Книга, тренинг, психолог.

      Почему человек обращается к психологии? В основе лежит стремление человека к удовольствию и избегание неудовольствия. Поэтому причиной становится ощущаемый человеком голод по удовольствию. От чего человек получает удовольствие, это зависит от психологии личности клиента (интрапсихический фактор), в данной статье я хочу сфокусироваться на границе контакта личности человека и внешнего мира (книга, тренинг, психолог) – на интерактивных факторах.

Итак, человек не удовлетворен чем-то в своей жизни.

Вариант «А»
– это принятие «Да, мне не нравится, и я хочу изменений». Результат – человек ищет возможности для изменений. Как он это делает?

Сначала анализирует ситуацию сам с собой, опираясь на имеющиеся у него знания, свой прошлый опыт, обсуждает с друзьями, узнает как у них, пробует. Если на этом этапе его надежда «справится без психологии» умирает, но он по-прежнему хочет сам найти выход, то человек берется за книгу.

Вариант «Б» - это переживание ограничения своих знаний «Да, я не профессионал в этой области, мне не хватает информации, почитаю, что пишут специалисты - психологи». Мотивация – требование Супер-Эго никогда не сдаваться, стремление Эго к компетентности, овладению ситуацией. Рассмотрим интерактивное поле человек – книга.

Книга, в ней автор изложил часть своих профессиональных знаний, поделился опытом, это продукт интеграции знаний, опыта и личности автора. Эта статья не исключение, на данном этапе своей жизни, своего развития, личностного и профессионального, я описываю свой взгляд на эту тему. Реальность многогранна, поэтому другой автор эту тему опишет через призму своего субъективного восприятия. По знаниям мы будем не противоречить, а дополнять друг друга.

Итак, человек берет книгу, читает, но книга не может дать обратной связи, она не может инициировать контакт с человеком, здесь полная власть и контроль у человека, этот контакт для него безопасен.

Читая книгу, человек ищет в ней ответы на свои вопросы. Он воспринимает ту информацию, которая не противоречит его мировоззрению, его ценностям; которая не разрушает его внутреннюю картину мира, а дополняет, объясняет его прошлый опыт. Рассмотрим возможные результаты взаимодействия человека и книги.

1) Результат - книга не понравилась, человек ее не принимает.

Последствия:

- «Психология мне тоже не поможет». Здесь надежды уже нет, есть чувство бессилия, признание своих ограничений и, человек останавливается.

- «Что-то в этом есть, но еле уловимое, почитаю другие книги». Здесь есть надежда и человек продолжает искать путь для изменений.

2) Результат – человек нашел в книге объяснения того, что происходит у него в жизни, ему становится легче, уровень тревоги понижается. Варианты:

2.1) Человек может остановиться в этой точке, ему достаточно понимания происходящего, он чувствует облегчение.

2.2) Когда понимания недостаточно, и человек нашел подходящий для себя совет, реализует его в жизни, то имеет дело с последствиями претворения в жизнь этого совета. Здесь тоже возможны варианты:

2.2.1) Человек последствиями доволен, доверие к психологии возросло и, потом в жизни он будет пользоваться услугами психологии.

2.2.2) Человеку последствия не нравятся. Он может остановиться в этой точке, но может и искать дальше, учитывая изменения. Жизненная ситуация уже другая.

Итог – кто-то себя поддерживает психологической информацией в трудные моменты жизни, находя объяснения и советы, понижая уровень неудовлетворенности до переносимого. Но кто-то решает, что ему нужно взаимодействие с людьми и выбирает тренинг или обращение к психологу.

Вариант «В»это переживание распространенности практической психологии, и положительных примеров других людей.  В формировании любого человека «участвуют» несколько факторов:

- сам человек с врожденным темпераментом;

- семья со своими объективными обстоятельствами и субъективным восприятием мира;

- социальное окружение с историческими задачами.

Давайте вспомним, что было в нашем обществе не так давно, был социализм, при котором система ценностей у человека была одна, которая и прививалась в детстве сегодняшним взрослым. В настоящее время система ценностей изменилась, темп жизни ускорился, человеку нужно адаптироваться, а  психика обладает большой инертностью. Чем старше человек, тем сложнее ему меняться. Раньше не было услуг психологов для здоровых людей, психология развивалась в рамках лечения психических расстройств. До сих пор многие люди сам факт обращения к психологу субъективно переживают как собственную неполноценность, не принимая свою индивидуальность, как результат сочетания 3 выше названных факторов.

Эта задача облегчается тренингами, которые сейчас проводятся в школах, в институтах, в организациях. Часто человек принимает в них участие, потому что надо, под уговорами и требованиями других людей. Тренинг всегда посвящен какой-то теме, научению какого-то навыка. Ведущий рассказывает теорию, делится информацией, но в отличие от книги (то же самое можно прочитать), это делает другой человек, своим голосом, интонацией, энергетикой. Здесь есть внешний стимул не остановиться на информации, а поэкспериментировать. При выполнении того или иного задания, человек получает опыт, который переживается телесно, эмоционально и мысленно. Есть возможность задать  вопросы, получить обратную связь о себе от других людей; давая другим обратную связь, понимаешь больше про себя; слушая других людей, узнаешь многогранность данной ситуации. В общем, информацию можно «рассмотреть, понюхать, почувствовать, попробовать на вкус, пожевать» и присвоить себе то, что тебе подходит, а не подходящее можно отвергнуть.

Рассмотрим возможные результаты взаимодействия человека с другими людьми в условиях тренинга.

1) Результат - новый опыт это то, к чему человек стремился, переживание нового опыта не входит в противоречие со старым, и легко дополняет идентичность человека.  Последствия – человек удовлетворен, он доволен собой и тренингом. Повышается вера в себя, доверие к психологии.

2) Результат - новый опыт это то, к чему человек стремился, но удовлетворения не переживает, значит «новое» противоречит старому опыту. Чтобы интегрировать «новое» человеку важно разобраться с тем, что ему мешает, то есть решить свой внутренний конфликт.

Последствия зависят от интенсивности болезненности переживания конфликта, от способности человека выносить сильные чувства, от того, как человек относится к своим чувствам. Но также важно восприятие человеком самого тренинга.

- Если конфликт глубокий, то человек может выбрать остаться со старым, которое безопаснее, а от нового отказаться. Он предполагал, что желаемое ему подойдет, но проверил, и выбрал старое. Теперь отношение к старому изменилось, человек сделал выбор и чувствует себя увереннее.  

- Если человеку удалось пережить чувство принятия его другими людьми, он заметил, что у других это возможно, то из зависти и настойчивости человек продолжает движение к тому, к чему стремился. У него есть надежда, «хочется больше, чем колется», и он выбирает другой тренинг, тема которого созвучна его конфликту. Или он идет индивидуально к психологу.

Здесь имеет смысл сказать о различиях возможностей тренинга и личного общения с психологом.

Тренинг это форма учебы, что не всегда нравится взрослым, которые не любят чувствовать себя учениками. Это зависит от опыта общения человека с учителями. Но многим привычная форма обучения помогает преодолеть чувство стыда от своего несовершенства, учиться не стыдно.

У тренинга общая тема, которая объединяет всю группу, есть ограничения по времени, и не все успевают подстроиться под темп группы. Но это позволяет не уходить в другие темы, а сфокусироваться на одной.

Группа помогает преодолеть сомнения и решиться на риск опыта в безопасной обстановке, но одновременно и ограничивает чувствительность к своей индивидуальности. Это зависит от отношения человека к себе и к миру.

Работа с психологом не ограничена по времени, количество встреч и их частота обсуждаются, и находится правильный режим для данного человека. Правильность определяется состоянием человека, и результатом, которого он хочет достичь. При индивидуальной работе человек сконцентрирован на себе, ему легче предъявляться и познавать себя, свое бессознательное.

                                                                                                                                                   Светлана Фадеева.



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • ИНДИВИДУУМ и МАТРИЦА. Человек-САММ - человек нового тысячелетия?
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Кто победит в будущем человек глупый или человек разумный?
  • Я – человек. Эссе о людях, жизни и психологии
  • Человек как целое и человек как часть
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • Человек разумный или человек целостный?
  • Хороший человек - беззубый человек
  • Человек конкретный и человек «посчитанный»
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Почему человек не принимает себя?
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Человек-результат
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Как понять, какой человек подойдет тебе для жизни?
  • Я БОГАтый человек! Я есть!
  • А у вас есть любимый человек? Сейчас вы узнаете кое-что новенькое!
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Одиночество есть человек в квадрате
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Как обращаться с человеком, у которого умирает/умер близкий человек
  • Человек жив, но в твоей жизни его больше нет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь