Детские страхи и работа с ними. Техника « Моя Страна».

Детские страхи и работа с ними Техника  Моя Страна

     Виталику 6 лет, его за руку приводит на прием мама, которая беспокоится о том, что " мы всего боимся".
" Мы"- это ,видимо, симбиотический альянс мамы и Виталика.  Ребенок не выглядит подавленным, зажатым, на вопросы отвечает бойко, рисуночные тесты выполняет   с интересом. Но маму волнует

" нормальность" сына, так как он постоянно всего боится.  

     Когда был помладше его пугали  дворовые собаки и темнота, сейчас стал бояться потеряться в супермаркете, не любит оставться дома один.

Очень часто родителей  тревожат детские страхи. " А вдруг с ребенком что-то ненормально", задают вопрос бдительные взрослые.

 

    На самом деле,   страх, этот извечный спутник человека, помогает ему выжить на всех этапах онтогенеза. Когда возникает угроза биологическому или социальному существованию, не важно, является ли она реальной или только воображаемой, возникает страх.

     Мы боимся, ожидаем  угрозу и начинаем искать пути ее преодоления, включая реакции борьбы либо бегства.  Но иногда, начиная с детского возраста, происходит обратная реакция, когда ребенок словно впадает в ступор ,и страх становится тормозящим активность переживанием, делая ребенка слабым, зависимым, беззащитным. Тогда страх включается в невротический защитный механизм и тормозит развитие личности ребенка и именно этот момент нужно пытаться контролировать.

 

        Нужно отметить, что большинство  детей  имеет страхи.

 Эти страхи вполне могут являться адаптивным фактором развития ребенка если :


• страх мобилизует активную деятельность

 


• является регулятором проявлений агрессивности ребенка ( страх наказания)

 


• помогает выделить и запомнить опасные явления жизни, что в будущем даст возможность избежать опасность.

 

                  Детские страхи можно разделить:


• исходя из степени их выраженности на -  легкое опасение, боязнь чего-либо, испуг и ужас.

• по предмету страха- темноты, остаться одному, змей и т.д.

• по клинической картине- шизоидный страх ( страх быть поглощенным, страх аннигиляции), невротический страх (страх быть отвергнутым, потери объекта), нарциссический страх ( утратить свое лицо и стать ничтожным)

• по осозаванию ( сознательный и бессознательный).

До трех лет, пока у ребенка еще нет границы Я и Другой, страх чаще всего бывает неосознанным. Зато в старшем дошкольном возрасте интенсивность страхов становится максимально выраженной.

 

          Каковы причины детских страхов?

 Вообще, любая травматическая ситуация в жизни ребенка может оставить после себя след из тревоги и страха. Если на ребенка, к примеру, кинулся соседский пес, то может появиться невыносимый ужас при виде собак, но только у тех детей, которые являются конституционально предрасположенными к такой реакции: тревожным и мнительным.

То есть, предрасположенность к страху может выступать как врожденная особенность, но может также развиться с помощью негативной внутрисемейной обстановки:


• ссоры между родителями, когда ребенок чувствует вину за них и боится, что является причиной неприязни.

 


• авторитарный стиль воспитания  и гиперопека, когда ребенка постоянно удерживают от потенциальной угрозы

 


• эмоциональная депривация и отторжение ребенка значимым близким

 


• выраженная тревога у матери

 


• неполный состав семьи

 


• ранняя сепарация от матери либо симбиотические отношения

 

Как отличить страх патологический от страха "нормального" возрастного страха

В случае,если  благодаря страху возникают препятствия в общении, социальная дезадаптация, ребенок отказывается от некоторых форм активности исходя из искаженного представления об ее опасности, возникает избегающее поведение, психосоматические симптомы, мы можем говорить, что этот страх патологический.

              Естественные возрастные страхи:

от 0 до полугода-  пугают резкие, громкие звуки, хаотические движения. Беспокойство возникает, если базовые физиологические потребности ( тепло, сон, пища) не выполняются. 

 

 от 6 месяцев до года- ребенок пугается незнакомых людей, когда мама оставляет его, когда происходит смена обстановки.

 

от года до 2 лет- ко всем вышеперечисленным страхам прибавляется страх получить травму, так как активно развивается двигательная активность. Особо заостряется страх разлуки с мамой. 

 

два- три года- к  страху разлуки добавляется боязнь эмоционального отвержения со стороны значимого другого. В этом возрасте проявляются страхи природных явлений- грозы, молнии. Ночью ребенок боится появления трицательных сказочных персонажей. 

 

3- 5 лет- ко всем предыдцщим страхам присоединяется триада- одиночества, темноты и замкнутого пространства. 

 

 5- 6 лет- пугаются страшных снов, монстров

 

 6-7 лет- максимальная выраженность страха, связанное с появлением у ребенка чувства времени и пространства. Он знает уже ,что  люди умирают, и отчаянно боится потерять членов своей семьи и умереть самому. Актуализируются социальные страхи, страхи, связанные со школой.

 

7-8 лет - ребенок страшится ошибки на уроке, конфликтов с одноклассниками. 

 

8- 11 лет- инстинктивно- детерминированные страхи сочетаются с социальными: 

страх не быть соответствующим принятым нормам, страх смерти родителей.

 

11- 13 лет- появляются социальные фобии: прослыть неудачником, белой вороной,  быть отвергнутым компанией приятелей. Страх физических изъянов, непривлекательности.  

 

13-16 лет-  страх не быть собой,так как с одной стороны подросток стремится сохранить свою индивидуальность, а с другой- принадлежать группе.

Появляются страхи своего тела и его изменений- у девочек появление менструаций, у мальчиков- поллюций. Особенности подростковых страхов  в том, что они тщательно скрываются и воспринимаются подростком как нечто болезненное и постыдное.

 

   Получается,что страхи сопровождают ребенка постоянно в процессе развития.  С некоторыми из них ничего не нужно делать, они проходят с возрастом, но с теми, что мешают ребенку нормально развиваться, работают психологи.  Некотрые техники вполне могут использовать и сами родители.

 

Приведу пример одной из техник для проработки страхов у детей старшего дошкольного возраста.

 

 Упражнение на определение угрозы и осознавание своих чувств:

                                " Волшебная страна"

         Предлагаем ребенку построить из игрушек его Страну ( проекцию внутреннего мира) , где бы жилось ему весело и безопасно.

        В качестве  фундамента используется лист бумаги, а в виде строительного материала - монетки, коробки, камушки, все, что есть на столе у психолога.     Когда ребенок заканчивает строительство, нужно очень подробно распросить его об этой стране.


• Кто живет в ней?

• Какие правила установлены?

Обращаем внимание на границы Страны, четко ли они обозначены или вообще отсутствуют.

      После того, как ребенок описал свою Страну, спрашиваем, с какой стороны его миру угрожает опасность. В месте опасности просим расположить еще лист бумаги. Ребенок сам выбирает направление опасности, проектируя

свои тревоги и страхи. Спрашиваем :


• Что находится ближе всего к месту опасности?

• Известно ли об опасности жителям Страны?

Когда ребенок отвечает на эти вопросы, он исследует свою запретную зону и выносит на белый лист бумаги проекции  страшных для него образов. Он рисует эти образы на белом листе опасной зоны. Психолог же изучает эти появляющие образы и  уточняет их особенности.

 


• какой вред могут причинить недобрые соседи его стране?

• что заставляет злые существа угрожать хорошим соседям?

• хотят ли они вообще разушить его Страну?

 

Иногда оказываетя, что неприятель просто не видит никаких границ между государствами. Тогда спрашиваем:


• что нужно сказать врагам, чтобы они держались подальше от добрых людей?

        Признание того, что границы нужны для разграничения себя и внешнего мира может оказаться самым важным выводом для ребенка.

Мир разный : он может быть и хорошим и плохим, и ребенок должен научиться показывать другим и себе, где проходят границы его личного пространства.

        В ходе этого упражнения иногда выясняется, что враги хотят " сжечь" хорошую Страну дотла, тогда нужно работать с внутреней агрессией и невозможностью ее принятия в себе. В этом случае, предлагаем ребенку провести переговоры с одним из врагов, во время которых проясняем самые пугающие моменты окружающего мира. Задача диалога- заключение перемирия с проективной агрессией.

Может выяснясниться, чтот соседи у Страны на самом деле мирные и нужно бы расширить границы, тогда работа идет с прояснением его отношений со значимыми другими.

      На завершающем этапе работы ребенку предлагается показать те действия, которые совершают враги.Важным моментом является принятие своей агрессиии и призание права использовать ее в для своей  же защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 280
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Страхи. Страх темноты.
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Страх быть похожей на свою "маму-нарцисса".
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Женские страхи: страх одиночества
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Естественные страхи беременных женщин (Как преодолеть страх перед родами).
  • Сексуальные страхи и страх сексуальности
  • Придуманные страхи. Страх перед женщиной
  • Вагинизм. Сексуальные женские страхи. Страх изнасилования
  • Страх за жизнь близких. Навязчивые мысли и страхи.
  • Самый популярный женский страх. Страх всего и на всякий случай
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • "Посмотри в глаза страху " - техника работы с МАК «Фобии и страхи»
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Работа с подростками. Техника с МАК "Тревога, страх, вина"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Страх и запрет проявляться или как вылезти из своей "скорлупы"
  • "А если это неправильно?": страх совершить ошибку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь