|
Книга, тренинг, психолог.Автор статьи: Фадеева Светлана Николаевна
Почему человек обращается к психологии? В основе лежит стремление человека к удовольствию и избегание неудовольствия. Поэтому причиной становится ощущаемый человеком голод по удовольствию. От чего человек получает удовольствие, это зависит от психологии личности клиента (интрапсихический фактор), в данной статье я хочу сфокусироваться на границе контакта личности человека и внешнего мира (книга, тренинг, психолог) – на интерактивных факторах.
Итак, человек не удовлетворен чем-то в своей жизни. Вариант «А» – это принятие «Да, мне не нравится, и я хочу изменений». Результат – человек ищет возможности для изменений. Как он это делает? Сначала анализирует ситуацию сам с собой, опираясь на имеющиеся у него знания, свой прошлый опыт, обсуждает с друзьями, узнает как у них, пробует. Если на этом этапе его надежда «справится без психологии» умирает, но он по-прежнему хочет сам найти выход, то человек берется за книгу. Вариант «Б» - это переживание ограничения своих знаний «Да, я не профессионал в этой области, мне не хватает информации, почитаю, что пишут специалисты - психологи». Мотивация – требование Супер-Эго никогда не сдаваться, стремление Эго к компетентности, овладению ситуацией. Рассмотрим интерактивное поле человек – книга. Книга, в ней автор изложил часть своих профессиональных знаний, поделился опытом, это продукт интеграции знаний, опыта и личности автора. Эта статья не исключение, на данном этапе своей жизни, своего развития, личностного и профессионального, я описываю свой взгляд на эту тему. Реальность многогранна, поэтому другой автор эту тему опишет через призму своего субъективного восприятия. По знаниям мы будем не противоречить, а дополнять друг друга. Итак, человек берет книгу, читает, но книга не может дать обратной связи, она не может инициировать контакт с человеком, здесь полная власть и контроль у человека, этот контакт для него безопасен. Читая книгу, человек ищет в ней ответы на свои вопросы. Он воспринимает ту информацию, которая не противоречит его мировоззрению, его ценностям; которая не разрушает его внутреннюю картину мира, а дополняет, объясняет его прошлый опыт. Рассмотрим возможные результаты взаимодействия человека и книги. 1) Результат - книга не понравилась, человек ее не принимает. Последствия: - «Психология мне тоже не поможет». Здесь надежды уже нет, есть чувство бессилия, признание своих ограничений и, человек останавливается. - «Что-то в этом есть, но еле уловимое, почитаю другие книги». Здесь есть надежда и человек продолжает искать путь для изменений. 2) Результат – человек нашел в книге объяснения того, что происходит у него в жизни, ему становится легче, уровень тревоги понижается. Варианты: 2.1) Человек может остановиться в этой точке, ему достаточно понимания происходящего, он чувствует облегчение. 2.2) Когда понимания недостаточно, и человек нашел подходящий для себя совет, реализует его в жизни, то имеет дело с последствиями претворения в жизнь этого совета. Здесь тоже возможны варианты: 2.2.1) Человек последствиями доволен, доверие к психологии возросло и, потом в жизни он будет пользоваться услугами психологии. 2.2.2) Человеку последствия не нравятся. Он может остановиться в этой точке, но может и искать дальше, учитывая изменения. Жизненная ситуация уже другая. Итог – кто-то себя поддерживает психологической информацией в трудные моменты жизни, находя объяснения и советы, понижая уровень неудовлетворенности до переносимого. Но кто-то решает, что ему нужно взаимодействие с людьми и выбирает тренинг или обращение к психологу. Вариант «В» – это переживание распространенности практической психологии, и положительных примеров других людей. В формировании любого человека «участвуют» несколько факторов: - сам человек с врожденным темпераментом; - семья со своими объективными обстоятельствами и субъективным восприятием мира; - социальное окружение с историческими задачами. Давайте вспомним, что было в нашем обществе не так давно, был социализм, при котором система ценностей у человека была одна, которая и прививалась в детстве сегодняшним взрослым. В настоящее время система ценностей изменилась, темп жизни ускорился, человеку нужно адаптироваться, а психика обладает большой инертностью. Чем старше человек, тем сложнее ему меняться. Раньше не было услуг психологов для здоровых людей, психология развивалась в рамках лечения психических расстройств. До сих пор многие люди сам факт обращения к психологу субъективно переживают как собственную неполноценность, не принимая свою индивидуальность, как результат сочетания 3 выше названных факторов. Эта задача облегчается тренингами, которые сейчас проводятся в школах, в институтах, в организациях. Часто человек принимает в них участие, потому что надо, под уговорами и требованиями других людей. Тренинг всегда посвящен какой-то теме, научению какого-то навыка. Ведущий рассказывает теорию, делится информацией, но в отличие от книги (то же самое можно прочитать), это делает другой человек, своим голосом, интонацией, энергетикой. Здесь есть внешний стимул не остановиться на информации, а поэкспериментировать. При выполнении того или иного задания, человек получает опыт, который переживается телесно, эмоционально и мысленно. Есть возможность задать вопросы, получить обратную связь о себе от других людей; давая другим обратную связь, понимаешь больше про себя; слушая других людей, узнаешь многогранность данной ситуации. В общем, информацию можно «рассмотреть, понюхать, почувствовать, попробовать на вкус, пожевать» и присвоить себе то, что тебе подходит, а не подходящее можно отвергнуть. Рассмотрим возможные результаты взаимодействия человека с другими людьми в условиях тренинга. 1) Результат - новый опыт это то, к чему человек стремился, переживание нового опыта не входит в противоречие со старым, и легко дополняет идентичность человека. Последствия – человек удовлетворен, он доволен собой и тренингом. Повышается вера в себя, доверие к психологии. 2) Результат - новый опыт это то, к чему человек стремился, но удовлетворения не переживает, значит «новое» противоречит старому опыту. Чтобы интегрировать «новое» человеку важно разобраться с тем, что ему мешает, то есть решить свой внутренний конфликт. Последствия зависят от интенсивности болезненности переживания конфликта, от способности человека выносить сильные чувства, от того, как человек относится к своим чувствам. Но также важно восприятие человеком самого тренинга. - Если конфликт глубокий, то человек может выбрать остаться со старым, которое безопаснее, а от нового отказаться. Он предполагал, что желаемое ему подойдет, но проверил, и выбрал старое. Теперь отношение к старому изменилось, человек сделал выбор и чувствует себя увереннее. - Если человеку удалось пережить чувство принятия его другими людьми, он заметил, что у других это возможно, то из зависти и настойчивости человек продолжает движение к тому, к чему стремился. У него есть надежда, «хочется больше, чем колется», и он выбирает другой тренинг, тема которого созвучна его конфликту. Или он идет индивидуально к психологу. Здесь имеет смысл сказать о различиях возможностей тренинга и личного общения с психологом. Тренинг это форма учебы, что не всегда нравится взрослым, которые не любят чувствовать себя учениками. Это зависит от опыта общения человека с учителями. Но многим привычная форма обучения помогает преодолеть чувство стыда от своего несовершенства, учиться не стыдно. У тренинга общая тема, которая объединяет всю группу, есть ограничения по времени, и не все успевают подстроиться под темп группы. Но это позволяет не уходить в другие темы, а сфокусироваться на одной. Группа помогает преодолеть сомнения и решиться на риск опыта в безопасной обстановке, но одновременно и ограничивает чувствительность к своей индивидуальности. Это зависит от отношения человека к себе и к миру. Работа с психологом не ограничена по времени, количество встреч и их частота обсуждаются, и находится правильный режим для данного человека. Правильность определяется состоянием человека, и результатом, которого он хочет достичь. При индивидуальной работе человек сконцентрирован на себе, ему легче предъявляться и познавать себя, свое бессознательное. Светлана Фадеева. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|