В статье рассматривается самомониторинг питания (пищевой дневник) как высокоэффективный метод оценки пищевого поведенияу людей, склонных к перееданию. Метод позволяет эффективно «высветить» особенности пищевого поведения клиента, которые ранее казались неочевидными. При четком выполнении самомониторинг постепенно раскрывает частично неконтролируемое поведение.
Данные пищевого дневника на примере изучения поведения по типу переедания (как патологического, так и нет) дает ответы на следующие вопросы: что точно ест человек во время эпизодов переедания, употребляются ли в это время продукты, которых он обычно старается избегать, в какое время происходит переедание (к примеру, это обычно происходит вечером после работы или только по выходным), что может спровоцировать такое поведение и всегда ли это происходит в схожих обстоятельствах (в состоянии скуки, грусти, одиночества, беспокойства и др.Выполняет ли поведение какую-либо функцию (облегчение напряжения или способа самонаказания)?
Порядок ведения дневника: записи делаются ежедневно, человек должен повсюду носить его с собой, либо использовать для записей электронные устройства (хотя встречаются рекомендации воздержаться от этого, так как люди часто делают слишком краткие записи, упуская важнейшие для данной методики пояснения про чувства и мысли). Записи ведутся продолжительное время, минимальный срок – один месяц. Заполнению подлежат следующие графы: дата; время приема пищи, употребляемые еда и напитки, обстоятельства и место в которых человек ест, чувства, которые он при этом испытывает. Калорийность и объем пищи указывать не следует, поскольку это может способствовать усилению тревоги и оказать негативное влияние на информативность дневника.
Что же отмечают клиенты в процессе ведения самомониторинга:
уменьшение эмоциональной нагрузки пищи (еда как награда или способ снятия напряжения)
попытку уйти от ряда пищевых привычек, к примеру есть сладости, потому что привык так делать в это время. Или традиция пить кофе и есть сладкое с коллегами оказалась желанием держать в руках чашку за беседой и чашка тут эстетически заменяема на стакан воды;
внимание к сигналам организма (определение–какой еды хочется именно в этот момент, горячей/ холодной, твердой/жидкой, мягкой/хрустящей, сладкой/соленой),
развитие навыка отделения эмоционального голода (связанного прежде всего со скукой, прокрастинацией или стрессом) от физиологического, поиск альтернативных копинг-стратегий;
сокращение порций высококалорийной еды, ориентируясь на чувство насыщения;
способность не доедать до конца, а также обращать большее внимание на воздействие некоторых продуктов из привычного рациона на свой организм, не есть «на автомате».
В случае расстройства пищевого поведения добавляется отдельная графа, где отмечается компенсаторное поведение (вызывание рвоты, прием слабительных и мочегонных препаратов). Крайне важной считается любая информация, говорящая о влиянии на решение человека съесть лишнее, о триггерах, запускающих этот процесс, и других факторах влияния. Специалисты подчеркивают необходимость ведения записей сразу после приема пищи, воспроизведение по памяти многими часами позже сильно снижает эффективность метода.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.