Особенности воспитания сиблингов (братьев и сестер)в приемной семье

Автор статьи: not

Сиблинговые отношения  одна из самых продолжительных связей из близких отношений между людьми. Независимо от их эмоционального оттенка (теплые, формальные, конфликтные и пр.), часто они продолжаются дольше других межличностных отношений (дружеских, супружеских, детско-родительских), создают общий опыт жизни братьев и сестер, начиная с раннего детства и до преклонного возраста. Постоянное общение и взаимодействие, общие семейные ритуалы и привычки в самых простых ежедневных ситуациях предоставляют возможность людям всех возрастов формировать и развивать привязанность, эмоционально значимые связи, чувство семейного единства [2].

Сиблинги (англ.)  генетический термин, обозначающий потомков одной семьи: братья, сестры, сюда входят приемные и усыновленные дети. Сиблинги образуют первую группу «равных», в которую вступает ребенок. В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, вырабатывают стереотипы взаимодействий – ведения переговоров, сотрудничества и соперничества. Как правило, в этом постоянном процессе взаимообмена они занимают различные места, что укрепляет в них ощущение, сознание принадлежности к группе, так и сознание возможностей индивидуального выбора и наличия альтернатив в рамках системы. Данные стереотипы приобретут большое значение впоследствии, когда дети будут переходить во вне семейные группы «равных», в систему школы и позже – в мир работы [4].

Условия воспитания оказывают особое влияние на отношения сиблингов. Как показывает практика, взаимодействие сиблингов в организациях для детей-сирот имеет свои особенности, которые надо учитывать при приеме ребенка в семью. Отношения между братьями и сестрами приобретают в этих условиях свою специфику.Семейные связи складываются, интегрируются и осознаются личностью постепенно. В силу возрастных особенностей и познавательных процессов, маленьким детям сложно воспринимать своих кровных братьев или сестер, проживающих отдельно в учреждении, оставшихся в кровной семье или находящихся в другой приемной семье, в качестве сиблингов. Из-за возрастных особенностей ребенка сиблинговые связи могут быть либо вовсе не сформированы, либо легко утрачены. Смена взрослых, взаимодействующих с детьми, разделенность их функций в отношении ребенка, перевод детей из одной группы в другую, из одного учреждения в другое, не позволяют ребенку выстроить систему отношений привязанностей. В детском доме уже сложившиеся родственные связи начинают разрушаться. Однако стереотип выполнения родительской роли старшего ребенка в отношении младших детей может оставаться достаточно длительное время. При этом старшие сиблинги чувствуют отчуждение, «защитное отвержение» (защитная реакция на травмирующий опыт) от младших.Младшие дети пытаются поддерживать отношения со старшими, при этом старшие братья и сестры теряют к ним интерес. Попадая в замещающую семью, они плохо осознают свои родственные связи, и процесс интеграции у них мало отличается от включения в семью не сиблинговой группы [3].

Сиблинги – выходцы из неблагополучных семей с незначительным институциональным опытом воспитания – могут иметь чрезвычайно сильные, хотя и амбивалентные эмоциональные связи. Доступность их друг для друга, отсутствие пространственных границ, отдельных комнат, с одной стороны, усиливает эти связи, с другой– ведет к росту агрессии [6].

Ролевые позиции сиблингов играют большое значение при помещении их в семью. Один сиблинг может выступать для другого в качестве: утешителя в сложных ситуациях; «опекуна»; примера, ролевой модели; конкурента – катализатора достижений; союзника, друга.

Независимо от распределения ролей сиблинги, живущие вне кровной семьи, являются друг для друга незаменимым источником формирования идентичности, я-нарратива (жизненной истории), т.к. они хранят уникальные, никому не известные эпизоды семейной истории, причем истории, увиденной глазами сверстника и поэтому вызывающей у ребенка особый резонанс.

Помещая детей в новую семью (или возвращая в кровную после длительной разлуки), нужно учесть порядок их рождения и по возможности воспроизвести его, не устраивая переезд всем детям одновременно.  То есть, первым помещают в семью самого старшего ребенка. Установив с ним контакт и доверительные отношения можно принимать в семью следующего по старшинству ребенка. Но лучше в таких вопросах обращаться к специалисту по сопровождению, который поможет лучше определиться в тактике выбора времени для перехода братьев и сестер в одну и ту же семью[5].

Сиблинги из многодетных семей могут объединяться в устойчивые пары и выталкивать на периферию третьего (пятого и др.) ребенка.

Существуют данные о том, чтоприсутствие сиблингов ведет к минимизации последствий травмы сепарации от родителей. Старший сиблинг служит для ребенка «безопасной базой» для исследования окружающего мира.

Сиблинг может играть роль заместителя матери и выполнять успокоительную функцию, является утешителем в ситуации смены семьи. Уже к году ребенок проводит во взаимодействии с сиблингами почти столько же времени, сколько во взаимодействии с матерью.

Помимо смягчения интенсивности психологической травмы, передача сиблингов в замещающую семью без их разлучения снижают давление на каждого отдельного ребенка, жесткость ожиданий по отношению к нему, т.к. у каждого из сиблингов есть свои сильные стороны, из которых у приемных родителей складывается образ «хорошего» ребенка [1].

Рассматривать вариант с разделением сиблингов следует, если их совместное проживание: нарушает нормальные детско-родительские отношения, приводит к невозможности удовлетворить потребности одного из детей, укрепляет деструктивные отношения, несмотря на попытки нормализовать их, угрожает чьей-либо безопасности.

Разлучение сиблингов несет в себе скрытое сообщение о том, что кровные узы, родство не являются важными. Однако возможны ситуации, когда выбор стоит между сохранениям отношений между сиблингами или сохранением детско-родительских отношений с каждым из них.

В качестве способов поддержания отношений между сиблингами, опытные замещающие родители используют:

- общие задания для всей сиблинговой группы,

- обсуждение правил взаимодействия как внутри группы, так и с другими членами семьи,

- совместные ритуалы еды (вместе сажают за стол),

- организацию качественного проведения совместного досуга,

- четкое распределение пространства в семье, размещение сиблингов в разные комнаты, закрепление за ними «своего» места в квартире.

Сиблинги по-разному воспринимают замещающих мать и отца. Имея значительные нарушения привязанности, они стабильную базу отношений ищут в замещающем отце, проецируя на замещающую мать свою обиду на биологическую маму.

Таким образом, при оценке ресурсности семьи для приема сиблингов, необходимо обратить внимание на следующие критерии.

Наличие в личном опыте родителей (особенно матери) многодетных или расширенных семей, в которых они воспитывались в окружении родных, двоюродных (троюродных и т.д.) братьев и сестер. Особенно важным является опыт матери. Наиболее ресурсными являются семьи, в которых мать была старшей сестрой. Ее опыт в родительской семье определяет во многом и пол сиблингов. Желательно, чтобы старший ребенок из сиблинговой системы был того же пола, что и сиблинг матери, идущий по номеру рождения за ней. 

Четкая ролевая структура семьи, где родители и дети выполняют роль в соответствии со статусом, отсутствует смешение ролей. Например, мать выполняет роль матери,  а не матери, отца, бабушки и т.д. одновременно. Отсутствие межпоколенных коалиций.

Стабильность семейных отношений и стабильная, хорошо продуманная организация жизни и быта.

Литература:

  1. Бондарева М.Ю. Программа формирования и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов, воспитывающихся в детских домах "ТЫ и Я": методическое пособие. – Хабаровск: ГОУ "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения", 2010. – 55 с.
  2. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. – М.: ООО "Издательство "Проспект", 2010. – 88 с.
  3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М. Генезис, 2006. – 368 с.
  4. Ослон В.Н., Семья Г.В. Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов: методические рекомендации. – М.: Министерство образования и науки Российской федерации (проект). – 2017.
  5. Семья Г.В. Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Москве. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитаниедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по ихвнедрению. – М.: ООО «Исследовательский проект»,ООО «Вариант», 2014. – 108 с.
  6. Трудное поведение приемных детей: причины, профилактика, пути помощи // Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ "Здесь и сейчас", 2017. – 287 с.


Просмотров: 764
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Братья и сестры. Любовь и конкуренция сиблингов в семье.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Дети ДОБРЫ, когда не подавляют их злость. Или про НЕлюбовь у сиблингов
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Личностные особенности сиблингов
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Несколько детей: как бороться с ревностью братьев и сестер.
  • Брат на брата: войны сиблингов
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Некоторые особенности детей из неблагополучных семей на примере сериала "Бесстыжие"
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Семейные расстановки по Хеллингеру. Случай из практики - отношения родителей и детей.
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь