|
Детские страхи и работа с ними. Техника « Моя Страна».Автор статьи: Царенко Мария Петровна
" нормальность" сына, так как он постоянно всего боится. Когда был помладше его пугали дворовые собаки и темнота, сейчас стал бояться потеряться в супермаркете, не любит оставться дома один. Очень часто родителей тревожат детские страхи. " А вдруг с ребенком что-то ненормально", задают вопрос бдительные взрослые.
На самом деле, страх, этот извечный спутник человека, помогает ему выжить на всех этапах онтогенеза. Когда возникает угроза биологическому или социальному существованию, не важно, является ли она реальной или только воображаемой, возникает страх. Мы боимся, ожидаем угрозу и начинаем искать пути ее преодоления, включая реакции борьбы либо бегства. Но иногда, начиная с детского возраста, происходит обратная реакция, когда ребенок словно впадает в ступор ,и страх становится тормозящим активность переживанием, делая ребенка слабым, зависимым, беззащитным. Тогда страх включается в невротический защитный механизм и тормозит развитие личности ребенка и именно этот момент нужно пытаться контролировать.
Нужно отметить, что большинство детей имеет страхи. Эти страхи вполне могут являться адаптивным фактором развития ребенка если :
Детские страхи можно разделить:
До трех лет, пока у ребенка еще нет границы Я и Другой, страх чаще всего бывает неосознанным. Зато в старшем дошкольном возрасте интенсивность страхов становится максимально выраженной.
Каковы причины детских страхов? Вообще, любая травматическая ситуация в жизни ребенка может оставить после себя след из тревоги и страха. Если на ребенка, к примеру, кинулся соседский пес, то может появиться невыносимый ужас при виде собак, но только у тех детей, которые являются конституционально предрасположенными к такой реакции: тревожным и мнительным. То есть, предрасположенность к страху может выступать как врожденная особенность, но может также развиться с помощью негативной внутрисемейной обстановки:
Как отличить страх патологический от страха "нормального" возрастного страха В случае,если благодаря страху возникают препятствия в общении, социальная дезадаптация, ребенок отказывается от некоторых форм активности исходя из искаженного представления об ее опасности, возникает избегающее поведение, психосоматические симптомы, мы можем говорить, что этот страх патологический. Естественные возрастные страхи: от 0 до полугода- пугают резкие, громкие звуки, хаотические движения. Беспокойство возникает, если базовые физиологические потребности ( тепло, сон, пища) не выполняются.
от 6 месяцев до года- ребенок пугается незнакомых людей, когда мама оставляет его, когда происходит смена обстановки.
от года до 2 лет- ко всем вышеперечисленным страхам прибавляется страх получить травму, так как активно развивается двигательная активность. Особо заостряется страх разлуки с мамой.
два- три года- к страху разлуки добавляется боязнь эмоционального отвержения со стороны значимого другого. В этом возрасте проявляются страхи природных явлений- грозы, молнии. Ночью ребенок боится появления трицательных сказочных персонажей.
3- 5 лет- ко всем предыдцщим страхам присоединяется триада- одиночества, темноты и замкнутого пространства.
5- 6 лет- пугаются страшных снов, монстров
6-7 лет- максимальная выраженность страха, связанное с появлением у ребенка чувства времени и пространства. Он знает уже ,что люди умирают, и отчаянно боится потерять членов своей семьи и умереть самому. Актуализируются социальные страхи, страхи, связанные со школой.
7-8 лет - ребенок страшится ошибки на уроке, конфликтов с одноклассниками.
8- 11 лет- инстинктивно- детерминированные страхи сочетаются с социальными: страх не быть соответствующим принятым нормам, страх смерти родителей.
11- 13 лет- появляются социальные фобии: прослыть неудачником, белой вороной, быть отвергнутым компанией приятелей. Страх физических изъянов, непривлекательности.
13-16 лет- страх не быть собой,так как с одной стороны подросток стремится сохранить свою индивидуальность, а с другой- принадлежать группе. Появляются страхи своего тела и его изменений- у девочек появление менструаций, у мальчиков- поллюций. Особенности подростковых страхов в том, что они тщательно скрываются и воспринимаются подростком как нечто болезненное и постыдное.
Получается,что страхи сопровождают ребенка постоянно в процессе развития. С некоторыми из них ничего не нужно делать, они проходят с возрастом, но с теми, что мешают ребенку нормально развиваться, работают психологи. Некотрые техники вполне могут использовать и сами родители.
Приведу пример одной из техник для проработки страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Упражнение на определение угрозы и осознавание своих чувств: " Волшебная страна" Предлагаем ребенку построить из игрушек его Страну ( проекцию внутреннего мира) , где бы жилось ему весело и безопасно. В качестве фундамента используется лист бумаги, а в виде строительного материала - монетки, коробки, камушки, все, что есть на столе у психолога. Когда ребенок заканчивает строительство, нужно очень подробно распросить его об этой стране.
Обращаем внимание на границы Страны, четко ли они обозначены или вообще отсутствуют. После того, как ребенок описал свою Страну, спрашиваем, с какой стороны его миру угрожает опасность. В месте опасности просим расположить еще лист бумаги. Ребенок сам выбирает направление опасности, проектируя свои тревоги и страхи. Спрашиваем :
Когда ребенок отвечает на эти вопросы, он исследует свою запретную зону и выносит на белый лист бумаги проекции страшных для него образов. Он рисует эти образы на белом листе опасной зоны. Психолог же изучает эти появляющие образы и уточняет их особенности.
Иногда оказываетя, что неприятель просто не видит никаких границ между государствами. Тогда спрашиваем:
Признание того, что границы нужны для разграничения себя и внешнего мира может оказаться самым важным выводом для ребенка. Мир разный : он может быть и хорошим и плохим, и ребенок должен научиться показывать другим и себе, где проходят границы его личного пространства. В ходе этого упражнения иногда выясняется, что враги хотят " сжечь" хорошую Страну дотла, тогда нужно работать с внутреней агрессией и невозможностью ее принятия в себе. В этом случае, предлагаем ребенку провести переговоры с одним из врагов, во время которых проясняем самые пугающие моменты окружающего мира. Задача диалога- заключение перемирия с проективной агрессией. Может выяснясниться, чтот соседи у Страны на самом деле мирные и нужно бы расширить границы, тогда работа идет с прояснением его отношений со значимыми другими. На завершающем этапе работы ребенку предлагается показать те действия, которые совершают враги.Важным моментом является принятие своей агрессиии и призание права использовать ее в для своей же защиты.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|