеской компании, где все настроены на одну волну. А в классе и коллективе есть совершенно разные люди с разным уровнем культуры, воспитания, с разной чувствительностью, с разным чувством юмора. И реакцию на наши слова мы порой не можем предвидеть. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется!»

Если ученик позволяет себе сарказм или черный юмор, то хорошим тоном можно считать не ответ ему в том же ключе или еще более изощренно. А ответ серьезный, с вниманием к содержанию его слов.

А вот пример удачного диалога из школьной жизни.

Учитель спросил ученика в контексте урока: "Ты считаешь, что тебя весь мир должен любить?"

  Ученик: «Вы что, хотите унизить меня?  И что мне теперь, повеситься?»

Учитель: «Нет, я совсем не хочу тебя унизить. Я просто сам считаю, что никто никого любить не должен. И с этим надо спокойно жить дальше».

Думаю, что  у каждого из нас есть множество подобных примеров.

Замечать свои удачные и неудачные высказывания, совершенствовать свои коммуникативные умения мы можем постоянно, а необходимые недостающие общения навыки можно приобрести самостоятельно и с психологом; индивидуально и в группе.

Используя в повседневной жизни приемы и способы конструктивного общения, мы сделаем не только нашу педагогическую, но и жизненную  среду психологически более безопасной и комфортной!

 



Просмотров: 228
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ответ на частый вопрос: «Что мне делать, если мужчина меня не любит?»
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Что делать, если у меня депрессивный МЧ? ответ на вопрос
  • Ты все еще будешь любить меня, когда мне будет 64? Франс М.
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что делать, если ничего не хочется... Несколько слов о мотивации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь