Важное напоминание, которое, возможно, многим стоит распечатать и повесить на видное место: никто не хочет вам навредить. Безусловно, мы не рассматриваем психопатические и прочие подобные состояния.
В это трудно поверить, но если в ответ на какие-то действия или слова другого человека у вас возникают негативные эмоции, чаще всего вы — лишь случайная жертва, а обидчик реализует собственные потребности (о которых вы зачастую не знаете). Просто вы попали в зону поражения.
Окружающие не умеют читать мысли, не всегда могут считать намёки и мимику. Основное, что мы можем сделать — это сообщить задевшему о своих эмоциях.
Наиболее эффективная схема обратной связи выглядит так:
Человек что-то совершает
↓
У нас возникает эмоция
↓
Мы осознаём эту эмоцию
↓
Сообщаем о ней человеку
↓
Предлагаем ему инструменты, как в будущем избежать подобного.
Здесь несколько ключевых моментов:
Эмоция. Не всегда с первого раза получается определить, какую именно эмоцию мы сейчас испытываем и в ответ на какое именно действие. Но навык распознавания тренируется. По большому счёту, все эмоции можно разделить на четыре: печаль, страх, радость и злость. Каждая из них имеет множество оттенков, которые охватывают бо́льшую счастью нашего эмоционального фона.
Сообщение об эмоции. Здесь важно помнить, что не человек вызвал у вас какую-то эмоцию — эта эмоция возникла в вас в ответ на какое-то его конкретное действие. Не "ты меня разозлил", а "я разозлился, когда ты это сказал". Очень важно понять самому и дать понять человеку, что именно вызвало в вас эмоцию, и сформулировать это через я-высказывание. Только тогда дальнейший диалог будет продуктивным.
Дать инструменты. Когда вы сообщили человеку о конкретном отклике на его конкретное действие, надо вспомнить, что он всё ещё не умеет читать мысли, и с большой долей вероятности не знает, как в дальнейшем поступать иначе, чтобы вновь не вызвать в вас такой реакции. Поэтому следом за сообщением о вашей эмоции должно следовать не абстрактное "не делай так больше", а конкретное "мне будет спокойнее/приятнее, если в будущем ты будешь делать [так]". Это сложно, тем более в моменты эмоциональных пиков. Но это работает!
И не стоит забывать дать обратную связь, когда вам делают что-то приятное: "я почувствовал себя счастливым, когда ты это сказал. Пожалуйста, говори так чаще".
Научиться давать грамотную обратную связь — сложно. Ещё сложнее начать её применять в нужный момент. Но это инвестиции, которые точно окупятся.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.