Почему мы помним о психотравме?

Почему мы помним о психотравме

С вами было так, что в какой-то момент вы резко вспоминаете что-то из прошлого? Что-то так давно забытое? Часто это бывает связано с памятью по запаху. Запах таит в себе самую стойкую память, так как обонятельные луковицы напрямую передают информацию в головной мозг, где расположены центры эмоций и чувств. По себе знаю, что каждый период жизни связан с тем или иным запахом, или ароматом. А может вам приходилось вспомнить о любимом человеке по знакомому аромата духов или дезодоранта?

Поговорим, почему психотравма не забывается и порой напоминает в самые неожиданные моменты в жизни. Для наглядности приведу следующий пример:

Трехлетний мальчик случайно пролил на себя кастрюлю с кипятком и обжог около 60% поверхности кожи. Это критическая цифра, так как смерть наступает при показании 80%. Ребёнка срочно доставили в ожоговое отделение. И долгое время мать и отец не могли попасть к ребёнку. Раньше, к сожалению, родителей не клали с детьми в больницу. Это огромный стресс для ребёнка остаться в один на один с болью вдали от любящих родителей. Жуткая история, и может кому-то даже требуется немного продышаться.
Что же случилось дальше? В итоге ребёнок выжил и раны зажили, оставив рубцы на теле. Рубцы впоследствии стали причиной буллинга в школе. Ребёнок молча принимал травлю на себя и при этом не просил помощи у родителей. Почему же ребёнок не говорил ничего? К сожалению, плачевный опыт о пребывании в ожоговом отделении врезались в подсознание, что в случае опасности родителей нет рядом. Тем не менее, все невзгоды серьёзно закалили характер мальчика и он в итоге закончил с золотой медалью школу, с красным дипломом университет и уже несколько лет работает на пристежной работе по специальности. Женился и с женой обзавелись несколькими детьми: мальчик и девочка.
Однако, по случайному стечению обстоятельств (как это часто бывает в жизни) младший сын опрокинул на себя стакан с кипятком. Ожег оказался незначительный, но родители быстро среагировали и отвезли бедолагу в больницу. Наш герой по иронии судьбы попал в то самое ожоговое отдаление, где был в детстве. И пока он с женой ждали врача увидел в коридоре плачущего мальчика всего перевязанного бинтами и привязанного к столу. Ребёнку было примерно также как ему когда-то. Нашего героя поразило, что никого рядом не было.

Череда событий: ожог сына, то самое ожоговое отделение и плачущий мальчик в коридоре,- воскресили обрывки тех переживаний, которые были связаны с ним самим в детстве. Герой хоть и имел рубцы на коже, но сознательно не помнил ничего о том времени, только по рассказам своих родителей. А тут всплыли картинки, звуки и прочее. Осколки воспоминаний прям впивались в сознание и тут же исчезали. А спустя пару недель у героя проявились панические атаки, которые стали заставать в самых неожиданных местах.

Вы можете спросить, что происходить с ним? Почему память о былом дала о себе знать? Да, с нашим героем произошла психотравма – это смертельно опасный ожог и отсутствие родителей рядом. Детский мозг запомнил это. А после ещё можно отметить хроническое травмирование в детские годы, которое накапливалось. Давай обратимся к нашему мозгу. В мозге есть несколько структур, отвечающие за память.


Какие эти два центра? Первый центр – это два миндалевидных тела – по одному в каждом полушарии. В нем расположен центр отвечающий за обоняние, эмоции и кратковременную память. Когда что-то резкое эмоциональное происходит в жизни, то это моментально попадает в миндалевидное тело. Вся информация здесь представлена в силе эмоций, образов и символов.

Второй центр – это гипоталамус. Он также представлен парными продолговатыми и изогнутыми телами, по форме напоминающие «морского конька» (почему и получил своё название). Это центр, где формируется эмоции, и краткосрочная память переходит в долгосрочную за счёт осмысления. Это целостные осмысленные образы событий, включающие телесное ощущение, чувства, эмоции, мысли, восприятие и контекст происходящего. В отличие от гиппокампа память в миндалевидном теле осколочная и хаотичная.

Что же происходит при психотравме? Вся информация попадает в так называемую лимбическую систему, где как раз и находятся миндалевидное тело и гиппокамп. Вернёмся к примеру выше. Переживания и память об ожоге и отсутствие родителей попадают в миндалевидное тело без осмысления. Ещё является немаловажным, что ребёнку было три года, когда речевая активность до конца не сформированная и процесс осмысления ещё пока затруднён. События как бы «замораживаются» в миндалевидное теле и условно забываются.

Неужели так со всеми психотравмами? Нет, конечно, не каждая психотравма «замораживается» в нашей памяти. Все зависит от возраста, условий обитания, социальных контактов и прочего. Некоторые травмы исцеляются сами по себе. Кто из вас смотрел передачи по каналу Discovery? Видели сюжеты, где гепард или лев догоняют антилопу. Это очень волнительный момент. Но вдруг антилопа вырвалась и убежала. Пробежав достаточное расстояние она останавливается и начинает в течении некоторого времени трястись. Что это за реакция? Это нормальная реакция, когда тело перерабатывает стресс. Через треску тела и вывод жидкостей тело восстанавливается. Человек не далеко ушёл от антилоп, и может естественным отреагировавшем стресса восстановиться и не «заморозить» его в памяти в виде психотравмы. Но, к сожалению, не все травматические события исцеляются таким волшебным образом, и тут без вмешательства специалиста не обойтись.

Что же происходить про психотерапевтической помощи человеку с психотравмой? Как раз специалист помогает осмыслять осколочные воспоминания, которые представлены то ощущениями в теле, то эмоциями непонятные про что, или непонятные и пугающие образы и фантазии. Планомерное восстановление событий, эмоций, чувств, мыслей, восприятия и контекста помогают осмыслению «замороженной» травмы. А переживание и осмысление материала переводит психотравму из миндалевидного тела в гиппокамп. В итоге появляется целостное представление от куда ноги растут и что происходит с человеком. Так и наш герой – провалился в психотравматическое переживание, где триггером ретравматизации послужили случайная вереда трагических событий. А паническая атака – это один из способов справиться от интенсивных осколочных воспоминаний из миндалевидного тела.

Что случилось в итоге с нашим героем? Пройдя курс психотерапии была убрана паническая реакция. Он понял, что послужило торчком к такой бурной реакции. И далее в течение психотерапии был восстановлен полный сюжетный ряд событий, который буквально застыл в памяти не прожив. Все слёзы и крик отчаяния был прожит. Это слёзы и крики не взрослого мужчины, а того мальчика в больнице, оставшись один на один со жгучей болью. Этот процесс можно сравнить со склеиванием разбитой вазы. Осколки это кратковременная память в миндалевидном теле, а склеенная ваза – осмысленная долговременная память в гиппокампе. Вазу склеили и можно вновь в неё наливать воду, но на ней остались швы как легкая грусть о былых трагических событиях.

Надеюсь вам стало яснее, что происходит с психотравмой в головном мозге. Если у вас есть что сказать или рассказать свою историю, впечатления, чувства и мысли, то обязательно делитесь.

© Дмитрий Нещадим
#DNeshchadim #РадиоМост #Новосибирск #МузыкаЖизньАтмосфера

Тема: «Почему мы помним о психотравме?» (Мост Перемен, Вып. 31 от 03.12.2019)

Я – Дмитрий Нещадим, практикующий частный психолог и ведущий радио-проекта #МостПеремен

Вы можете записаться ко мне на консультацию как онлайн, так и очно.

Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Мне важен каждый ваш отклик и мнение!
Подписывайтесь на мой рабочий инстаграм, где я выкладываю свой мысли и другую ценную информацию: d.neshchadim #dneshchadim


Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Память тела
  • Память тела
  • Память тела и ее апгрейд
  • Память наша часто бывает неправа
  • Память тела или Лечение словом.
  • Как я учила скороговорку, или еще раз про память тела и возможности.
  • Тренинг по взаимодействию родителей и подростков "Три узелка на память"
  • Почему память такая дырявая?!
  • Почему при депрессии ухудшается память.
  • Какой бывает память?
  • Как работает память. Почему работает психотерапия?
  • Короткая память. Почему дети чествуют Гитлера и танцуют у Вечного огня
  • Память, мозг и расстановки.
  • Открытие ученых! Память можно переписать!
  • Все в нашей жизни происходит из-за наших родителей, но не по их вине!
  • Тренируем память: несколько ассоциативных упражнений.
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Сознание Правителя. Центр Власти теле человека.
  • Узелок на память или мост в будущее
  • Герой должен быть один // Почему сильному человеку трудно избежать одиночества.
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Память-мазут или как быть дальше
  • Сгорела на работе, светлая память....
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Почему родителям трудно помочь ребёнку-подростку?Аналитическая таблица для родителей.
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Когда у горя нет конца. Переживание потери родителей подростками.
  • Как улучшить свою память: эффективное запоминание лиц и имен
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь