|
Морфология детских истерик.Автор статьи: Байбородова Ольга Сергеевна
Продолжаю тему детских истерик. Что такое истерика? В медицине под термином «истерика» подразумевают – нервный припадок, потерю самообладания, срыв работы механизмов высшей нервной деятельности, сопровождающийся судорогами, слезами, криками, разнообразными двигательными, вегетативными и аффективными реакциями. В бытовой, повседневной жизни понятие «истерика» обычно мы употребляем для обозначения демонстративного, возбужденного, капризного детского поведения, которое возникает у ребёнка в моменты несовпадения его желаний и реалий внешнего мира. Фраза детские истерики и в голове у каждого человека всплывают картинки орущих, плачущих, валяющихся на полу, вырывающихся из рук детишек. Некоторые родители истериками называют и затяжное нытье, когда ребёнок долго и монотонно страдальческим тоном взывает к помощи. Однако это всё же внешнее описание этого процесса. Наша задача разобраться с внутренними механизмами образования истерик. На просторах интернета встречается множество заголовков привлекающих внимание родителей, столкнувшихся с частыми истериками своего ребёнка. Как успокоить ребёнка за 5 минут. Как реагировать на детскую истерику? 10 способов успокоить ребенка! Акцент в подходе к истерикам сводится с системного понимания этого явления к частному случаю самой истерики. Получается главное не допустить и остановить крайне неудобное и выматывающее родителей поведение, а не разобраться в чем особенности психики данного конкретного ребёнка и почему он так реагирует на малейшие препятствия. С вопроса как успокоить, как реагировать мы переходим на вопрос почему психика, прибегает к такой форме реагирования на внешние воздействия? Ведь по сути сам процесс истерики – это уже кульминация некоего сценария внутри ребёнка. Это следствие уже произошедших психологических процессов, это следствие всей истории развития ребёнка включая внутриутробное развитие, роды и первые годы жизни ребёнка. Без учёта всей цепочки развития ребёнка, нам сложно будет эффективно и индивидуально влиять на склонность ребёнка к истерикам. Бытует мнение, что дети перерастут, это возраст, или что ребёнок так себя ведёт пока не умеет говорить. Но как показывает практика, истерики перерастают в другие, ограничивающие развитие ребёнка, формы реагирования на препятствия. Речь сейчас идет о действительно систематических истериках у детей от 1,5 до 6 лет. Истерики бывают разные по глубине воздействия на организм и по механизму возникновения. Глубокая, наиболее разрушительная для организма, истерика – это кратковременное прерывание потока текущего сознания ребёнка. Именно такая фаза истерики приводит к более травматическим для психики последствиям. В этой фазе истерики происходит срыв работы механизмов высшей нервной деятельности, длительность фазы может продолжаться от мгновений до десятков секунд. Это не контактная истерика, ребёнок находится в полной потере себя. Определить момент этой потери довольно сложно, под силу только квалифицированному специалисту. Вывести ребёнка из такой истерики можно влияя на первую сигнальную систему, на другие органы восприятия, к примеру холодная вода, похлопывание по щекам, резкий запах. Эти раздражители должны быть достаточной силы, чтобы восстановить потерю потока сознания через другую сигнальную систему. Затем состояние ребёнка уже выходит на контактную истерику, то есть он уже вас видит, слышит и реагирует своим поведением на внешние изменения среды. Острая фаза истерик встречается достаточно редко, в основном мы имеем дело с контактной фазой истерик. Острая фаза истерики характеризуется потерей себя, прерыванием деятельности высшей нервной системы. Контактная фаза истерики является защитной реакцией индивидуума на угрозу потери себя. То есть сознание ещё сохраняется, но психика уже сообщает в форме плача, криков, нытья, что у ребенка нет собственных ресурсов для преодоления внешнего препятствия. Сейчас будем расшифровывать на конкретных примерах. Вы с ребёнком пришли в магазин, он увидел игрушку, он её взял, посмотрел, пощупал. Понравилась! Вам пора уходить, и вы говорите малышу, игрушечку давай на место поставим, она не наша и т.д. И тут начинается бурный протест, плач, паданье на пол, хватание за игрушку, за уходящую маму. Ещё один пример, вы с ребёнком гуляли, уже собираетесь уходить с площадки и тут ребёнок увидел, как кто-то катается на качели, на горке и устремляется туда. Вы его останавливаете, со словами, что пора домой. Результат истерика. Истерика может начаться, если кто-то сел на стул, который уже приметил для себя ребёнок, если кто-то откусил кусочек яблока и теперь оно нецелое! Мама не берёт на ручки, папа не подождал и пошёл вперёд, забрали игрушку, не дали игрушку, дали, но не ту, хочу идти именно в эту, в эту сторону! Истерика может начаться абсолютно на любое внешнее препятствие, на любое нарушение течения внутреннего порядка ребёнка. Что объединяет все вышеперечисленные примеры ситуаций детских истерик? В каждой из этих ситуаций сознание ребёнка связало себя, через органы восприятия, с каким-либо предметом, человеком или позитивным впечатлением. Буквально ребёнок отождествляет, сращивает своё «Я» с этим притягательным для него предметом, действием, человеком. Что происходит, когда игрушку забирают, когда прерывают желание бежать на качели? Происходит угроза потери себя, угроза расставанию «Я» ребенка, с тем, с чем он себя отождествил в данный момент. Ведь здесь и сейчас «Я» есть игрушка, конфета, мама. Ребенок начинает плакать, протестовать, производить бурные физические действия – это всё защитные реакции на угрозу потерять себя. Острые, глубокие истерики в основном связаны с родовыми травмами, с сильными стрессами, психологическими травмами. Бытовые (контактные) истерики в основном связаны с формами воспитания и средой, в которой ребёнок развивался. Формы воспитания предопределяют склонность ребёнка к использованию защитных, истерических форм поведения при внешних препятствиях. Продолжение следует.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|