Поводом для написания этой статьи стал случай из моей практики, когда родители подростка, приходящего ко мне на психотерапию, оказались не готовы к его "быстрому" ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ. "Мы рассчитывали на полгода-год", - сообщили мне они...
Да. в сугубо традиционном ключе ко мне на прием пришла девочка в сопровождении родственницы с жалобами на соматоформные нарушения - одышка, сердцебиения, ЖКТ-дисфункция, панические приступы,усиливающиеся в школе, и даже отеки, которые визуально констатировали не только ее близкие взрослые, но и узкие специалисты, к которым девушку водили на обследование.
Моя интуиция уже на первом приеме определила глубину проблемы - конечно, в психосоматике ребенка задействована вся семья. Поэтому шевелить приходится семейную систему. в целом, даже если одно из ее звеньев, как-то ребенок, подвергается психотерапии. И совсем не удивительно, что, по просьбе семьи назначенные психотропные препараты в возрастных дозировках, не снимали ни панику, ни соматоформные реакции, только чуть сглаживали их. А все "волшебство" преображения личности началось именно с психотерапевтических сеансов, когда вскрылась и вербально проговорилась большая обида подростка на его жизнь с родителями мамы, пусть в комфортнейших и в материальном и в моральном плане условиях. Ведь в подростковом возрасте ребенок "как все" сравнивает себя с другими и с болью в душе констатирует, что и у папы и у мамы есть другие семьи, а он, видимо, им "совсем не нужен". А все ровесники живут с родителями, значит они "полноценные, счастливые". В реальности же все, конечно, по-другому. Но мы работаем с восприятием ребенка, которое породило спектр психических и соматических проблем.
И первым этапом психотерапии является РАЗРЕШЕНИЕ человеку прожить эту боль в сопровождении деструктивных эмоций - монстрик выскакивает из норы, льются вовне разные эмоции, испытывается терпение и психотерапевта, и родственников на прочность, из хорошенькой примерной девочки вылезает ПЛОХИШ. Зато исчезает паника, одышки, комки в горле и другая психосоматика. И тут взрослые хватаются за голову и бегут к врачу с просьбой "вернуть все обратно, пусть даже панические приступы возобновятся, лишь бы ребенок стал прежним". Но это первый, очень важный, болезненный этап психотерапии необходим - вскрывается эмоциональный гнойник. А семье требуется терпение, принятие ребенка, мягкий контроль за ним (он ведь в знак уже активного протеста в подростковом-то возрасте может и закурить, и бутыли пивка притащить в рюкзаке в дом и куражиться всю ночь в своей комнате. "Знай наших! Вот я какой!" и другое). Поэтому родственники должны быть готовы пройти с ребенком отрезок его эмоциональной боли с хаотичным нерациональным поведением.
Но второй этап психотерапии ребенка (подростка) тоже не из легких для всей семейной системы, включая бывших супругов в данном контексте. У подростка начинает укрупняться самооценка, сообразно которой он формирует новое поведение в жизни. "А почему бы мне почаще не навещать маму-то, ведь мама она мне? Да, поеду на выходные к ней в гости." А там ребенок от второго брака начинает бессознательно "гостью по крови" вытеснять из семьи, отчим заволновался -новые отношения формируются. А девушка уже не стесняется своих потребностей в общении с РОДНОЙ МАМОЙ. Она пресекает ранее негласно организованные психологические игры. И в семье ее мамы начинаются не всегда радующие (на первый взгляд) психологические пертурбации. Но поверьте, что со временем все встанет на правильное место и заиграет красками счастья и любви.
И вот пятый сеанс у нас (не в пример сто пятому), а девчонка уже размышляет о том, чтобы начать общаться и с папкой, который между прочим и трудоустроен, и благообразен, и сейчас она не видит в нем жесткого обидчика ее мамы, она тянется к нему, ведь даже внешне похожа, и характером с ним схожа. И вот - встреча с папой - и весело, и вольготно ей со своим отцом - в кино, в кафе сходили с ним, купил он ей и музыкальный инструмент. И сам отец ликует от того, что с дочкой сблизился и норовит скорей ее в свой дом он пригласить и подружить с гражданской женой. Вот так вот развернулась жизнь у девушки. Она не отторгаема - востребована папой с мамой, от того и счастлива, готова деда с бабушкой забыть.
Во всей семейной системе началась колоссальная психологическая перестройка. Тогда на авансцену вышло преданное внучке, но обиженное поколение - и дедушка и бабушка заболевают в одночасье тяжелейшей ОРВИ на несколько недель и возвращают внучку в свое окружение. И теперь работа предстоит с пожилым составом семьи, что отдали родимой внученьки всю силу и любовь и подсознательно совсем не готовы делить ее с другими, пусть своими детьми родными. Уж лучше бы она в панических атаках рядом с ними скромницей жила-была. А тут так расцвела, решительной такой стала! И как-то, встретившись взглядом с бабушкой, при внешней словесной ее благодарности, я увидела в свою сторону ...ненависть. Да, знайте, вот такая наша качественная психотерапия! И она вправе бессознательно меня ненавидеть, ведь все люди эгоцентрики, и она не исключение. Бабушка была "жертвой" на пьедестале, главой всей семейной системы, пока не привела внучку ко мне за "помощью", последствия которой она не представляла. И теперь этой женщине предстоит выбор - либо усилиями дьявольского Эго вернуть любым путем свое главенство, либо довериться живительному потоку мудрой жизни - стать частью "МЫ" и радоваться взрослению любимой внучки.
И третий важнейший этап психотерапии - когда вся семья принимает изменения в ребенке, перестраивается с учетом этого и осознает, что вышла на более высокий уровень психологического и социального функционирования. Бывшие супруги даже через дочку начали приветы друг другу передавать и подарочки маминому второму ребенку. А еще девочка в глазах папы и мамы сердцем прочитала сохранившиеся чувства друг к другу. Да, они по характеру не могут быть вместе, поэтому с каждым из них свой подходящий для жизни партнер. Но никто не запретит ей, уже любящей обоих родителей, доброй доченьке мечтать... о том, как хорошо было бы им всем вместе, если бы они, ее родители, помудрели еще в молодости, сумели почувствовать друг друга и измениться во имя близкого человека. Кстати, она решила в будущем стать психологом и помогать людям сохранять семьи...