|
Братья и сестры, болезнь любви.Автор статьи: Усынина Марина Александровна
Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю, А когда мне будет нужно, Я и сам ее побью. А. Барто
Хочу затронуть актуальную тему, которая часто возникает на консультациях: как наличие братьев и сестер и отношения с ними в детстве влияют на формирование характера, черт личности человека, на то, каким человек будет во взрослой жизни.
Разбирая вопросы клиентов, часто выходим на темы связанные с детством. Какие были отношения не только с родителями, но и братьями и сестрами. Примеры из обращений клиентов: - Женщина 32 года. Младший ребенок в семье. Есть старший брат. По ее ощущениям и пониманию в детстве мама любила брата, а с ней была холодна. Ревновала маму к брату. Папа был строгим, мог применить физическое насилие, если она не выполняла своих обязанностей. Если вела себя примерно и выполняла обязанности, то это считалось просто необходимой нормой. Клиентка успешна в карьере. В построении близких отношений испытывает трудности. Считает, что любовь и хорошее отношение к себе можно только заработать и заслужить. Для этого нужно быть удобной для партнера и стараться всегда выполнять его желания. Но это не всегда получается, поэтому ее все равно никто не полюбит. Не верит, что ее можно любить. - мужчина 37 лет. Младший ребенок в семье. Есть старшая сестра. С сестрой большая разница в возрасте. Он у родителей поздний ребенок и они возлагали на него большие надежды, много им занимались, т. к. старшая дочь к тому моменту не оправдала надежды родителей. С сестрой не было близких, теплых отношений. Она ревновала родителей к брату. С детства ощущал, что все время должен соответствовать родительским ожиданиям. Успешен в карьере. Есть семья, ребенок. Жалобы на постоянное напряжение и тревогу потерять расположение жены и значимых близких. Усталость, от того, что нет возможности понять, что хочется самому и выполнить свои, а не чужие желания. Страх, что его могут отвергнуть. - женщина 23 года. Единственный ребенок в семье. От родителей в детстве усвоила, что они лучше ее знают, как и что она должна делать. При этом они всегда были не довольны ее результатами. Поэтому считали, что ей не стоит проявлять инициативу, принимать решения и т. д. В тоже время делать все она должна на «пятерки» и обязательно во взрослой жизни построить карьеру. Испытывает сложности в построении карьеры. Считает, что на работе не замечают ее трудолюбия, недовольны ее результатами. Хотя она старается и трудится сверхурочно. Не складываются отношения с мужчинами. Считает, что она не заметна, на нее не обращают внимание. Молодые люди, которые нравятся ей, интересуются ее подругами. Неуверенна в себе, постоянно сравнивает себя с другими. Испытывает необходимость все время соответствовать чьим-нибудь требованиям. Считает, что она не интересна. Считается, что если человек рос в семье с братьями, сестрами, то он будет по своим человеческим качествам и чертам характера отличаться от того, кто вырос в семье один. На самом деле на формирование характера, черт личности кроме этого фактора влияют также и события жизни, и система воспитания. Практика показывает, что клиенты, которые выросли в различных по составу семьях, могут иметь похожие неврозы, схожие убеждения, схемы выстраивания близких отношений. Бывает, что родителям часто не хватает здравого смысла, возможности увидеть ситуацию со стороны, объективно, чтобы понять, что чувствуют, испытывают дети, в том числе младшие и старшие в семье. В тоже время, взаимоотношения с братьями и сестрами в детстве влияют на формирования личности и на будущее человека. Как во взрослом возрасте он будет общаться с окружающими. С теми, кто выше или ниже по статусу. Со своим руководителем, клиентом, собственными детьми. Сейчас много литературы на тему психологии детства. Хочу порекомендовать книгу Марселя Руфо «Братья и сестры, болезнь любви». Автор приводит интересные истории, рассказанные его маленькими пациентами. Эти примеры показывают, как дети переживают состояния любви/ненависти, почему они вдруг решают, что родители их больше не любят. И вот это восприятие детей, что их не любят, что их отвергают, потому, что они плохие, неумелые, хуже брата или сестры и т. п. так же откликается и в их взрослой жизни. цитаты из книги: «Необходимо, чтобы родители избавились от расхожих определений: старший-де серьезный и прилежный, средний – и так и сяк, а младший – этакое хрупкое создание, который страдает и от старшего и от среднего. Я уверен, что любой ярлык, любая навязанная ребенку роль могут только мешать ему развиваться. Ярлыки, какими бы они не были, только сковывают развитие и часто «выдаются» в соответствии с тем опытом, который имели родители, живя со своими собственными братьями и сестрами.» «Мне бы хотелось развеять установившееся представление, будто единственные дети в семье компенсируют отсутствие братьев и сестер, выдумывая себе воображаемого компаньона. Почти все дети, есть у них брат или сестра, нет ли, ходят они в детское учреждение или нет, года в три-четыре проходят эту стадию развития. Подобное поведение успокаивает их при открытии мира и при выстраивании собственной системы ценностей. Воображаемый друг позволяет безо всякого риска вербализовать все, что есть у них на сердце; он может все, что угодно, выслушать и про братьев и сестер!» В детстве мы реагируем, исходя из законов детской психики. Во взрослой жизни, человек анализируя схемы поведения из детства, понимает, что обладает уже другими возможностями. Во время консультации мы обсуждаем с клиентом, например, какие убеждения из детства, мешают, вызывают дискомфорт, внутренний конфликт. Теперь, будучи уже взрослым, можно выбрать новые, более эффективные и конструктивные реакции и действия, которые помогут достичь своих целей. Например, если есть убеждение из детства, что «скромность украшает», то оно скорее всего, будет вступать в конфликт с потребностью построить карьеру. Работа с вопросами, которые корнями уходят в детство, такие как: самооценка; зависимое поведение; трудности, связанные с построением и защитой границ; неэффективные и деструктивные установки, убеждения из детства; детские психотравмы, страхи и т. п. – это длительный процесс. Он занимает достаточно времени и усилий. Но это того стоит, потому, что помогает улучшить отношение к себе, принятие и поддержку себя, доверие к себе. А это напрямую связано с улучшением отношений с окружающими, построению близких отношений. В итоге это помогает ощутить удовлетворение от жизни, возможность чувствовать себя счастливым.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|