|
Маскотерапия: возможности исцеления и методикиАвтор статьи: Абросимова Юлия Александровна
Сфера использования масок в психотерапии весьма обширна: работа с детьми и взрослыми в групповом и индивидуальном формате, с проблемами адаптации, отношений, пограничных и психосоматических расстройств. На стадии реабилитации после выхода из кризисных состояний маскотерапия позволяет по-новому узнать себя, обрести свое истинное лицо. Один из примеров работы с маскотерапией в группе приведен на этом видео: Несколько примеров упражнений маскотерапии различной глубины и направленности: "Маски животных и растений или Я в другом образе". Цель упражнения - развитие воображения, наблюдательности, спонтанности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание. В качестве реквизита используются маски животных и растений и любое устройство для воспроизведения музыкального фона. Каждый участник группы выбирает себе роль определенного животного или растения, затем описывает на словах, какое оно, и далее изображает выбранную роль, двигаясь по комнате (можно идти друг за другом по кругу или передвигаться по свободной траектории). Инструкция: "Представьте себя тем, кого вы выбрали, возможно оно вам чем-то близко, вы чем-то на него похожи... Побудьте им, выразите себя через движение этого существа или растения - как оно двигается, как звучит? Как вы чувствуете себя в роли этого существа? Какие желания возникают? ... Теперь вы снова - люди, переходите к спокойному, размеренному темпу движений, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Упражнение завершается, переходим к обсуждению". Вопросы, используемые на стадии обсуждения: "Подумайте, какую привычную роль вы играете в жизни? Что происходит, когда вы выходите из этой роли, понимают ли вас окружающие? Есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами существа и если да, то в чем? Какие чувства возникали в процессе выполнения этой роли? Что нового вы узнали о себе из этого упражнения?" [2]. "Создание маски". Цель упражнения - развитие самоинтереса, осознание многогранности своего "Я" в системе отношений с окружающими, самопринятие, развитие рефлексии, повышение самооценки. Используются обычные материалы арттерапии и маскотерапии: бумага ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей и т.п., а также устройство для воспроизведения музыки. Фоновая музыка должна быть спокойной, настраивающей участников на самоисследование. Инструкция: "Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас окружающие: ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот, используя любые материалы, сделайте маску - такой, каким вы презентуете себя миру". В данном случае исследуется маска архетипа "Персона", тот миф человека о себе, который транслируется обществу. Вопросы для обсуждения: "Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали? Что видят другие, когда они смотрят на маску? Что маска им показывает? Что ей хотелось бы показать? Что маска не хочет показывать? Чего маска боится? Какое самое заветное у маски желание?" [3]. "Диалог масок". Цель упражнения - оценка себя и других, развитие способности видеть позитивные стороны личности, само- и взаимопринятие. Используются изготовленные участниками маски самих себя, а также фоновая музыка. Сначала участники двигаются под музыку, затем рассаживаются по парам. Инструкция: "На маскарадах есть интересные традиции, одна из них – обмен масками. Поменяйтесь, пожалуйста, масками в созданных вами парах. Теперь определитесь, кто первым наденет на себя полученную от соседа маску - пусть он сделает это. Хозяин маски подробно рассказывает о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность), а вы, будучи этой маской, выслушиваете о себе рассказ. "Хозяин" маски и ее новый "носитель", отслеживайте все чувства и мысли, которые приходят, можете их ассоциативно выразить при помощи разноцветных геометрических фигур на листе или просто запомните". Затем те же действия совершаются с другой маской. Полученный опыт в масках друг друга обсуждается участниками по желанию. Вопросы для тех, кто согласился на обсуждение (отвечают оба участника пары про обе маски): "Что маска показывает? Что ей хотелось бы показать? Что маска не хочет показывать? Чего маска боится? Какое самое заветное у маски желание?" [3]. Завершающее упражнение "Без маски". Цель упражнения - снятие поведенческих и эмоциональных стереотипов, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности Я. В качестве материалов используются маски и карточки с незавершенными предложениями, например: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...", "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...", "Иногда люди не понимают меня, потому что я ...", "Верю, что я ...", "Мне бывает стыдно, когда я ...", "Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п. Каждый участник, находясь в своей маске, получает по одной карточке, без предварительной подготовки ему нужно завершить написанную на ней фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, то участнику придется брать еще одну карточку. По завершении упражнения все снимают маски, делятся своими чувствами и мыслями, полученными в ходе этого упражнения, благодарят друг друга за участие [2]. Таким образом, в имагинативном пространстве драматерапии и маскотерапии клиент экспериментирует с теми качествами своей личности, которые были вытеснены из сферы сознания под воздействием социального прессинга. Наблюдая себя в новом образе, он освобождается от ригидных установок, активизирует творческий потенциал самосозидания [1]. Завершение сеанса маскотерапии представлено здесь https://www.psyoffice.ru/article/159154/ Список литературы 1. Абросимова Ю.А. Современные психотехнологии в психологическом консультировании. Часть 2. Учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2019. - 320 с. 2. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. 3. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 284 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|