Настольные расстановки с фигурками

 Настольные расстановки с фигурками


Системные расстановки в группе – зрелище завораживающее. Простота с которой находятся эффективные решения – поначалу воспринимается как чудо. И только по прошествии времени начинаешь понимать, что все это результат продуманной технологии. Если найденное решение вписывается в вездесущие законы природы, то клиент довольно быстро чувствует облегчение на эмоциональном уровне, а через некоторое время и вся симптоматика облегчается.

 

Естественно, психотерапевты не всегда имеют возможность собирать группы для тестирования тех или иных системных решений. И закономерно пытаются перенести то, что они видели в группе в индивидуальную работу с клиентом.

 

Вместо заместителей в ход идут напольные якоря и самые разнообразные предметы: листочки бумаги, подушки, предметы, коврики, мягкие игрушки. Расстановщик гуляет по напольным якорям и входя в ту или иную роль очень точно воссоздаёт реалии семейной системы для клиента. Но некоторые расстановщики пошли дальше. Они пространство комнаты, пространство расстановочного поля смогли разместить в границах столика в кафе, шахматной доски, песочницы. Настольными фигурками могут служить даже солонки и чашки в кафе (всё, что окажется под рукой), но чаще используют специальный куколки и фигурки.      

 

По большому счету, фигурки могут быть любыми.  Важны только два критерия для выбора фигур: 1) терапевту должно быть удобно с ними работать; 2) они должны быть максимально безличные, чтобы клиент мог на них спроецировать как можно больше своего эмоционально-образного материала, чтобы его ничто не отвлекало; 3) в некоторых настольных расстановках полезно различать на уровне фигурок мужчин и женщин, взрослых и детей.  

 

Конечно важно помнить, что родиной настольных расстановок с фигурками является классическая семейная расстановка с заместителями. Чтобы эффективно использовать расстановочные интервенции на столе с фигурками терапевт должен иметь опыт групповых расстановок. Скажу больше, и клиенту тоже полезно опыт больших расстановок иметь, чтобы лучше понимать смысл происходящего в маленьком пространстве стола.

 

Когда приходит к терапевту клиент и заявляет проблему (здоровье плохое, деньги не идут, отношения страдают, что делать не знаю), терапевт выбирает наиболее подходящие инструменты для оказания помощи.

  • Если человеку нужно просто подсказать готовые решения, осознать и отпустить ограничивающие убеждения – это происходит в режиме психологической консультации. Можно привлечь опыт и других специалистов – массажиста, остеопата, диетолога, эндокринолога, гомеопата, сексолога, коуча, гипнотерапевта и др. В конце концов есть такие сферы человеческой жизни, когда более опытный человек может просто научить менее опытного.
  • Если человеку надо проработать биографические травмы – это работа с травмированной (раненой) и выживающей (оборонительной) частями личности, это насыщение ресурсами и отреагирования сильных негативных эмоций, это восстановление целостности. Это работа для психотерапевтов.   
  • При малейшем подозрении на суицид и острый психоз – сразу направляет клиента к психиатрам (медикаменты помогают снять остроту приступа).

 

У расстановщиков своё место, свой этаж работы с клиентом. С одной стороны, клиент должен быть достаточно взрослым, зрелым и социально адаптивным, чтобы воспринимать свою семейную систему в её целостности и взаимосвязи, а с другой стороны, у него должна быть выражена мотивация к изменению своей жизни к лучшему. Расстановщик, по сути, занимаются, прежде всего, тем, что помогает клиенту увидеть «с высоты птичьего полета» сложную конфигурацию системных взаимосвязей, которые привели к негативным последствиям. И после это предлагает возможные варианты хорошего решения (интервенций), которые приносят облегчение.

 

От клиента в расстановках требуется осознанный выбор и последовательные действия по воплощению данных решений сначала в пространстве расстановки, а потом в жизни. Расстановка нужна тогда, когда нужно что-то в системе привести в порядок: вспомнить и вернуть уважение и достоинство исключенным членам семьи, прекратить повторения и влияние негативных сценариев страдания и вины, разгрузить от чужих ролей, развернуть человека от смерти в жизнь, поставить его на своё место в семейной системе.   

 

Как всё происходит в настольной расстановке с фигурками

 

Для начала в предварительном интервью, необходимо установить хороший доверительный контакт с клиентом (раппорт), собрать информацию о важнейших событиях в семье, о которых помнит клиент. Многие гипотезы рождаются у терапевта-расстановщика именно в этот момент предварительной беседы. Кроме подробного инструктажа о процедуре сессии, расстановщик может рассказать клиенту несколько историй о том, как это происходило у других клиентов. За одно проверяются эмоциональный и невербальные реакции клиента, уточняются первоначальные гипотезы расстановщика, проясняется основная тема запроса.

 

Терапевту-расстановщику важно быть открытым, создавать и поддерживать безопасное пространство несуждения и всепринятия в отношении истории клиента и его семейной системы. И тогда семейная система сможет провести через него столько содержательной информации, столько «сока», сколько нужно для прогресса клиента. Открытый всепринимающий расстановщик получает образ «системной динамики» семьи, осложняющей жизнь клиенту, затем получает подсказки относительно правильного решения, и даже конкретные разрешающие фраз, которые ведут клиента к освобождению из плена негативных связей. Всё это как бы приходит к нему как подарок за открытость и уважение семейной системы. Но потом все эти подарки, любая информация в обязательном порядке перепроверяется на основании одного простого критерия. Если шаги сделанные на основе гипотезы привели к согласию клиента облегчению его состояния, значит гипотеза была адекватна. Если согласия и облегчения у клиента нет – нужно искать и проверять другую гипотезу. Важно не входить в брак с гипотезой. Простой и гениальный метод подбора вариантов. Какой сработает таким и пользуемся.  

 

Очень интересен сам процесс выставления фигурок. Клиент копошится в кучке фигурок и по каким-то своим критериям выбирает те или иные для обозначения на пространстве стола персонажей своей семейной системы. По сути этот процесс копошения – один из способов погрузиться в достаточно глубокий транс. Клиент проецирует на фигурки свои представления о каждом персонаже. Важно, чтобы он делал это молча, сосредоточенно, ничего не объясняя, не привязывая образ ситуации к какой-то конкретной дате или эпизоду, не из головы, а исходя из внутренних ощущений.

 

Конечно можно долго спорить о том, сколько в этом образе истины, а сколько проекции клиента? Объективная картина показана на столе или субъективная?  Для нас это просто исходный материал, образ, который отражает внутреннюю реальность клиента на данный момент. До сего момента, эта реальность приводила к негативным последствиям, и расстановщику нужно преобразовать, трансформировать её так, чтобы облегчить ситуацию клиента.

 

Сложность настольной расстановки состоит в том, что фигурки молчат. Терапевт сам пропускает через себя ощущения каждого персонажа композиции (иногда это происходит довольно бурно!). Но помимо задачи прочувствовать каждого персонажа, нужно увидеть и общую картину «с балкона».

 

Терапевт озвучивает всё важное, что открылось в первоначальном образе настолько расстановки, соотнося всю полученную информацию с информацией извлеченной из первоначального интервью с клиентом.

  • Фигурки стоят тесно, одной кучей – это одно. Фигурки разбросаны по разным концам пространства – совершенно другое.
  • Смотрят друг на друга или не смотрят.
  • Фигурка стоит или фигурка лежит.
  • Один против всех или один вдали от всех.
  • Все фигурки смотрят в одно пустующее место и т.д.

 

Если наблюдения и замечания терапевта попадают в цель, отражают что-то действительно важное в семейной системе клиента, клиента это «цепляет». Порой довольно бурные процессы отреагирования клиента разворачиваются сразу после взгляда на первоначальный образ, который у него получился.

На этапе трансформации образа в настольной расстановке происходит примерно то же самое, что и в обычной расстановке.

  • Можно переставить фигурки в правильном порядке (старшие за спинами младших, мужчины в парах справа, женщины слева).
  • Можно произнести разрешающие фразы, обращаясь к той или иной фигурке (важно в этот момент держать в воображении образ реального персонажа семьи).

Настольная расстановка прерывается либо с получением итогового образа и состояния, которое воспринимается клиентом как ясность и облегчение. Или когда из образа расстановки уходит энергия (момент, когда образ ситуации не «цепляет» ни клиента, ни терапевта).  

 

Преимущество настольной расстановки:

  • Личные истории заместителей не влияют на клиента и образ расстановки.
  • Хорошо воспринимается интровертами и социофобами.
  • Более управляемый и предсказуемый процесс.

 

Недостаток настольной расстановки:

  • Нересурсное состояние клиента (находится в детской позиции, ожидает, что всё сделают за него другие); 
  • Шаблонный подход расстановщика может помешать увидеть уникальность образа расстановки в данном конкретном случае;
  • Терапевт может иметь свои «слепые» пятна, а других заместителей способных это компенсировать рядом нет.
  • Клиент может сильнее перетягивать терапевта на свою точку зрения.

 

Кстати уже упомянутый выше недостаток – фигурки молчат – может быть вполне компенсирован тем, что при необходимости расстановщик может специально попросить клиента назначить его тем или иным персонажем и побыть в его роли несколько минут для получения дополнительной информации через телесные ощущения.  

 

Суть процесса изменений

 

Настольная расстановка с фигурками может быть просто прекрасной проективной методикой для диагностики ситуации клиента. Но кроме этого на столе создается пространство исследования и трансформации, в котором вся семейная система входит в резонанс с клиентом и терапевтом (Это порой очень ярко проявляется на уровне телесных ощущений как волны колебаний). Именно за счет такой мощной и глубокой вовлеченности клиента и расстановщика в «знающее поле семьи» работа с фигурками оказывает мощнейшее трансформирующее воздействие на клиента.

 

Чтение пьесы может увлечь, но участие в театральной постановке охватывает вас целиком, и создает внутри намного более глубокое впечатление.

 

Так и в расстановке с фигурками, клиент вместе с расстановщиком открываются чему-то очень важному, очень глубокому, очень мощному в семейной системе, извлекают из этого важную информацию, трансформируют ситуацию в сторону облегчения, оздоровления, правильного порядка.

И жить становится легче.

Жить становится веселее.  



 



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Через образ к чувствам клиента.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Как определить образ жизни клиента?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Системные расстановки: клиент, расстановщик и поле.
  • Нужно ли сопровождать клиента после консультации
  • Дневник клиента. Образ Я. Арт-терапия на практике.
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Зависимость гипотезы психолога от запроса клиента
  • Индивидуальная расстановка Внутреннего Ребенка (и не только) на фотографиях клиента
  • Агрессия клиента: как быть
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • Нужно ли мотивировать клиента?
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь