Я стою на пути овладения психотерапией и периодически обращаюсь к тому, как более эффективно это делать. Эта статья для тех, кто также как и я задается этим вопросом.
Я обучаю людей в своей другой, первой специальности. Занимаюсь по сути частной переподготовкой людей для того, чтобы они могли начать практическую самостоятельную деятельность в этом направлении либо в качестве сотрудника в организации, либо над собственными проектами. Я выбрал наиболее продуктивный и эффективный на мой взгляд на сегодня метод обучения - метод менторства или наставничества.
Я вижу эффективность менторства в изучении также и других областей знания, в частности, психотерапии.
В области изучения психотерапии есть подобный на первый взгляд термин - супервизия.
Возможно под ним понимается тоже самое, но в целях того, чтобы лучше понимать, чем может являться супервизия, которая мне подходит, хочу расписать то, что я называю менторством или наставничеством.
Метод обучения менторством как я его вижу рассчитан на людей, которые уже стоят на пути изучения, сделали некоторые шаги в этом направлении и осознали обширность информации и связанную с этим трудоёмкость овладения профессией. Проще говоря учились-учились, но до сих пор не чувствуют уверенности в своих силах.
Суть метода в том, чтобы изменить путь, сделать его более практичным. Вместо того (или в дополнение к тому), чтобы изучать всё накопленное знание от основ до сегодняшнего времени, пойти другим путём и воспользоваться накопленным и переработанным опытом ментора и исходя из практических задач учебного проекта впитать знание с подсказками ментора.
Т.е. если говорить в общем, не касаясь конкретной области изучаемых знаний, ментор с подопечным берут некоторый набор инструментов, берут некоторый подходящий учебный проект (или несколько проектов) и подопечный, в контакте с ментором проходит самообучение на практическом проекте, под наблюдением ментора и прибегая иногда к его помощи.
Таким образом в задачи ментора в этом подходе входит следующее:
Подобрать ученику инструменты, которые ментор считает наиболее прогрессивными и эффективным и сам использует при решении практических задач
Совместно с учеником выбрать учебный проект, который бы отвечал и интересам ученика и учебным задачам, которые видит ментор
Начать делать проект, ставя задачи подопечному и контролировать результат
В процессе контроля выполнения задач получать от подопечного вопросы и обратную связь и отвечать на них
Наблюдать за тем, с каким уровнем понимания, легкости/напряженности, скорости, качества задачи решаются. В зависимости от этого направлять подопечного к теоретическим материалам в тех областях, в которых у него проявляются сложности, причем желательно использовать не только свой авторский материал, но и другой теоретический материал, и желательно совершенствовать источники информации, в частности по критерию сжатости, целенаправленности, насыщенности и легкости восприятия предлагаемых материалов. А уж расширить знания по необходимости подопечный сможет сам с помощью имеющегося информационного поля в виде интернет
В процессе проекта ментор должен понимать, что его целью кроме решения непосредственно задач учебного проекта, также является задача в процессе решения познакомить подопечного с по возможности наибольшим количеством инструментов из выбранных областей и применить их к решаемой задаче, соответственно иметь перечень необходимых к изучению инструментов
Соответственно в психотерапии в качестве проекта я вижу решение подходящего по сложности запроса учебного клиента
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.