|
Одна из масок лениАвтор статьи: Смирнова Наталья Сергеевна
"Да ну, неохота..." "А зачем мне это надо?" "Ну и начинать тогда нечего..." Иногда мы слышим подобные высказывания от разных людей. Может за этими высказываниями и стоит искреннее желание ничего не делать. Но все-таки не всегда. В чем же дело? Если человек неоднократно сталкивается с негативным опытом, при котором все его действия не приводят к ожидаемым результатам, у него опускаются руки, иными словами возникает феномен выученной беспомощности.
Эксперимент показал, что если присутствуют три компонента, описанных ниже, человек находится в состоянии выученной беспомощности: 1. Человек заранее считает, что не справится с поставленной задачей; 2. Человек ощущает, что никак не контролирует ситуацию; 3. Человек приписывает неуспех исключительно своим личным качествам, а удачу – стечению обстоятельств. Высказывания-маркеры для определения состояния выученной беспомощности могут служить: «Не могу» (что-то спросить, сделать...) «Не хочу» (менять дискомфортную ситуацию) или "Это не мое" «Всегда» (опаздываю, забываю, теряю...) «Никогда» (не получается сделать что-то вовремя...) «Все бесполезно» «В нашей семье все такие» (семейные послания). Маски беспомощности: чувство усталости, злости, апатии. В поведении человека состояние выученной беспомощности проявляется как показная деятельность или вообще отказ от деятельности; состояние ступора; упорное повторение стереотипных действий; агрессия/аутоагрессия; постановка псевдоцели - деятельность, приносящая ощущение достижения результата (например, не пишу диплом, а мою квартиру). Все это является проявлением тревоги и страха неудачи, неверием в собственные силы. Подобное поведение включается автоматически, бессознательно. Проще говоря - это попытки избежать неудачу. Как и когда начинает формироваться выученная беспомощность Само собой, в детстве (не кидайтесь в меня тапками). Помните анекдот: Мама кричит сыну из окна: - Сема, иди домой! - Мама, я замерз? - Нет, ты хочешь кушать! Родители всецело решают за ребенка, чего он хочет, не учитывая желания последнего ("Мало ли, что ты хочешь!", "Так надо!", "Все хотят, а он не хочет!"), подавление ребенка в период "Я сам!" (возраст около 3-х лет), когда ребенку либо не дают делать самостоятельных шагов и неизбежных ошибок, либо дают сделать только то, с чем ребенок точно справится. Таким образом формируется Лень - результат обучения через негативное подкрепление («нельзя», «не трогай», «не подходи»). Как избежать негативного влияния на формирование поведения ребенка. Развитие поисковой активности - это действия в условиях неопределенности, при которых человек не может спрогнозировать окончательных результатов. Ребенок вынужден учиться на своих ошибках, их исправлениях и собственных достижениях. Хорошую пользу может принести положительное подкрепление - внимание на успешных результатах действий ребенка, т.е. хвалить за то, что получилось, а не ругать за то, что не смог сделать. Здесь доминирующим мотивом будет выступать стремление к успеху. Однако и взрослые люди могут оказаться в ситуации, когда их действия регулярно не оценивают по заслугам. Например, начальник, который игнорирует вклад своего подчиненного в работу, приписывая себе результаты его труда себе или просто «не замечает» положительных изменений в работе, полученных благодаря работнику. Как итог, мотивация сотрудника падает: «А что я напрягаться буду, если ни денег, ни спасибо?» Что же делать, если вы распознали у себя признаки выученной беспомощности 1) признаем наличие данной проблемы 2) при необходимости обращаемся к специалисту 3) узнаем о своих истинных желаниях и потребностях, принимаем их безоценочно, как факт 4) повышаем при помощи психолога или самостоятельно самооценку 5) признаем свое право на ошибки 6) анализируем свои реальные возможности 7) ставим цели для осуществления желаемого 8) берем на себя ответственность за свои действия 9) разрабатываем новую стратегию поведения для достижения желаемого 10) делаем конкретные шаги P.s.
Иллюстрация художника Николетты Чекколи
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|