Братья и сестры. Любовь и конкуренция сиблингов в семье.

Сегодня многие родители уже понимают, что для старшего ребенка появление малыша в семье не является однозначно радостным событием. Большинство детей не представляют как это быть братом или сестрой, и какие изменения произойдут в их жизни в тот момент, когда они станут старшими. Почти всегда рождение второго ребенка в семье означает, что внимания мамы, а, возможно, обоих родителей, в жизни первого ребенка становится меньше. К тому же, младший частично занимает его территорию, лезет в его дела и отбирает игрушки. В этот момент старший ребенок может потерять свою уверенность в том, что у него есть свое личное пространство, что его потребности важны, что родительскую любовь не надо зарабатывать. Отсюда рождаются трудности, обиды и соперничество или, иными словами, конкуренция.

В семье обычно рассматривают несколько подсистем отношений: супружеская, родительская, сиблинговая .*Сиблинги или сибсы - дети одних родителей (англ. siblings, sibs - брат или сестра). 

К сожалению, вопрос соперничества между детьми обычно не слишком волнует родителей. Тревоги родителей начинаются только тогда, когда здоровая конкуренция переростает в постоянные драки, естественная для ребенка ревность превращается в агрессивность, а беспокойство относительно любви родителей оборачивается замкнутостью.

Выделяют три основных варианта отношения родителей к детской подструктуре:

  1. Игнорирование иерархии и сближение с кем-либо из детей за счет перераспределения привязанности;
  2. Стремление быть максимально нейтральным, уравнивая всех детей и дистанцируясь от их сиблинговых проблем;
  3. Удержание иерархии "взрослые-дети" при соблюдении индивидуального подхода к каждому ребенку.

 Исследования показали, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Однако, на мой взгляд, при соблюдении нехитрых рекомендаций психолога, конкуренцию между детьми можно свести к минимуму.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ:

Ко мне обратилась мама девочки 5,5 лет с просьбой взять ее ребенка на индивидуальные занятия.

Полная семья, живут в новом доме в 3х - комнатной квартире. Полтора года назад родился младший брат. В то же время девочка начала ходить в сад. Есть бабушка и дедушка (родители отца), которые регулярно проводят время с детьми.

По словам мамы, девочка общительна со знакомыми, хотя проявляет стеснительность. В незнакомой обстановке застенчива и замкнута, в группе детского сада часто играет одна. Ребенок обычно активен, однако, как нарочно, медлителен утром, когда мама торопится и вечером, раздеваясь, после садика. Если заиграется, может описаться.

В последнее время маму стала беспокоить реакция дочки на младшего брата. При ярко выраженной привязанности и заботе о нем, она стала «вредничать»: не дает свои игрушки, прищемила ему пальцы, не пускает его в свою комнату. Вся семья регулярно становится свидетелями их детских конфликтов. 

В ходе исследования ситуации стало ясно, что, как это обычно бывает, пока девочка была единственным ребенком, она полностью получала любовь и внимание родителей. После рождения второго ребенка ее роль малыша трансформировалась в роль старшей сестры. Отец и мать возложили на нее часть обязанностей по уходу за младшим братом.

Отчасти, это способствовало установлению отношений союзничества между дочерью и родителями. Все вместе они называли родившегося младенца «нашим малышом». Однако, основная психологическая проблема данной семьи заключалась в том, что родители не оставляли специальное время для первенца, отчего она чувствовала себя притесненной.

Пока второй ребенок был еще совсем маленький, у девочки скопилась масса невыраженных обид и страхов из-за того, что новорожденный получал максимум родительского внимания, тогда как ей пришлось пойти в детский сад и ее контакт с родителями был сведен к минимуму.

Постепенно из беспомощного младенца младший брат превратился в более самостоятельного малыша, и на первое место вышло его стремление к овладению новыми навыками, похвалой и вниманием со стороны родителей, а также территорией и игрушками. С этого момента и проявилось явное соперничество между детьми.

Арсенал допустимых родителями способов проявления чувств девочки был ограничен положительными реакциями, а негатив копился внутри. Представьте себе воздушный шарик, который постоянно надувают. Он либо лопнет, либо вырвется и начнет хаотично летать по комнате. Так и ребенок, которому запрещено выражать свою злость, либо начинает болеть (что называется умным словом психосоматика), либо "неожиданно" вредничать...

На основании проведенного исследования была разработана программа психологической помощи семье по проблеме конкуренции сиблингов.

В ходе реализации данной программы родителям было рекомендовано с большим пониманием и вниманием отнестись к проявлениям личности своих детей. Одним из наиболее значимых моментов оказалось разделение зоны проживания разнополых сиблингов.

Было принято решение научить младшего ребенка уважать территорию и права старшей сестры, не брать ее игрушки без разрешения.

Также, родители согласились разнообразить занятия детей, чтобы они могли достигать успехов в разных сферах, и каждый получал одобрение родителей за собственные достижения. Таким образом, поводов для соперничества стало меньше.

После консультации невропатолога и УЗИ органов малого таза были исключены физиологические предпосылки энуреза. Постепенно при увеличении количества внимания со стороны родителей у старшего ребенка отпала необходимость подражать поведению младшего, чтобы его добиться. Это и послужило стимулом для прекращения неконтролируемого мочеиспускания.

Настольные игры еженедельно в выходной день в полном составе дали возможность проявлять здоровую конкуренцию всем членам семьи.

Было отмечено, что то, чему младший только учится, у старшей сестры получается уже очень хорошо. Я рекомендовала ставить ее в пример, и тогда младший брат постепенно научится воспринимать сестру, как авторитет.

Индивидуальные занятия ребенка с психотерапевтом один раз в неделю помогли девочке научиться адекватно выражать свой гнев и при необходимости приносить извинения, договариваться и просить о помощи. Все это пошло на пользу не только ее отношениям с младшим братом, но и ее социальным контактам в группе детского сада.

Безусловно, невозможно говорить о полном прекращении конкуренции между детьми, однако для старшей дочери малыш перестал быть претендентом на ее территорию и общий эмоциональный фон в семье улучшился, девочка перестала импульсивно «взрываться» и вредничать.

 

 



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • Ревность между детьми. Ошибки родителей и рекомендации.
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Любовь родителей к старшей дочери
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Изменения в семье после рождения ребенка.
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Как научить ребенка уважать и любить родителей
  • Младший ребенок в семье. Инфантилизация.
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Появление второго ребенка в семье
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Братцы-кролики. Лисички-сестрички. (Размышления о роли родителей в дружбе или не-дружбе детей в семье.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь