Одна из масок лени

"Да ну, неохота..."

"А зачем мне это надо?"

"Ну и начинать тогда нечего..."

 Иногда мы слышим подобные высказывания от разных людей. Может за этими высказываниями и стоит искреннее желание ничего не делать. Но все-таки не всегда.

В чем же дело?

Если человек неоднократно сталкивается с негативным опытом, при котором все его действия не приводят к ожидаемым результатам, у него опускаются руки, иными словами возникает феномен выученной беспомощности.

 Эксперимент на студентах

 Исследования Юлиуса Куля (немецкий ученый).

Студентам предлагали решать различные интеллектуальные задачи. Все задачи не имели решения, но испытуемые об этом не знали. После серии безуспешных попыток решить «простые» задачи, сопровождавшихся негативными комментариями экспериментатора о способностях испытуемых, большинство людей впадало в состояние тревоги и отчаяния, так как наносился удар по самооценке. После чего испытуемым предлагали простую, решаемую задачу, с которой они тоже не справлялись, так как формировалась выученная беспомощность.

Ю.Куль предположил, что снижение продуктивности решения тестовой задачи связано с невозможностью быстро избавится от мысли о неудаче. Она остается в активном состоянии, поглощает ресурсы, необходимые для реализации намерения.

Ю. Куль определил выученную беспомощность как нарушение способности преодоления имеющихся трудностей, отказ от каких-либо действий для их разрешения на основе опыта предшествующих неудач в сходных ситуациях.

 Эксперимент показал, что если присутствуют три компонента, описанных ниже, человек находится в состоянии выученной беспомощности:

1. Человек заранее считает, что не справится с поставленной задачей;

2. Человек ощущает, что никак не контролирует ситуацию;

3. Человек приписывает неуспех исключительно своим личным качествам, а удачу – стечению обстоятельств.

Высказывания-маркеры для определения состояния выученной беспомощности могут служить:

 «Не могу» (что-то спросить, сделать...)

«Не хочу» (менять дискомфортную ситуацию) или "Это не мое"

«Всегда» (опаздываю, забываю, теряю...)

«Никогда» (не получается сделать что-то вовремя...)

«Все бесполезно»

«В нашей семье все такие» (семейные послания).

Маски беспомощности: чувство усталости, злости, апатии.

В поведении человека состояние выученной беспомощности проявляется как показная деятельность или вообще отказ от деятельности; состояние ступора; упорное повторение стереотипных действий; агрессия/аутоагрессия; постановка псевдоцели - деятельность, приносящая ощущение достижения результата (например, не пишу диплом, а мою квартиру).

Все это является проявлением тревоги и страха неудачи, неверием в собственные силы. Подобное поведение включается автоматически, бессознательно. Проще говоря - это попытки избежать неудачу.

Как и когда начинает формироваться выученная беспомощность

Само собой, в детстве (не кидайтесь в меня тапками).

Помните анекдот:

Мама кричит сыну из окна:

- Сема, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты хочешь кушать!

Родители всецело решают за ребенка, чего он хочет, не учитывая желания последнего ("Мало ли, что ты хочешь!", "Так надо!", "Все хотят, а он не хочет!"), подавление ребенка в период "Я сам!" (возраст около 3-х лет), когда ребенку либо не дают делать самостоятельных шагов и неизбежных ошибок, либо дают сделать только то, с чем ребенок точно справится. Таким образом формируется Лень - результат обучения через негативное подкрепление («нельзя», «не трогай», «не подходи»).

Как избежать негативного влияния на формирование поведения ребенка.

Развитие поисковой активности - это действия в условиях неопределенности, при которых человек не может спрогнозировать окончательных результатов. Ребенок вынужден учиться на своих ошибках, их исправлениях и собственных достижениях. Хорошую пользу может принести положительное подкрепление - внимание на успешных результатах действий ребенка, т.е. хвалить за то, что получилось, а не ругать за то, что не смог сделать. Здесь доминирующим мотивом будет выступать стремление к успеху.

Однако и взрослые люди могут оказаться в ситуации, когда их действия регулярно не оценивают по заслугам. Например, начальник, который игнорирует вклад своего подчиненного в работу, приписывая себе результаты его труда себе или просто «не замечает» положительных изменений в работе, полученных благодаря работнику. Как итог, мотивация сотрудника падает: «А что я напрягаться буду, если ни денег, ни спасибо?»

Что же делать, если вы распознали у себя признаки выученной беспомощности

1) признаем наличие данной проблемы

2) при необходимости обращаемся к специалисту

3) узнаем о своих истинных желаниях и потребностях, принимаем их безоценочно, как факт

4) повышаем при помощи психолога или самостоятельно самооценку

5) признаем свое право на ошибки

6) анализируем свои реальные возможности

7) ставим цели для осуществления желаемого

8) берем на себя ответственность за свои действия

9) разрабатываем новую стратегию поведения для достижения желаемого

10) делаем конкретные шаги 

 P.s. 

«ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»

Если вы хотите обучить беспомощности своих родных и близких, то постарайтесь максимально сузить их инициативу.

За все дела беритесь сами и сопровождайте высказываниями «Я сам (-а) лучше сделаю», «Да ты же ничего не умеешь», «Раньше учиться надо было».

Если вопреки Вашему желанию, кто-то что-то сделает сам, тут же продемонстрируйте с презрительной улыбкой свое превосходство, прокомментировав «Я так и знала, что у тебя не получиться, смотри, как надо».

Крик. Вот универсальная реакция, на все поступки других. Особенно хорошо действует на детей. Не сдерживайтесь, демонстрируйте другим свое превосходство. Вы же умеете все в этой жизни. Не то, что они. Вам противно кричать? Ну хорошо, не надо. Мы добьемся отличных результатов и без крика.

Окружите всех поистине «материнской заботой». На любые поползновения окружающих что-то сделать реагируйте так: смотрите встревоженным взглядом и приговаривайте «Ой, не надо. Ты устанешь. Тебе тяжело будет. Я сейчас, сам (-а) быстренько все сделаю». Главное показать близким, что чтобы они не делали, результат будет один. Вы его похвалите. Если кто-то совершил плохой поступок, все равно хвалите его, хвалите всегда и за все. Кашу маслом не испортишь.

 Иллюстрация художника Николетты Чекколи

 



Просмотров: 225
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я не могу, у меня лапки". Синдром выученной беспомощности
  • "У меня не получится!" или история о выученной беспомощности.
  • Сознательный оптимизм против " выученной беспомощности "
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как превратить "НАДО" в ХОЧУ или как сделать жизнь в удовольствие?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Надо не любить "надо"... Или, когда начинает хотеться...
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • «Если долго мучиться, то что-нибудь получится» или синдром выученной беспомощности
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда все говорят "надо простить родителей" - надо ли?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь