"Почему я такой....неудачник?"

Автор статьи: Екатерина Денисова

Типичный вопрос для человека с низкой самооценкой: «Почему я такой неудачник?!» Тема самооценки бесконечная, постоянная и злободневная! Поэтому ещё раз о главном, я думаю не повредит...

Самооценка - это представление человека о важности своей личности, оценка самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков. Для того, чтобы произвести оценку необходимо провести сравнение. В случае с самооценкой человека - сравнивать необходимо себя с другими людьми, а это тяжело и оппонентов очень много. Если предположить, что родившись ребенка оставили в лесу, или в горах и он ни разу не видел себе подобных, не вступал с ними в отношения и взаимодействие, то необходимости сравнивать и оценивать себя у такого человека и не было бы. 

Таким образом можно говорит о том, что оценка, самооценка - явления социальные. Первыми источниками оценки для ребёнка являются близкие люди - родители, семья, далее круг общения расширяется и число оценивающих увеличивается. Первоначально оценку даёт окружение, а потом человек - уже с "имеющейся базой" - оценивает себя сам.

В самооценки можно выделить две составляющие:

1) эмоциональную часть (эмоции, чувства, ощущения), к поступлению в школу уже сформирована.

2) когнитивный часть (мысли, понятия, убеждения) складывается из знаний о себе, полученных от других, и знаний о себе, полученных в сравнении с другими. Достигает своего апогея в подростковом возрасте. 

Первой, значимый фигурой, которая непосредственно влияет на самооценку ребенка - является Мама. Все ее слова, действия, поступки не подвергаются критики и считаются истиной в первой инстанции. Когда Мама выступает в роли поддерживающей и любящей фигуры с посылом: «Я люблю тебя. Ты мое счастье. Ты замечательный.» Тогда у ребёнка формируется базовая установка о том, что он «здоровый, нормальный, любимый, лучший, способный». 
Не только Мама, но и все значимые взрослые, участвующие в воспитании ребёнка, вносят вклад в развитие его самооценки. Если взрослые выступают в роли обесценивающей, отсутствующей фигуры - здесь можно говорить о развитии низкой самооценки и как следствие работа с темой: «Родители и дети». Так как фактически мысли такого ребёнка следующие: « Мама/папа (бабушки-дедушки...) не принимают меня, не любят, мне грустно, печально, плохо, обидно» возникает масса негативных эмоций на себя и взрослых. 

А дальше из семьи - ребёнок выходит в «этот мир»: д/с, школа. И здесь по полной ребёнок погружается в состояние удачи/неудачи, успеха/неуспеха. Кто-то сразу делает замечательную поделку, а кто-то с десятого раза - не может. Кто-то постоянно поёт, читает стихи и участвует в праздниках, а другому участь - массовка в танце. О школе - вообще говорить не приходится, даже "смайлики" в первом классе дают оценку. Ведь ребёнок чётко понимает, что грустный "смайлик" = не успешный Я = недовольный учитель = разочарованный родитель! И тут включается уже когнитивная часть самооценки - мысли, убеждения, интроекты - «Я бестолковый, неудачник, не то что Оля, Коля, Вася...» И если взрослый имел неосторожность выделить этого «бестолкового», то дети - непосредственные и жестокие - подхватывают эстафету и начинается хоррор: самооценку «закатывают» в асфальт и реабилитировать ее потом достаточно тяжело. И как факт - чем старше, тем требований больше - ресурсов нет - успешности нет и качество жизни уходит в минус. 

Какие признаки низкой самооценки можно выделить в основные, определяющие: 

- постоянная самокритика, самоедство «ноги подкачала, надо руки; не так сказала, надо было по-другому; не то сделала - надо было вот так"; 

- неудовлетворенность собой (внешними и внутренними качествами) "и нос не такой, и ноги - недостаточно ровные, и вообще характер у меня отвратительный, и проблемы у меня с произношением буквы "Л";

- поиск "поглаживания" в виде одобрения (взгляд, слово, действие), "хоть чуточку дайте мне поддержки, покажите что я не совсем пропащий";

- страх перед началом нового, «я все равно не смогу сделать отлично, лучше не начинать»;

- синдром отличника, «чтобы было идеально - только тогда это заметят и похвалят» (не факт конечно);

- обесцениваете всех своих успехов, «всегда недостаточно, плохо, можно было бы лучше - вон как у Ольги Бузовой, даже круче»;

- желание всем угодить, может доходить до слащавости, стелиться и заискивать; 

- повышенная чувствительность к критике (не только от значимых людей, но даже не знакомых), «а вдруг этот  человек - в последнем ряду кинотеатра - подумает обо мне плохо, мне не жить»;

- страх борьбы, соревнования (никогда не получалось - и здесь не получится, он же меня замочит); 

- тяжелое переживание даже минимальных неудач ("я даже уборку нормально не могу сделать, не то что найти нормальную работу");

- зависть к успешным людям, критика и обесцениваете их достижений ("и не вижу никаких заслуг здесь, сто процентов не сама, кто-то помог");

- пессимизм тотальный "жизнь тяжела, не удалась и нечего даже мечтать о лучшем";

- уход в мир иллюзий и мечтаний "нет нормальных мужчин вокруг, я все равно останусь одна, пойду почитаю роман - там настоящий чувства, эмоции";

- бездействие "сил нет, не могу"

Таким образом, низкая самооценка - низкое качество жизни - неудовлетворённость и злость, как следствие различные психические и соматические состояния.  Самооценка оказывает величайшее влияние на жизнь человека в целом, начиная от внешних условий благополучия и заканчивая внутренним ощущением баланса, счастья, радости, довольства.

P.S Примеры использовала утрированные, чтобы было наглядней и захотелось внести немного юмора, он всегда помогает. 



Просмотров: 213
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Причины низкой самооценки или "Почему я такая".
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь