|
О подготовке ребенка с сдаче ОГЭ и ЕГЭАвтор статьи: Озерова Людмила Леонидовна
Сдача ЕГЭ и ОГЭ в школе — непростая пора и для родителей, и для детей. В период подготовки к экзаменам подростку необходимо мобилизоваться, спланировать свои дела и заниматься, заниматься, заниматься.. Родителям — создать благоприятные условия, поддерживать и мотивировать ребенка к учебе. В этот стрессовый период всем членам семьи необходимо запастись терпением и выдержкой. Правильным решением в этой ситуации станет обратиться к психологу за услугами психолого-педагогического сопровождения.
Условия успешной подготовки и сдачи экзаменов формируются заранее. Невозможно за неделю, месяц, три месяца овладеть тем объемом знаний, умений, навыков, которые делают человека эффективным учеником. Тем не менее, если вы упустили время и ваш ребенок уже на "финишной прямой", возможно внести хотя бы оптимальные коррективы в его навыки, чтобы оптимизировать процесс обучения. Предлагаю разобраться с некоторыми наиболее важными составляющим учебной эффективности. Соблюдение режима труда и отдыха, здоровый образ жизни, физические тренировки являются основой успешной деятельности каждого человека. Они определяют хорошее самочувствие, активность мозга, крепкую память, ясное мышление. Недостаток сна, питания, тренировок — нарушает работу органов и систем тела, снижает эмоциональный тонус, негативно сказывается на учебе. Поэтому при консультировании проблем, первый вопрос психолога: "Какой образ жизни вы ведете?". И в первую очередь родителям следует оценить какой образ жизни ведет их ребенок. Это их зона ответственности. А вот способы взаимодействия с ребенком, который не желает подчиняться правилам ЗОЖ, обсуждаются с психологом. Управление эмоциональным состоянием. Эмоциональная составляющая на деле оказывается важнее интеллектуальной. Мы знаем массу примеров, когда ребенок прекрасно ориентируется в задачах в нейтральной обстановке, но демонстрирует низкие показатели в эмоционально напряженной, стрессовой ситуации. Вот здесь просто необходима психологическая подготовка, умение управлять своим дыханием, состоянием, мышлением. Чтобы стабилизировать деятельность нервной системы до оптимального рабочего уровня. И эту способность необходимо нарабатывать заблаговременно. Ведь основной проблемой подросткового возраста является как раз эмоциональная нестабильность и ранимость. Перепады настроения управляют поведением подростка в этот возрастной период и им достаточно сложно противостоять без психологической помощи и поддержки. В этом значима роль психолога. Мотивация ребенка к обучению и саморазвитию играет значимую роль в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Оформленная система ценностей и целей подростка, понимание будущей жизни помогает уверенно двигаться в выбранном направлении. Ценность данного понимания в том, что ребенок с детства формирует ролевые формы поведения, овладевает навыками и умениями, создает профессиональный имидж. Если подросток не понимает своего предназначения, то он «плывет по течению». Ему сложно перестроить расслабленный и игривый ритм своей жизни, в которой больший интерес, чем учеба, вызывают ровесники, развлечения, хобби. Он не осознает необходимость овладения знаниями учебных предметов, которые в "будущем не пригодятся". Мотивация к обучению и саморазвитию формируется на психологической консультации. Уровень навыков работы с информацией (анализ, обработка, структурирование, быстрое чтение, быстрая память, составление ментальных карт и т.д. и т.п.) также играют значимую роль в формировании отношения ребенка к учебе. Они определяют насколько быстро, и эффективно он справится с поставленной задачей. Ценность данных навыков в том, что они приносят удовлетворение «сами по себе». При использовании этих методов уже не важно, с какой информацией работает человек, доставляет удовольствие сам процесс их использования. Создается своеобразная зона безопасности, которая выводит из зоны страхов взаимодействия со «сложными темами». Если данные навыки не развиты в достаточной степени, подросток испытывает трудности в обучении. Когда приходит время делать домашнее задание по «сложному» предмету, он чувствует тревогу и сбегает от неприятных чувств, например, серфить в интернете. Решает, что спишет у одноклассников. Подготовку к экзаменам откладывает на дело случая. Существуют специальные школы, в которых психологи и педагоги обучают этим навыкам. Управление временем, планирование и организация учебного процесса — также важный этап в подготовке к экзаменам. Он определит тот факт, что ребенок вовремя изучит все билеты и овладеет необходимой информацией. Ценность этих навыков в том, что человек точно определяет временной промежуток и мобилизуется для реализации задач в его границах. Возникает чувство контроля жизни, снижается уровень тревожности. В этом процессе задействованы механизмы эмоционально-волевой саморегуляции наравне с системным подходом к организации процесса обучения. Ребенок ощущает, что все делается вовремя, в соответствии с планом. Если данные навыки не развиты в достаточной степени, то проявляется беспокойство, неуверенность в себе и внутреннее сопротивление процессу обучения. Не умея конструктивно справляться с этим состоянием, ребенок будет стремиться избавиться от него путем избегания учебы. Навыки управления временем называются тайм-менеджмент. Осваиваются обычно на тренингах soft skills. Благоприятная семейная обстановка, внимательное и заботливое участие родителей в жизни ребенка — самый важный духовный аспект в данной ситуации. Терпимость родителей к эмоциональным срывам, спокойное и мудрое воспитание, безусловная любовь — то, что нужно ребенку. Большинство родителей, как правило, понимают, что подготовка к экзаменам — сложный период для ребенка и стараюсь быть терпимыми. Но сталкиваясь с негативными проявлениями своих детей или с нежеланием заниматься, они не всегда конструктивно реагируют на происходящее. Поэтому поддерживать мир в доме при подготовке ребенка к ЕГЭ или ОГЭ получается не всегда. В этом случае родителям, так же как и детям необходима помощь психолога. Психологическая поддержка в период подготовки и сдачи экзаменов необходима и ребенку и родителям. Ребенку, чтобы упорядочить свой процесс подготовки к экзаменам, овладеть навыками эмоционально-волевой саморегуляции и тем набором гибких универсальных навыков, о которых упоминалось выше в статье. Для того, чтобы сформировать мотивацию к обучению и стремление к саморазвитию личности. Для родителей — чтобы поддержать их морально, мотивировать к терпимости, заботе и мудрости. А возможно что и помочь разобраться в каких-то личных проблемах. Обращаться к психологу за услугами психолого-педагогического сопровождения по подготовке к ОГЭ рекомендуется уже с начала 8 класса. При современных тенденциях жизни становится весьма популярным иметь семейного психолога. Это дает возможность создавать и поддерживать тот оптимальный образ жизни и имидж, который соответствует семейным ценностям. Семейный психолог в этой ситуации способен получать большую информацию о своих клиентах, а значит вводить пролонгированные мероприятия по улучшению их жизнедеятельности. Однако даже при краткосрочных отношениях польза от взаимодействия оказывается весьма существенной. Оставляйте свои комментарии. Обращайтесь за психологической консультацией. С уважением, Людмила Озерова. Иллюстрации к статье — картина Марии Зиминой @mariazimina_arts Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|