|
"Почему я такой....неудачник?"Автор статьи: Екатерина Денисова
Типичный вопрос для человека с низкой самооценкой: «Почему я такой неудачник?!» Тема самооценки бесконечная, постоянная и злободневная! Поэтому ещё раз о главном, я думаю не повредит... Самооценка - это представление человека о важности своей личности, оценка самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков. Для того, чтобы произвести оценку необходимо провести сравнение. В случае с самооценкой человека - сравнивать необходимо себя с другими людьми, а это тяжело и оппонентов очень много. Если предположить, что родившись ребенка оставили в лесу, или в горах и он ни разу не видел себе подобных, не вступал с ними в отношения и взаимодействие, то необходимости сравнивать и оценивать себя у такого человека и не было бы. В самооценки можно выделить две составляющие: 1) эмоциональную часть (эмоции, чувства, ощущения), к поступлению в школу уже сформирована. 2) когнитивный часть (мысли, понятия, убеждения) складывается из знаний о себе, полученных от других, и знаний о себе, полученных в сравнении с другими. Достигает своего апогея в подростковом возрасте. Первой, значимый фигурой, которая непосредственно влияет на самооценку ребенка - является Мама. Все ее слова, действия, поступки не подвергаются критики и считаются истиной в первой инстанции. Когда Мама выступает в роли поддерживающей и любящей фигуры с посылом: «Я люблю тебя. Ты мое счастье. Ты замечательный.» Тогда у ребёнка формируется базовая установка о том, что он «здоровый, нормальный, любимый, лучший, способный». А дальше из семьи - ребёнок выходит в «этот мир»: д/с, школа. И здесь по полной ребёнок погружается в состояние удачи/неудачи, успеха/неуспеха. Кто-то сразу делает замечательную поделку, а кто-то с десятого раза - не может. Кто-то постоянно поёт, читает стихи и участвует в праздниках, а другому участь - массовка в танце. О школе - вообще говорить не приходится, даже "смайлики" в первом классе дают оценку. Ведь ребёнок чётко понимает, что грустный "смайлик" = не успешный Я = недовольный учитель = разочарованный родитель! И тут включается уже когнитивная часть самооценки - мысли, убеждения, интроекты - «Я бестолковый, неудачник, не то что Оля, Коля, Вася...» И если взрослый имел неосторожность выделить этого «бестолкового», то дети - непосредственные и жестокие - подхватывают эстафету и начинается хоррор: самооценку «закатывают» в асфальт и реабилитировать ее потом достаточно тяжело. И как факт - чем старше, тем требований больше - ресурсов нет - успешности нет и качество жизни уходит в минус. - постоянная самокритика, самоедство «ноги подкачала, надо руки; не так сказала, надо было по-другому; не то сделала - надо было вот так"; - неудовлетворенность собой (внешними и внутренними качествами) "и нос не такой, и ноги - недостаточно ровные, и вообще характер у меня отвратительный, и проблемы у меня с произношением буквы "Л"; - поиск "поглаживания" в виде одобрения (взгляд, слово, действие), "хоть чуточку дайте мне поддержки, покажите что я не совсем пропащий"; - страх перед началом нового, «я все равно не смогу сделать отлично, лучше не начинать»; - синдром отличника, «чтобы было идеально - только тогда это заметят и похвалят» (не факт конечно); - обесцениваете всех своих успехов, «всегда недостаточно, плохо, можно было бы лучше - вон как у Ольги Бузовой, даже круче»; - желание всем угодить, может доходить до слащавости, стелиться и заискивать; - повышенная чувствительность к критике (не только от значимых людей, но даже не знакомых), «а вдруг этот человек - в последнем ряду кинотеатра - подумает обо мне плохо, мне не жить»; - страх борьбы, соревнования (никогда не получалось - и здесь не получится, он же меня замочит); - тяжелое переживание даже минимальных неудач ("я даже уборку нормально не могу сделать, не то что найти нормальную работу"); - зависть к успешным людям, критика и обесцениваете их достижений ("и не вижу никаких заслуг здесь, сто процентов не сама, кто-то помог"); - пессимизм тотальный "жизнь тяжела, не удалась и нечего даже мечтать о лучшем"; - уход в мир иллюзий и мечтаний "нет нормальных мужчин вокруг, я все равно останусь одна, пойду почитаю роман - там настоящий чувства, эмоции"; - бездействие "сил нет, не могу"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|